Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 10:25, доклад
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования
на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в
современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии
открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний.
Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое
дистанционным.
«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,
спутниковое телевидение и т.п.).»
Дистанционное обучение
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывело развитие образования
на новый уровень, информационные технологии стали новой революцией в
современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерные технологии
открывают дорогу новым формам представления информации и передачи знаний.
Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемое
дистанционным.
«Дистанционное обучение – это комплекс образовательных услуг,
предоставляемых широким слоям населения в стране и зарубежом с помощью
специализированной
информационно-образовательной
средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь,
спутниковое телевидение и т.п.).»
Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленость
(удаленность)
учащегося от преподавателя;
некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция
информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Так, например, система
Tandem позволяет найти партнера по
изучению одного из европейских языков и выступает посредником в обучении,
предлагая определенную методику организации процесса общения.
Какое же значение
могут выполнять в
психолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могут
выполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне:
они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться с
информационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемику
среди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы в
образовательный процесс. Для них важным
является вопрос, какое влияние оказывает использование современных технических
и информационных средств на учащихся.
Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские
специалисты.
Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
- способствуют повышению мотивации обучения;
- являются источником информации, стимулируют самообразование,
формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
- повышают информативность, интенсивность, результативность
образования;
- способствуют его диверсификации, использованию игрового и
скоростного обучения.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализации роли новейших технологий
и даже ставят их использование под сомнение. Так, например, японский педагог
С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны, помогают развивать интеллект
учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечивают прочного закрепления знаний.
Французский педагог Л.Легран, рассматривая феномен мотивации учащихся при
работе с компьютером, предлагает проанализировать, является ли возникающая при
этом игра учебной. Кроме того,
компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз, снижение зрения и
др.
В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, что необходим комплексный
подход к анализу новейших средств обучения, подразумевающий качественную
подготовку/переподготовку учителей, а также сотрудничество ученых, педагогов
и специалистов в области новейших технологий.
Все эти проблемы являются актуальными при анализе дистанционного образования,
поскольку оно выступает сферой, польностью связанной с применением
информационных технологий.
Одним из главных принципов дистанционного обучения является его доступность –
каждый желающий может при опредленных условиях стать «виртуальным студентом».
Однако, здесь возникает еще одна проблема: как оптимально сочетать доступность
с высоким качеством? Вот как видит возможные пути решения этой проблемы один
из отечественных специалистов. Для
совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обучения
программа дистанционного образования должна включать следующие принципы:
-Баланс системы «качество – доступность» может буть достигнут
при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на
создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного
материала), с оптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее
подразумевает
разработку специализированного
обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных
ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые
источники.
- Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход на
новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и
информационным технологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
- В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянное
совершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно
быть в
некотором смысле универсальным. Это
требует использования в
активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую
роль играют виртульные семинары, конференции и форумы, электронная переписка
с преподавателями. Не теряют своей актуальности психолого-педагогические
технологии: моделирующие программы, предназначенные для проведения деловых
игр в сети,
виртуальные психологические
сети (например, с использованием телемостови телеконференций) могут успешно
дополнять виртуальное образование, повышать его качество и интерес к нему.
- Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки
знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому
в задачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи к
учению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но
и оценки самостоятельности и активности студента.
- Учебная программа должна быть максимально гибкой - учащийся
должен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы
обучения. В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и
заинтерисованность учащегося, и если обучающие технологии не будут это
учитывать,
возникает опасность его «
перейти к конкуренту или вернуться к традиционным формам обучения.
Итак, дистанционное образование создает широкие возможности применению
обучающих и информационных технологий, подразумевает их совместное
применение. Вместе с тем, на современном этапе его организация образует целый
комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как
информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации
учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие,
поэтому для качественного и доступного образования недостаточно просто
внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу, создание
налаженной системы организации учебной работы преподавателей и студентов.
В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода к эффективному внедрению
информационных технологий в образовательный процесс делает выводы,
аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшить качество и
доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых, преподавателей и
специалистов в различных областях.