Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:07, курсовая работа
Цель: Показать эффективность дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников.
2. Раскрыть значение дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Оценить эффективность использования дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Введение 3
1. Теоретический анализ вопроса развития интеллекта дошкольников в работах отечественных и зарубежных психологов 6
1.1 Развитие интеллектуальных способностей в дошкольном возрасте 6
1.2 Использование дидактических игр как средства развития интеллекта дошкольников 16
1.3 Классификация игр и их влияние на развитие психических процессов дошкольников 20
Выводы по главе 1 24
2. Экспериментальное исследование развития интеллектуальных способностей дошкольников 26
2.1 Методика проведения констатирующего эксперимента 26
2.2 Методика проведения формирующего эксперимента 35
2.3 Контрольный эксперимент, сопоставление результатов контрольной и экспериментальной группы 41
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список литературы 49
Приложение 1 53
Приложение 2 54
Приложение 3 55
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии интеллектуальных способностей дошкольников. Интеллектуальные способности ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая является на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка.
В результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного применения дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников, т.е. цель нашего исследования была достигнута.
В ходе работы была проанализирована психолого-педагогическая литература поданной проблеме, было раскрыто значение дидактических игр в развитии психических процессов детей, была проведена диагностика интеллекта дошкольников и оценена эффективность использования дидактических игр в развитии интеллекта детей, т.е. все задачи, которые были поставлены перед нами, были решены.
В результате проведённого исследования гипотеза о том, что, если целенаправленно и систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень интеллектуальных способностей дошкольников, нашла своё подтверждение.
Также следует отметить, что развитие интеллекта в дошкольном возрасте начинается вне зависимости от применения образовательных ли развивающих программ. Использование игрового материала в процессе обучения ведёт к интенсивному развитию интеллектуальных способностей дошкольников; построение образовательного процесса на основе игрового материала, позволяет развивать его интеллект.
1. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1986. - С.85.
2. Ендовицкая Т.В. Развитие
3. Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991.
4. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск, 1998.
5. Психология и педагогика игры дошкольника. / под редакцией А.П. Усовой, А.В. Запорожца. М., 1996.
6. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. М., 1996.
7. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
8. Поддьяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. М., 1988.
9. Бохорский Е.М. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе группы с помощью словесных дидактических игр. М., 1997.
10. Холодная М.А. Психология
11. Зак А.Г. Различия в мышлении детей. М., 1992.
12. Поливанов А.Н. Психология интеллекта. М., 1997.
13. Степанов С.С. Диагностика
интеллекта методом
14. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1988.
15. Абромян Л.А., Антонова Т.В. и др. Игра дошкольника. М., 1999.
16. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Минск, 1998.
17. Шведова Л.М. Развитие
18. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М., 2000.
19. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М., 1996.
20. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1998.
21. Джапаридзе М.А. О
22. Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М., 2000.
23. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1992.
24. Рубинштейн С.Л. Краткий
25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М., 1998.
26. Акимова Н.К., Козлова В.Т. Упражнения
по развитию мыслительных
27. Смоленцева А.А. Сюжетно-
28. Базард Э.А. Дидактическая игра в развитии произвольной образной памяти старших дошкольников. Минск, 1999.
29. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. М., 1991.
30. Вилькеев Д.В. Развитие у
дошкольников общего
31. Заика Е.В. Комплекс
32. Столяр А.А. Давайте поиграем. М., 1991.
33. Алексеева Е.О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений. М., 2002.
34. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В.
Развитие логического мышления
детей. Ярославль, Академия
35. Инельдер Б.О. Развитие
36. Седж Н.В. Игры и упражнения в обучении шестилеток. Минск, 1985.
37. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд. /Вопросы психологии, 1995, №1.
38. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999.
39. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. М., 1986.
40. Тихомирова Л.Ф. Развитие
41. Бурков Ф.М. О психическом развитии ребёнка. М., 1998.
42. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. / под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М., 1998.
43. Агофонова И.Н. Рисую и
44. Дружинин В.М. Психология
45. Тамберг Ю.Г. Развитие
46. Аванесова В.Н. Дидактические игры. /Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. / под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М., 1999.
47. Дружинин В.М.
48. Вяхирева Е.А. Виды игр и их особенности. М., 1994.
49. Давидчук А.Н. Восприятие и модели памяти. С-Пб., 1998.
50. Гаудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2000.
51. Журавлёв А.П. Механизмы игры. М., 1997.
52. Левина М.З. Логика и
53. Редько А.З. Способы активизации познавательной деятельности дошкольников. /Вестник науки, 1998.
54. Умственное развитие. / под редакцией В.М. Ольшанского. М., 2000.
55. Щедровицкая Г.В. Игра и её особенности в дошкольном возрасте. М., 1997.
56. Коленцева Н.Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду. Тбилиси, 2000.
57. Альманах психологических
58. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1994.
59. Левитов Н.Д. Детская и
60. Зак З.А. Методика развития интеллектуальных способностей у детей. М., 2001.
Результаты выполнения тестовых заданий детей контрольной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента
№ |
"Логическая классификация" |
"Прогрессивные цветные матрицы" | ||
до |
после |
до |
после | |
1 |
2 |
3 |
18 |
19 |
2 |
2 |
3 |
19 |
21 |
3 |
1 |
1 |
24 |
27 |
4 |
2 |
4 |
22 |
25 |
5 |
3 |
4 |
13 |
14 |
6 |
2 |
2 |
20 |
21 |
7 |
4 |
3 |
24 |
26 |
8 |
2 |
2 |
24 |
27 |
9 |
3 |
4 |
19 |
21 |
10 |
2 |
3 |
19 |
22 |
11 |
1 |
3 |
22 |
25 |
12 |
2 |
2 |
21 |
25 |
13 |
2 |
3 |
28 |
30 |
14 |
1 |
2 |
22 |
26 |
15 |
1 |
1 |
14 |
15 |
16 |
1 |
2 |
17 |
17 |
17 |
2 |
2 |
21 |
22 |
18 |
2 |
3 |
17 |
21 |
19 |
1 |
1 |
22 |
25 |
20 |
2 |
2 |
18 |
24 |
21 |
1 |
2 |
16 |
19 |
22 |
2 |
3 |
19 |
21 |
Результаты выполнения тестовых заданий детьми экспериментальной группы в констатирующем эксперименте и после формирующего эксперимента
№ |
"Логические классификации" |
"Прогрессивные цветные | ||
до |
после |
до |
после | |
1 |
1 |
3 |
21 |
24 |
2 |
2 |
4 |
14 |
15 |
3 |
2 |
3 |
15 |
16 |
4 |
2 |
4 |
18 |
19 |
5 |
2 |
3 |
21 |
25 |
6 |
2 |
3 |
24 |
26 |
7 |
1 |
3 |
22 |
25 |
8 |
2 |
3 |
18 |
20 |
9 |
3 |
4 |
19 |
22 |
10 |
2 |
3 |
24 |
28 |
11 |
4 |
5 |
22 |
25 |
12 |
2 |
3 |
13 |
16 |
13 |
3 |
4 |
20 |
23 |
14 |
2 |
3 |
24 |
26 |
15 |
1 |
4 |
24 |
29 |
16 |
2 |
2 |
19 |
22 |
17 |
2 |
3 |
19 |
24 |
18 |
1 |
2 |
22 |
26 |
19 |
1 |
2 |
21 |
25 |
20 |
1 |
3 |
22 |
27 |
21 |
2 |
3 |
14 |
26 |
22 |
2 |
3 |
17 |
29 |
Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук
Комплекс №1 (гимнастический)
1. Выпрямить кисть, плотно
2. Руку плотно положить на
стол ладонями вниз и
3. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний - к указательному.
4. Сжать пальцы в кулак и
вращать кисть в разных
5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочерёдно каждой рукой, затем сразу обеими.
6. Положить руки ладонями вверх. Ребёнок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, затем на другой. Повторить это упражнение в обратном порядке.
7. Ладони лежат на столе. Ребёнок поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
8. Ребёнок зажимает карандаш
средним и указательным
9. Положить на стол 10-15 карандашей или палочек. Ребёнок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному.
10. Ребёнок зажимает карандаш
между средним и указательным
пальцами. Далее выполняется движение
так, что сначала впереди
Комплекс №2 (игры для развития тонкой моторики пальцев рук)
Игра "Гребешок"
Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладоней левой руки, прогибают её так, что пальцы левой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцами левой - и в петушиный гребень превращаются пальцы правой руки.
Игра "Кошка выпускает коготки"
Поджать подушечки пальцев к
верхней части ладони. Затем быстро
выпрямить и растопырить пальцы
Игра "Бег"
Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставлять пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.
Игра "Быстрые вращения"
Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее.
Игра "Солнышко, заборчик, камешки"
Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены - это "солнышко".
Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить - это "заборчик".
Обе руки сжать в кулак - это "камешки".
По вашей команде: "Солнышко, заборчик, камешки" дети показывают пальчиками. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, затем всё быстрее и быстрее.
Доклад для защиты исследовательской работы.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В игре формируются и перестраиваются частные психические процессы. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.