Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 19:35, реферат

Описание работы

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.
Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Файлы: 1 файл

Тема- «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребен.doc

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка»

 

 

 

 

 

 

 

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.  
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.  Авторами ранней системы  дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие.  

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.

Слайд1

Игра – это жизнь. Она  добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания».

Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения.  (фото)

 

 

Слайд 2

Проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста зависит от от правильного подбора и проведения специальных дидактических игр, а также от грамотного руководства взрослого процессами познания окружающего мира.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Слайд  3

Цель: Осуществление неразрывной связи сенсорного развития с разнообразной деятельностью детей посредством  дидактических игр.

Задачи:

    • Формирование общей сенсорной способности;
      • Обеспечение постепенного перехода от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет и форма, размер и т.д);
      • Получение  новых знаний, закрепление навыков действий с различными предметами;
      • Умение  общаться со своими сверстниками и  с взрослыми.

Слайд 4

Принципы:

1.Обогащение и углубление содержания  сенсорного воспитания на основе  дидактической игры.

2.Актуальность дидактического материала ( наглядные пособия, правила игры,  заинтересованность в получении результата и т.д)

3.Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.

4.Соревновательность (создает у ребёнка стремление выполнить задание быстрее).

 

 

 

Слайд 5 Дидактические игры

С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и  с взрослыми.

В своей практике для развития сенсорного опыта детей, я использую дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками.

Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры.

Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие  игры очень важны,  потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т.д.). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Слайд 6  Правила 

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Соблюдая правила, ребенок учится преодолевать отрицательные эмоции, прилагать усилия воли, получает радость от выполнения задания.

 

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми.

Правила игры направлены на воспитание положительных игровых отношений.

Слайд 7  Цвет (фигуры разного цвета)

Анализируя дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, я прихожу к выводу, что детей интересует, прежде всего, игровое действие.

При ознакомлении с цветом с первых занятий я сразу знакомлю детей с шестью цветами спектра – красным, оранжевым, желтым, зеленым, синим и фиолетовым.

 Для этого я использую  такие дидактические игры, как  «Прятки», «Радуга-дуга», «Магазин»  и другие. После того, как дети  научатся различать и называть все 6 цветов спектра, я знакомлю их с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями «светлей», «темней»..

Слайд 8 Форма

Радует меня  то, что детям всё доступнее дается глубокое восприятие формы. Они могут  из квадрата, прямоугольника, кругов выложить грузовик, Из трёх  треугольников  выложить ёлочку.

Знакомиться с цветом, формой, величиной предметов детям помогают тряпичные человечки – фигурята: «Квадратенок», «Кругленок» «Треугольничек» (звучащие подушечки круглой, квадратной и треугольной формы). Они помогают, например игрушкам спрятаться в деревянные домики разного цвета, одинаковой величины, в комнаты разного цвета разместить такого же цвета игрушки.

С «фигурятами», «кругленком», «квадратенком», «треугольничком» дети играют увлеченно и охотно.

Слайд 9 -10 Величина

Знакомство детей с величиной происходит в  сравнении трех объектов, существенно различающихся по величине (матрешка «большая», «поменьше», «маленькая». По определению высоты использую дидактическую  игру: «Сказочные деревья» ( разной высоты, с листьями и яблоками), дидактические игры с куклой «Катя проснулась», «Катя обедает», «Новая кукла», словесные игры «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок» и другие.

Таким образом: дидактические игры по сенсорному воспитанию детей представляют собой определенную усложняющую систему.

Следуя этой системе, учитывая уровень развития детей и их интересы, я могу быть уверенной в том, что дети будут безошибочно ориентироваться в окружающем мире, у них сформируются психические качества: внимание, память, наблюдательность, сообразительность, и всё это будет доставлять им эмоциональную радость.

Слайд 11 

 Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям. 
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.        

Наблюдая  и играя вместе с детьми, я вижу как дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что безусловно увеличивает их значение.

В качестве критериев оценки результатов  игры выступают:

а) выполнение условий проведения игры;

б) соблюдение основных требований, предъявляемых к игре;

в) степень решения поставленных задач;

г) уровень достижения поставленной цели.

Игра — средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших качествах. Нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре.

А.М.Горький, защищая право ребенка на игры, писал: "Ребенок до 10-летнего возраста требует игр, забав, и требование его биологически оправданно и законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий мир прежде всего, и легче всего в игре, игрой".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Амонашвили Ш.А.Здравствуйте дети -М.,1988

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.,М.,Просвещение,1991.

Венгер Л.А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М.,Просвещение,1988г.

Жуковская  Р.И. "Игра и её педагогическое значение".-М.,1100%г.

    5.Максаков А.И. Учите,играя.-М.-1981г.

6.Сорокина А.И.Дидактические игры  в детском саду.- Столяр 7.А. "Давайте  поиграем",М.,Просвещение,1991г.

8.Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические  игры с математическим содержанием",М.,Просвещение,1987г.

9. Шербинина Г.К. Сказка как средство воспитания.

 

 


Информация о работе Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка