Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:15, доклад
«Прятки» Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа). Материал. Мелкие игрушки. Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня».
Томский Государственный Педагогический Университет
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи
Томск 2012
Морфология
«Прятки»
Цель. Формирование
морфологической стороны речи. Подвести
детей к пониманию предлогов и наречий,
имеющих пространственное значение (в,
на, за, под, около, между, рядом, слева,
справа)
Материал. Мелкие игрушки.
Ход.
Изготовленные заранее
игрушки воспитатель прячет в разных местах
групповой комнаты, а затем, собрав вокруг
себя детей. Сообщает им: «Меня известили,
что у нас в группе поселились непрошенные
гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение,
пишет, что кто-то спрятался в верхнем
правом ящике письменного стола. Кто пойдёт
на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то
спрятался в уголке игрушек, за шкафом
(Поиски). Кто-то под кукольной кроватью;
кто-то на столе; что стоит справа от меня»
Т.О. дети отыскивают всех
непрошенных гостей, прячут их в коробочку
и договариваются, что снова поиграют
с их помощью в прятки.
Олины помощники
Цель: образовывать
форму мн. Числа глаголов.
Материал: кукла Оля.
Ход.
- К нам пришла кукла Оля
со своими помощниками. Я их вам покажу,
а вы угадайте, кто эти помощники и что
они помогают делать Оле.
Кукла идёт по столу. Воспитатель
указывает на её ноги.
- Что это? (Это ноги)
- Они Олины помощники.
Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют
и т.д.)
Далее указывает на другие
части тела и задаёт аналогичные вопросы,
дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы
жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят,
моргают…)
«Кто больше действий
назовёт»
Цель: активно использовать
в речи глаголы, образовывая различные
глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы
одежды, самолёт, кукла, собака, солнце,
дождь, снег.
Ход.
Приходит Неумейка и приносит
картинки. Задача детей подобрать слова,
которые обозначают действия, относящиеся
к предметам или явлениям, изображённым
на картинках.
Например:
- Что можно сказать о самолёте?
(летит, гудит, поднимается)
- Что можно делать с одеждой?
(стирать, гладить, зашивать)
- Что можно сказать о дожде?
(идёт, капает, льёт, моросит, стучит по
крыше)
И т.д.
Скажи, какой?
Цель: Учить детей выделять
признаки предмета.
Ход.
Воспитатель (либо ребёнок)
вынимает из коробки предметы, называет
их, а дети указывают на какой-либо признак
этого предмета.
Если дети затрудняются,
воспитатель помогает: «Это кубик. Какой
он?»
Что за предмет?
Цель: учить называть
предмет и его описывать.
Ход.
Ребёнок вынимает из чудесного
мешочка предмет, игрушку, называет его
(это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель:
«Он круглый, синий, с жёлтой полосой и
т.д.»
Синтаксис
Дидактическое пособие "Составь предложение " дети знакомятся с предложением. Чтобы научить детей составлять предложения из слов находящихся в начале, середине или в конце предложения, предлагаю вам простое дидактическое пособие, которое легко изготовить своими руками. Это пособие состоит из карточек с кармашками со схематическим изображением предложений, состоящих из разного количества слов и предметных картинок.
Воспитатель вставляет предметную картинку в карманчик в начало, середину или в конец предложения, а дети составляют предложения по данной схеме.
Данное дидактическое
пособие предназначено для
Цель: правильное употребление предлогов пространственного значения, практическое усвоение падежных конструкций с предлогами: на, под, в, за, из, из-за, из-под, закрепление навыка составления разнообразных предложений с заданным предлогом (по картинке).
Материал: серия стилизованных сюжетных картинок, изображающих различное положение котенка по отношению к другим предметам (мебели, бытовой техники, интерьера).
Инструкция: «На картинках нарисован котенок. Зовут его Шустрик. Котенок очень шустрый, игривый. Он всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Найди его и скажи, где находится Шустрик».
Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки (см. образцы рисунков) и ответить на вопросы: «Куда спрятался котенок? Что делает Шустрик?» Логопед стимулирует составление детьми простых распространенных предложений с предлогом, например: «Котенок дремлет под комодом», «Шустрый котенок забрался на телевизор».
Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами, совершенствование навыка составления предложений с предлогом по двум опорным картинкам; активизация мыслительной деятельности детей, развитие наглядно-действенного и логического мышления.
Материал: опорные разрезные картинки с изображением двух стилизованных предметов (рыбка – аквариум, платье – шкаф, кукла – диван, машинка – домик и пр.)
Инструкция: «В доме веселых человечков случился беспорядок. Помоги собрать вещи, разложить предметы по местам. Собери картинку и расскажи, где что находится»
Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку, а затем составить предложение с предлогом пространственного значения: в, на, под, за и т.д.
Например, Рыбки плавают в аквариуме. Котенок закатил резиновый мячик под диван. В комоде лежали нарядные платья. Незнайка оставил новые тапки под кроватью.
Педагог направляет фантазию
детей при составлении
Вариант: предложить ребенку составить схему предложения или, наоборот, составить предложение с предлогом по заданной схеме, например:
Вместо точки детям нравится использовать косточки, семечки, камешки и пр.
Словообразование
Игровое упражнение «Ласковые имена»
Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.
Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:
- У кошки – котёночек.
- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.
Игра «У меня нос, а у тебя?»
Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
- У меня нос, - говорит воспитатель.
- А у меня носик.
- У меня уши (а у меня ушки) и т.п.
Игра – драматизация «В гостях у куклы»
Воспитатель говорит:
- К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?
- Для хлеба есть что? (Хлебница).
-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором).
- Как называется посуда для конфет? И т.п.
Игровое упражнение «Назови машину одним словом»
Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос).
Аналогично упражнение «Для чего нужна такая машина?»
(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз).
Информация о работе Дидактические игры по формированию грамматического строя речи