Дистанционное обучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:25, доклад

Описание работы

Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования
на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в
современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии
открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний.
Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое
дистанционным.
«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,
спутниковое телевидение и т.п.).»

Файлы: 1 файл

дистанционное обучение.docx

— 18.77 Кб (Скачать файл)

Дистанционное обучение

Подобно тому, как ранее изобретение пера и  бумаги вывело развитие образования

на новый  уровень, информационные технологии стали  новой революцией в

современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии

открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний.

Ведущей из таких форм становится образование  в сети Интернет, именуемое

дистанционным.

«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,

предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью

специализированной  информационно-образовательной среды, базирующийся на

средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,

спутниковое телевидение и т.п.).»

Особенностью  дистанционного обучения является, во-первых, обособленость

(удаленность)  учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это

некий вариант  заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция

информационных  средств и ресурсов в процесс  обучения. Так, например, система

Tandem позволяет найти партнера по

изучению  одного из европейских языков и выступает  посредником в обучении,

предлагая определенную методику организации процесса общения.

Какое же значение могут выполнять в дистанционном  обучении

психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут

выполнять функцию  активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне:

они должны отвечать требованиям виртуальной  среды и сочетаться с

информационными технологиями. Последнее утверждение  вызывает острую полемику

среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в

образовательный процесс. Для них важным

является  вопрос, какое влияние оказывает  использование современных технических

и информационных средств на учащихся.

Вот как оценивают  использование новейших технологий в  обучении французские

специалисты.

Новейшие  технологии, по их мнению, имеют следующие  преимущества:

-      способствуют повышению мотивации обучения;

-     являются источником информации, стимулируют самообразование,

формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной  деятельности;

-      повышают информативность, интенсивность, результативность

образования;

-     способствуют его диверсификации, использованию игрового и

скоростного обучения.

Вместе с  тем, многие специалисты далеки от идеализации  роли новейших технологий

и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог

С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект

учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний.

Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при

работе с  компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при

этом игра учебной. Кроме того,

компьютерные  занятия имеют и негативные последствия  – невроз, снижение зрения и

др.

В целом иностранные  специалисты сходятся во мнении, что  необходим комплексный

подход к  анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную

подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов

и специалистов в области новейших технологий.

Все эти проблемы являются актуальными при анализе  дистанционного образования,

поскольку оно  выступает сферой, польностью связанной с применением

информационных  технологий.

Одним из главных  принципов дистанционного обучения является его доступность –

каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным студентом».

Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность

с высоким  качеством? Вот  как видит возможные  пути решения этой проблемы один

из отечественных специалистов. Для

совершенствования качества в сравнении с традиционными  формами обучения

программа дистанционного образования должна включать следующие  принципы:

      -Баланс системы «качество –  доступность» может буть достигнут

при сочетании  эффективного финансирования, при котором  средства идут на

создание  образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного

материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее

подразумевает разработку специализированного программного обеспечения,

обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных

ресурсов  – электронных баз данных, библиотек  и ссылок на необходимые

источники.

-   Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на

новый уровень  – сотрудничество со специалистами  по психологии и

информационным  технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.

-  В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное

совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование  “on line” должно

быть в  некотором смысле универсальным. Это  требует использования в обучении

активизирующих  методов и технологий.  В дистанционном  образовании большую

роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка

с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические

технологии: моделирующие программы, предназначенные  для проведения деловых

игр в сети, виртуальные психологические тесты  и опросы, коллективная работа в

сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут успешно

дополнять виртуальное  образование, повышать  его качество и интерес к нему.

-      Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки

знаний. Дистанционное  образование во многом самостоятельный  процесс, поэтому

в задачи преподавателей входит формирование активного отношения  молодежи к

учению. В  связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но

и оценки самостоятельности  и активности студента.

-      Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся

должен иметь  право выбора наиболее доступной  и удобной для него формы

обучения. В  виртуальном пространстве большую  роль играют мотивация и

заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это

учитывать, возникает опасность его «потери»–  студент в любой момнет может

перейти к  конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.

Итак, дистанционное  образование создает широкие  возможности применению

обучающих и  информационных технологий, подразумевает  их совместное

применение. Вместе с тем, на современном этапе  его организация образует целый

комплекс  нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как

информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации

учебного  процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие,

поэтому для  качественного и доступного образования  недостаточно просто

внедрить  их в процесс обучения, необходим  творческий подход к делу, создание

налаженной  системы организации учебной  работы преподавателей и студентов.

В заключении автор статьи и вышеизложенного  подхода к эффективному внедрению

информационных  технологий в образовательный процесс  делает выводы,

аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить качество и

доступ к  образованию можно за счет интеграции усилий ученых, преподавателей и

специалистов в различных областях.


Информация о работе Дистанционное обучение