Дидактические игры по формированию грамматического строя речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:15, доклад

Описание работы

«Прятки» Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа). Материал. Мелкие игрушки. Ход. Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня».

Файлы: 1 файл

иры по речи.docx

— 303.44 Кб (Скачать файл)

Томский Государственный Педагогический Университет

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры по формированию грамматического  строя речи

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                                                           Кравченко Н.Е. 602гр.3курс

                                                                              Проверила:

                                                                                   Киселёва О.И.

 

 

 

Томск 2012

Морфология

«Прятки» 
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа) 
Материал. Мелкие игрушки. 
Ход. 
Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня» 
Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

Олины помощники 
Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов. 
Материал: кукла Оля. 
Ход. 
- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле. 
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги. 
- Что это? (Это ноги) 
- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.) 
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

 «Кто больше действий назовёт» 
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. 
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. 
Ход. 
Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. 
Например: 
- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) 
- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) 
- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше) 
И т.д.

Скажи, какой? 
Цель: Учить детей выделять признаки предмета. 
Ход. 
Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. 
Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

Что за предмет? 
Цель: учить называть предмет и его описывать. 
Ход. 
Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

 

 

Синтаксис

Дидактическое пособие "Составь  предложение " дети знакомятся с предложением. Чтобы научить детей составлять предложения из слов находящихся в начале, середине или в конце предложения, предлагаю вам простое дидактическое пособие, которое легко изготовить своими руками. Это пособие состоит из карточек с кармашками со схематическим изображением предложений, состоящих из разного количества слов и предметных картинок.

Воспитатель вставляет  предметную картинку в карманчик  в начало, середину или в конец  предложения, а дети составляют предложения  по данной схеме.

Данное дидактическое  пособие предназначено для детей  старшего дошкольного возраста, используется во время занятий и индивидуальной работы с детьми.

ИГРА «Куда спрятался  Шустрик?»

Цель: правильное употребление предлогов пространственного значения, практическое усвоение падежных конструкций с предлогами: на, под, в, за, из, из-за, из-под,  закрепление навыка составления разнообразных предложений с заданным предлогом (по картинке).

Материал: серия стилизованных сюжетных картинок, изображающих различное положение котенка по отношению к другим предметам (мебели, бытовой техники, интерьера).

Инструкция: «На картинках нарисован котенок. Зовут его Шустрик. Котенок очень шустрый, игривый. Он всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Найди его и скажи, где находится  Шустрик».

Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки (см. образцы рисунков) и ответить на вопросы: «Куда спрятался котенок? Что делает Шустрик?» Логопед стимулирует составление детьми простых распространенных предложений с предлогом, например: «Котенок дремлет под комодом», «Шустрый котенок забрался на телевизор».

ИГРА «Наведи порядок»

Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами, совершенствование навыка составления предложений с предлогом по двум опорным картинкам; активизация мыслительной деятельности детей, развитие наглядно-действенного и логического мышления.

Материал: опорные  разрезные картинки с изображением двух стилизованных предметов (рыбка – аквариум, платье – шкаф, кукла – диван, машинка – домик и пр.)

Инструкция: «В доме веселых человечков случился беспорядок. Помоги собрать вещи, разложить предметы по местам. Собери картинку и расскажи, где что находится»

Ход выполнения задания. Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку, а затем составить предложение с предлогом пространственного значения: в, на, под, за и т.д.

Например, Рыбки плавают в аквариуме. Котенок закатил резиновый мячик под диван. В комоде лежали нарядные платья. Незнайка оставил новые тапки под кроватью.

Педагог направляет фантазию детей при составлении предложений, поощряет включение в них названий дополнительных объектов и субъектов, признаков предметов.

Вариант: предложить ребенку составить схему предложения или, наоборот, составить предложение с предлогом по заданной схеме, например:

Вместо точки детям  нравится использовать косточки, семечки, камешки и пр.

Словообразование

Игровое упражнение «Ласковые имена»

Дети побуждаются называть друг друга ласково: Танечка, Олечка, Вовочка.

 

Аналогичное упражнение проводится по называнию детёнышей животных:

- У кошки – котёночек.

- У медведицы – медвежонок, у утки – утёнок, у мышки – мышонок.

 

Игра «У меня нос, а у тебя?»

Воспитатель называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.

- У меня нос, - говорит воспитатель.

- А у меня носик.

- У меня уши (а у меня ушки) и т.п.

Игра – драматизация «В гостях у куклы»

Воспитатель говорит: 

- К Маше придут гости, а она не знает во что положить хлеб, конфеты, сахар. Давайте подумаем и поможем ей. Для этого есть специальная посуда. Как она называется?

- Для хлеба есть что? (Хлебница).

-Значит Маша хлеб положит во что? (В хлебницу). (Хором).

- Как называется посуда для конфет? И т.п. 

Игровое упражнение «Назови машину одним словом»

Машина, которая чистит картофель – картофелечистка, машина, которая сажает картофель – картофелесажалка. (кофеварка, кофемолка, мясорубка, овощечистка, соковыжималка, глиномешалка, полотёр, пылесос). 

 

Аналогично упражнение «Для чего нужна такая машина?» 

(Молоковоз, снегоочиститель, луноход, вездеход, мусоровоз). 

                    

 

 


Информация о работе Дидактические игры по формированию грамматического строя речи