Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 12:30, контрольная работа
К сожалению, не все дети развиваются одинаково успешно, в основном это связано с различными врожденными дефектами, как нарушение слуха, зрения или умственного развития. Про таких детей специалисты говорят, что формирование их личности происходит в условиях аномального развития. И некоторые свойства формирующейся личности таких детей напрямую или косвенно зависят от аномалий. Цель работы - особенности дидактической игры. Вопросы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. ЕЕ СТРУКТУРА И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ........................................................................................................4-8
2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ .......................................................................................9-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................................13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Забота об этих детях — проблема не только родителей, но и общества в целом. В развитых странах оказывается всемерная помощь семье. Через средства
массовой информации и другие источники у людей воспитывают гуманное отношение к больным детям и взрослым. Так, в Швеции выпускают
буклеты «Как ты должен себя вести, если встретишь не похожего на себя человека». В них кратко, тактично разъясняются особенности людей с ограниченными возможностями, даются рекомендации, как лучше установить с ними общение.
Родители детей с недостатками развития могут получить конкретные рекомендации на различных курсах, консультациях, в центрах (клубах) помощи. Многие матери приходят туда отдохнуть, послушать музыку, установить дружеские контакты, т. е. снять или уменьшить психическое
•*
напряжение. С родителями занимаются врачи-психотерапевты, психологи, которые организуют беседы на такие, например, темы: «Как справиться с проблемой, когда в семье есть ребенок с недостатками развития», «Супружеские отношения», «Вы и ребенок среди друзей и родственников, в городском транспорте» .и т. д. Откровенные беседы родителей с консультантом и друг с другом помогают иначе воспринимать трудности. Мать и отец начинают лучше понимать индивидуальные особенности собственного ребенка, перед ними открываются более широкие возможности его воспитания.
В некоторых странах в помощь семье выпускается необходимая литература. В Италии издается журнал «Синдром Дауна», в Англии — «Голос родителей». В них родители находят исчерпывающие сведения о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями.
В нашей стране такие дети находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства социальной защиты населения. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет. Чтобы сохранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи, многие учреждения работают по режиму пятидневки, родители могут забирать ребенка на время школьных каникул и отпуска.
В детских домах-интернатах педагогическая работа строится по специальной программе и включает ряд этапов.
На первом этапе (с 4 до 8 лет) у детей вырабатывают санитарно-гигиенические навыки, проводят занятия по развитию моторики и координации движений. Воспитанников приучают к адекватному поведению в группе, актовом зале, столовой, на прогулке. Организуется работа по развитию речи и познавательной деятельности, осуществляется подготовка малышей к обучению по специальной школьной программе.
Помимо детских домов-интернато
В последние годы в России внимание общества обращено на инвалидов детства. Так, Министерство образования готовит решение об открытии при специальных школах классов для детей с глубоким нарушением интеллекта. Количество учащихся в них не должно превышать 10 человек. Уже созданы общественные организации, ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями, задача которых — помочь семьям в воспитании аномального ребенка (Ассоциация родителей детей с синдромом Дауна). В них родители смогут получить консультации, принять участие в благотворительных мероприятиях.
Для детей-инвалидову находящихся в семье, организуются различные формы воспитания и обучения. Так, в Рязани в системе образования открыта реабилитационная школа-интернат «Вера». Эта школа работает как для приходящих детей, так и для тех, которые остаются в ней на пятидневке. В классе обычно 8—10 человек, с которыми занимаются учитель и помощник под руководством специалистов-дефектологов. Особый интерес у учащихся вызывают музыкальные занятия (ритмика, пение), на уроках эстетики дети учатся рисовать, лепить, делать аппликации. Учителя труда стараются
подобрать приемлемые для детей виды практических работ (выращивание овощей в парниках, изготовление искусственных цветов).
Задача детского сада и школы — приспособить такого ребенка к жизни в обществе, использовать все возможности для его социальной адаптации.
Одной из новых форм помощи
аномальным детям этой категории
являются реабилитационные центры для
детей с ограниченными
Таким образом, воспитывать и обучать детей с недостатками развития не только можно, но и нужно. Дети* могут находиться как в домах-интернатах, так и в специальных классах вспомогательных школ и реабилитационных центрах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность выбранной темы характеризуется пониманием механизмов игры как ведущего вида деятельности дошкольников и знании особенностей ее становления у детей с умственной отсталостью.
В психологии игра рассматривается
как ведущая развивающая
В заключение хотелось бы отметить следующее. Общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Существенным моментом является то, что игра в ее развернутой форме требует от ребенка видения предметов в соответствии с взятой на себя ролью и согласования своей точки зрения с точками зрения других играющих. На этой основе у ребенка развивается новая система операций, осуществляется переход от дооперационного мышления к конкретным операциям (Ж. Пиаже, 1932).
В игре у ребенка формируется ориентация в социальных отношениях. Ребенок усваивает различные комбинации соподчинения социальных ролей. Особое значение придается игре как совместной деятельности, являющейся исходной точкой для развития качеств, обеспечивающих определенный уровень социализации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение 1987.
2. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Омега., 1996.
3. Как учить и развивать умственно отсталых детей. Под ред. Кротовой Н М. - СПб.: Просвещение., 1994.
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия»., 2000.
5. Михайленко Н. Я. Игра с правилами в дошкольном возрасте. - М.: Наука., 1994.
6. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: Педагогика., 1981.
7. УрунтаеваГ. А. Дошкольная психология. - М.: Просвещение., 1997.
8. Усова А.Б. Роль игры в воспитании детей. - М.: Наука., 1976.
9. Шевелев К. В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: Омега., 2001.
10. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
Информация о работе Дидактическая игра в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями