Динамические паузы в организации учебно-воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 08:28, реферат

Описание работы

Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.

Файлы: 1 файл

Динамические паузыd.docx

— 63.23 Кб (Скачать файл)

Динамические  паузы в организации учебно-воспитательного  процесса

Очень важным гигиеническим принципом  построения режима дня школьника  является рациональная организация  учебно-воспитательного процесса, при  которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением  здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Успешное обучение требует  устойчивой концентрации возбуждения  в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного внутреннего  торможения наряду с преобладанием  возбуждения характерны для детей  младшего школьного возраста и требуют  особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы  она не превратилась в фактор негативного  воздействия на здоровье. Образовательная  работа требует также длительного  сохранения определенной статической  позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статическим и динамическим компонентами образовательной части  режима дня ребенка (что имеет  существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить  дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.

Небольшая двигательная нагрузка снимает указанные  признаки, поэтому включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает  развитие переутомления. Это могут быть простейшие упражнения, выполняемые в положении сидя, а лучше – стоя около стола (потягивание, наклоны, приседания, дыхательная гимнастика), чтобы разгрузить утомленные мышцы.

Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно  влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный  уровень учащихся, снимают статические  нагрузки. В дополнительном образовании мы используем этот опыт на занятиях изобразительным, декоративно-прикладным и другими видами творчества, связанными с долговременным сидячим положением, сосредоточением внимания.

Методика освоения и проведения физкультминуток:

1. Физкультминутки проводятся на каждом занятии каждые 20-25 минут в течение 1,5-2 мин.

2. Каждый комплекс должен включать 4-5 упражнений, повторенных 4-6 раз.

Физкультминутки делятся на:

– комплексные;

– целевого назначения;

– психологические паузы.

Варианты комплексных  физкультминуток

Физкультминутки общего воздействия  комплектуются из упражнений для  разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс  физкультминутки, динамической паузы

(гимнастика для  глаз, улучшение кровоснабжения  мозга, рук и позвоночника)

1. Поднять руки вверх, посмотреть на потолок; сжимать и разжимать кисти под счет до 10.

2. Заложить руки за поясницу, расправить плечи, закрыть глаза; наклоны головы к груди; запрокидывание головы под счет до 10.

3. То же, но повороты головы влево – вправо.

4. Руки положить на колени, выпрямиться, посмотреть вдаль; крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на такое же время. Повторить 5-6 раз.

5. Быстро поморгать 20-25 раз (5-8 с).

6. Смотреть на указательный палец вытянутой перед серединой лица руки; медленно приближать палец к носу, пока изображение не начнет двоиться. Повторить 4-5 раз.

7. То же, но, не меняя положения пальца, переводить взгляд вдаль на 3-5 сек., затем посмотреть на палец. Повторить 4-5 раз.

8. Смотреть вдаль за окно 3-5 сек.; откинуться на спинку парты; закрыв глаза на 5-6 сек.; расслабиться, глубоко вдохнуть – выдохнуть.

Комплекс  физкультминутки, динамической паузы

(для снятия  статического напряжения, вызванного  длительным поддержанием рабочей  позы за партой)

Выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и  полунаклоны.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре –

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это  брасс,

Одной, другой – это кроль.

Три, два, один –

Плывем как дельфин.

Качаясь на волне, плывем на спине.

Вышли на берег крутой,

Отряхнулись – и домой.

Варианты физкультминуток  целевого назначения

Физкультминутки целевого воздействия  комплектуются из упражнений для  отдельных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Для улучшения  мозгового кровообращения

1. И.п. – сидя на стуле: плавно отклонить голову назад; 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе: 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – левую руку махом занести через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п.; 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса  и рук

1. И.п. – стоя или сидя, руки на поясе: 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить руки вниз и потрясти кистями: голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе: 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3-4 – локти отвести назад, прогнуться (повторить 6-8 раз); руки опустить вниз и потрясти кистями расслабленно. Темп медленный.

3.3. И.п. – сидя, руки подняты вверх: 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти (повторить 6-8 раз); руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Для снятия утомления туловища

1. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за головой: 1 – резко повернуть таз вправо; 2 – резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс остается неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. – стойка, ноги врозь, руки за головой: 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 – то же в другую сторону; 7-8 – руки опустить вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. – стойка, ноги врозь: 1-2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая – вдоль тела вверх; 3-4 – и.п.; 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

Для снятия утомления мышц спины

1. Стоя или сидя поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха. Повторите не менее 10 раз.

2. Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.

3. Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.

4. Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на неё центр тяжести.

Для снятия утомления мышц ног

1. Сидя, вытяните вперед ноги, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх и вниз. Повторите 5-7 раз.

2. Стоя, сделайте поочередно маховые движения расслабленными ногами по 7-10 раз.

3. Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.

4. Сядьте на стул, поставьте пятку слегка согнутой ноги на низкую скамеечку и рукой потрясите расслабленную икроножную мышцу в течение 8-10 сек. То же сделайте на другой ноге. 5-6 раз.

Для снятия утомления мышц рук

1. Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8-10 сек.

2. Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад. Повторите 7-10 раз.

3. Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот.

4. Прижмите локти к туловищу, поочередно сгибайте руки в локтях и расслабленными кистями ударяйте себя по плечам 7-10 раз.

Пальчиковая гимнастика

Гармошка

Посмотри: моя ладошка  –

Как веселая гармошка!

(показывают ладошки  по очереди)

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

(раздвигать и  сдвигать пальчики)

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри.

(указательным  пальцем нажать на все по  очереди)

Пусть отдохнут пальчики

Дети поглаживают подушечками  пальцев поверхность стола и  говорят:

Меж еловых мягких лап

(стучат пальцами  по столу)

Дождик кап-кап-кап

(поочерёдно всеми  пальцами раскрытых кистей)

Где сучёк давно засох,

Серый мох-мох-мох.

(поднимают руки  над столом, сжимают-разжимают кулаки)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(указательным  пальцем правой руки касаются  поочерёдно всех пальцев левой  руки)

Кто нашёл его друзья?

(сжав все пальцы  левой руки, кроме мизинца, показывают  его)

Я, я, я, я!!!

Психологические паузы

Эффективным способом расслабиться на занятии является и возможность  посидеть, расслабившись и закрыв глаза, под тихую спокойную музыку. Такой одной паузы в 1,5-2 минуты достаточно, чтобы организм отдохнул, и ребенок смог эффективно дальше работать.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

Вызывает у занимающихся эмоциональный подъем, улучшает кислородный обмен, дает хороший оздоровительный эффект.

«Кошка»

И.п.: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в  упражнении не должны отрываться от пола). Вспомнить кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторять ее движения. Сделать необходимое приседание и одновременно поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем  такое же приседание с поворотом  влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Выдохи происходят между вдохами  сами, непроизвольно. Колени слегка сгибать  и разгибать. Руками делать хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот  – только в талии.

Норма: 4 раза по 8 вдохов-движений.

Здоровье и  компьютер

В век всеобщей компьютеризации  нам все больше времени приходится проводить у компьютера. Доказано, что при правильном обращении  компьютер не может принести вреда  здоровью. Излучение, исходящее от телевизора, в 100 раз сильнее излучения от компьютерного монитора, так что  просмотр видеофильмов на компьютерном экране более безвреден.

Отдохнем  у компьютера

1. Посидите с закрытыми глазами, расслабив мышцы лица и откинувшись на спинку стула; кисти рук – на бедрах.

2. Закройте глаза и выполните самомассаж надбровных дуг и нижней части глазниц, делая пальцами круговые поглаживающие движения от носа.

3. Руки согнуть перед грудью, кисти плотно соединить, скрестив пальцы. Поверните кисти пальцами к груди, не разъединяя ладони. Поверните кисти пальцами вперед.

4. Опустите руки и потрясите расслабленными кистями. Руки согните в локтях, ладони вверх и вперед. Выполните поочередные щелчки пальцами, начиная с указательного (каждый раз перед щелчком большой палец сверху). То же в обратном порядке.

5. Наклоните голову к груди и затем слегка отклоните назад. Темп медленный.

6. Посмотрите вдаль перед собой в течение 2-3 секунд. Перевести взгляд на кончик носа и задержать на 3-5 секунд.

7. Медленно сделайте круговое движение головы в одну сторону, затем в другую. Выполните самомассаж затылочной части головы и шеи подушечками пальцев сверху вниз – наружу: поглаживаниями, круговыми движениями, растираниями.

При организации  динамических и расслабляющих пауз на уроке надо помнить, что они  должны  проводиться систематически и практически на каждом уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия  для печати

Мне понравилось!  
(всего - 24)

Комментировать  
(всего - 0)

? Задать  вопрос ведущему рубрики  
(всего - 0)



 
   


Методическая  разработка (1,2,3,4 класс) по теме:  
Игры для проведения динамических пауз в начальной школе


Опубликовано 14.05.2012 - 8:16 - Пашовкина Евгения Геннадьевна  

 

Поддержание и укрепление физического здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью.  

 

 

 

С этой целью в  учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время, малые  формы физической активности учащихся:

  • физкультминутки;
  • динамические паузы;
  • зарядка до занятий;
  • спортивные часы в ГПД;
  • прогулки; и т. д.

Представленные  игры могут использоваться для проведения динамических пауз на свежем воздухе  или в спортивном зале. Так же их можно использовать в рамках группы продлённого дня.

Скачать:


Вложение

Размер


Вложение

Размер

igry_dlya_provedeniya_dinamicheskih_pauz_v_nach_shkole.doc

263 КБ


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  

«Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад №10» 

V вида 

                                                         

                                                  

                                    

                                                                                                   

 

Подготовила воспитатель ГПД

Пашовкина Евгения Геннадьевна

 

                                                          

Новокузнецкий городской   округ

2012 год

Поддержание и укрепление физического  здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью.

В оздоровительных целях общеобразовательные  учреждения должны создавать условия  для удовлетворения естественной потребности  в движении. Одним из путей решения  проблемы адаптационных возможностей младшего школьника, увеличения продолжительности  активного внимания учеников начальных  классов, снижения утомления, является  оптимизация физической, умственной и эмоциональной активности.

Известно, что продолжительность  активного внимания учеников начальных  классов составляет 15-20 минут, после 30-35 минут непрерывных занятий  у них резко падает работоспособность, интенсивность и качество работы снижается, при этом  половина обучающихся начинает отвлекаться от работы.

Устранить утомление помогает активный отдых, переключение на другие виды деятельности.

С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное время, малые формы физической активности учащихся:

  • физкультминутки;
  • динамические паузы;
  • зарядка до занятий;
  • спортивные часы в ГПД;
  • прогулки; и т. д.

Представленные игры могут  использоваться для проведения динамических пауз на свежем воздухе или в спортивном зале. Так же их можно использовать в рамках группы продлённого дня.

Игровая деятельность развивает и  укрепляет основные группы мышц и  тем самым способствуют так же улучшению здоровья. К подвижным  играм относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку.

Игры доставляют удовольствие, создают  хорошее настроение, содействуют  укреплению дружбы, взаимопомощи.

Представленные  игры просты в применении, не требуют сложного специального инвентаря и оборудования. Эти игры  легко и быстро осваиваются как учителями, так и детьми. Каждую из игр можно легко  упростить  или видоизменить, в зависимости от группы детей и условий. Если заинтересовать детей игрой, они сами научатся заполнять время полезными и увлекательными играми. 
Самый ловкий?

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне  пло щадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении коли чества пособий упражнение проводят в две колонны.

Пингвины.

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек  с песком). Они кладут его между  колен и по сигналу учителя  прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на рас стоянии 7—8 м. Затем  берут мяч (мешочек) в руку, обегают  флажок, возвращаются к своей колонне  и передают мяч следую щему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Канатоходец.

Дети встают в две колонны  перед чертой. У направляющих в  руке мешочек с песком. По сигналу  учителя они быстрым шагом, держа  руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через  нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание.

Замени предмет.  

Играющие  распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом.

У каждого играющего мяч. Дети выстраивают ся в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передви гаются на другую сторону площадки.

Проведи мяч.

Ребята выстраиваются  в 2—3 колонны. Перед каждым коридор  из веревок (ширина 50 см, длина 3 м). У  стоящих в колонне первыми - мяч. Надо, ударяя его о пол (землю), провести по коридору, обойти коридор с внешней стороны и передать мячи  следующему игроку.

Лягушки в болоте.

С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов  находится журавль (за чертой). Лягушки  располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и тe говорят:

Вот с насиженной гнилушки

В воду шлепнулись лягушки.

Стали квакать из воды:

Ква-ке-ке, ква-ке-ке.

Будет дождик на реке.


С окончанием слов лягушки  прыгают с кочки в болото. Журавль  ловит тех лягушек, которые находятся  на кочке. Пойманная ля гушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.        

Метко в цель.               

Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10—12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяют ся в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходят на исходную линию (на расстоянии 5 м от предметов), броса ет по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2—3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.

Быстрые и ловкие.

Играющие распределяются на три команды и встают в колонны  у линии старта, в руках у  каждого мешочек с песком. Первые бегут к линии финиша (расстояние 10 м), бросают мяч в обруч, расположенный  от линии финиша в 3 м, и бегом возвращаются в конец колонны. Следующий начинает бег, как только предыдущий игрок  пересечет линию старта. Побеждает  ко манда, которая забросила большее число мячей и быстрее вы полнила задание.

Бросок.

Играющие распределяются на пары и встают на расстоя нии 2 м друг от друга. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч партнеру точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Мяч в кругу.

Ребята распределяются на пары и встают на расстоя нии 2 м друг от друга по кругу, в середине водящий с мячом. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч ведущему точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Два и три.

Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал учителя “Два!” дети образуют пары с любым рядом стоящим. На “сигнал “Три!” встают тройками.

Брось—поймай.

Играющие встают перед  натянутой веревкой (на высоте поднятой вверх руки ребенка), в руках у  каждого мяч (диаметр 20—25 см). Дети перебрасывают  мяч через веревку, пробегают  под ней и ловят мяч двумя  руками после отскока от земли (пола).

Стой!

Дети встают в шеренгу  на одной стороне площадки. На противоположной  стороне чертят линию финиша, за ней спиной к играющим стоит водящий, он громко говорит: “Быстро шагай, смотри не зевай! Стой!” На каждое произносимое слово играющие продвигаются шагом вперед. На последнее слово все останав ливаются, водящий быстро оглядывается. Тому, кто не успел во время остановиться, водящий предлагает сделать два шага назад. Затем водящий снова поворачивается спиной и вновь произносит текст. Все продолжают движение. Тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде чем будет сказано слово “Стой!”, становится водя щим. Игра повторяется.

Через ручеёк.

На площадке проводят две  лилии на расстоянии 5—7 м (это берега). Играющие выстраиваются в 4—5 звеньев  перед первой чертой, в руках у  каждого по две дощечки (из фанеры или картона). Надо перебраться через  ручей на другой берег, наступая только на дощечки, перекладывая их перед собой. Выигрывает то звено, которое быстрее  перебралось на другой берег, не намочив  ног. 

                                       Лошадки.

Играющие разбегаются  по всей площадке и на сиг нал учителя “Лошадки” бегут, высоко поднимая колени. На сигнал “Кучер” — обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Горелки.

Играющие строятся в две  колонны (парами, впереди — водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги!


С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпу скают руки и бегут в начало колонн - один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети ус певают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаст ся это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Информация о работе Динамические паузы в организации учебно-воспитательного процесса