Дизартрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:54, доклад

Описание работы

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая форма дизартрии. Эта форма представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД по ст ф дизсртрии.doc

— 1.97 Мб (Скачать файл)

       
Дизартрия - нарушение  произносительной стороны  речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

     Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая форма дизартрии. Эта форма представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка. Что, в свою очередь, отражается на формировании и развитии всей языковой личности ребенка, затрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, взаимосвязь нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукопроизношения, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии.

   Стертая форма дизартрии - это минимальные  проявления основных симптомов дизартрии. Сюда можно отнести:

  • наличие слабовыраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности, недостаточность загибания кончика языка вверх, а так же асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;
  • наличие синкинезий (движения нижней челюсти при движении языка вверх, движения пальцев рук при движении языка);
  • замедленный темп артикуляции движений;
  • трудность удержания артикуляционной позы;
  • трудность в переключении артикуляционных движений;
  • стойкость нарушения звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
  • наличие просодических нарушений.

   В основе стертой формы также лежит  органическое поражение центральной  и периферической нервной системы. Следовательно, чтобы устранить  симптомы стертой формы дизартрии необходимо нормализовать деятельность ЦНС и периферической нервной системы. А для этого необходимо длительное и систематическое лечение у невролога. Без лечения результатов работы практически не будет. В противном случае в школе будут очень большие трудности в усвоении русского языка, т. к. речедвигательный дефект влияет на письменную речь и приводит к наличию фонематической и артикуляционно-акустической дисграфии.

   Поэтому продумывание занятий для детей  со стертой формой дизартрии имеет существенное значение в коррекционно-логопедическом воздействии. И должны отличаться от структуры занятий для детей с дислалиями. При работе с детьми со стертой домой дизартрии необходимо учитывать следующие аспекты.

   При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков, что способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов.

   Фонетическая  сторона речи представляет собой  тесное взаимодействие основных компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

   Артикуляторные  затруднения оказывают влияние  на восприятие всей звуковой системы, и это свидетельствует о том, что у детей со стертой формой дизартрии имеются и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового воспроизведения.

 

Подготовительные  упражнения к постановке свистящих звуков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и стертой формой дизартрии. 

Цели занятия:

  • совершенствовать внимание, память, мышление;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать кинетические и кинестетические основы движений рук;
  • формировать основы артикуляционных движений;
  • закреплять практическое употребление относительных прилагательных;
  • воспитывать бережное отношение к животному миру природы.
 
 
 

Ход занятия:

I. - Ребята, я расскажу вам сказку. В густом лесу живут звери. У них есть свои детишки. И решили звери построить для них лесную школу. Но одним им не справиться. И решили они попросить вас помочь им построить эту школу. Вы согласны? Тогда нам надо сначала укрепить наши руки. 

1) Упражнение  для развития кинестетической  основы движения руки (с закрытыми глазами):

  • Вытянуть руки вперед; опустить все пальцы правой и левой руки вниз, кроме большого; сжать в кулак; большие пальцы поднять вверх; большие пальцы повернуть друг к другу; большие пальцы опустить вниз.
 
  1. Упражнение  для развития кинетической основы движения руки:
  • Поочередно прикоснуться большими пальцами правой руки (и левой) ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.
  • Уложить счетные палочки (бревна) в коробку одновременно обеими руками: большим и  указательным пальцами обеих рук брать лежащие на столе бревна и складывать их в две кучки.
  • Из бревен нужно построить домик. Перенести бревна к месту строительства: указательным и средним пальмами правой руки построить четырехугольник.
  • Указательным и средним пальмами левой руки построить треугольник.
 

3) Ориентировка  на листе бумаги:

- Вот мы и смогли построить замечательную школу (у каждого ребенка лист бумаги  с лесной поляной и домик, вырезанный из картона). «Ребята, этот домик не простой, он сказочный. В нем будут учиться лесные зверюшки. У каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте домик в то место, о котором говорится в сказке. Собрались лесные звери на опушке леса и стали думать, в каком месте поставить лесную школу. Медведь предложил построить в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы школа была в правом верхнем углу. Лиса настаивала на том, чтобы построили школу в верхнем левом углу, рядом со своей норой. А заяц упрямо твердил, чтоб школа была непременно в правом нижнем углу. В разговор вмешалась белочка. Она сказала: «Школу нужно построить в середине поляны». Прислушались звери к совету белочки и решили строить школу на лесной поляне посередине леса». 

II. - Вот и стоит школа на лесной поляне. Учатся в ней детишки лесных животных, а мы с вами будем заниматься так же как они. Зверушки делают дыхательную гимнастику.

4)  Дыхательная гимнастика:

Упражнение 1. «Ладошки»

      Исходное  положение: станьте прямо, согните  руки в локтях (локти вниз) и «покажите  ладони зрителю» — «поза экстрасенса».

      Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи  носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).

Упражнение 2. «Кошкины коготки»

      Исходное  положение: станьте прямо, кисти  рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса.

      В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук воз вращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте.

Упражнение 4. «Обними плечи»

      Исходное  положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.

      Бросайте  руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И  одновременно с каждым «объятием» резко  «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия»  идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.

Упражнение 5. «Потанцуем»

      Исходное  положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в  упражнении не должны отрываться от пола).

      Сделайте  танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот — только в талии.  

- А теперь зверята будут делать зарядку для языка, и мы будем делать ее вместе с ними.

5) Артикуляционная гимнастика:

 

- В лесной школе начался урок музыки – и у нас тоже.

6) Развитие фонематического  слуха:

Подбери картинку или игрушку. Педагог стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что делал логопед, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку. 

- У зверят в школе начался урок рисования. Мы тоже будим с вами рисовать, только не на бумаге, а на своем лице.

6) Самомассаж:

  • нарисовать на лбу елочку (от середины лба к вискам);
  • обвести брови;
  • нарисовать удивленные брови (от бровей к волосистой части головы);
  • нарисовать глаза (от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему);
  • обвести губы;
  • нарисовать «улыбку до ушей» (от угла рта к козелку ушной раковины);
  • нарисуем голову (от середины подбородка к середине лба четырьмя пальцами).
 

А теперь мы будем, как и зверята, учиться слушать.

Дети хлопают  в ладоши тогда, когда они услышат заданный звук [с]. 

- В лесной школе закончились занятия. Давайте подарим им что-нибудь на память. Сейчас с деревьев падает много красивых листьев – соберем им красивый осенний букет? Да. Один ребенок собирает кленовые листья, другой – дубовые, третий – березовые.

- Какие листья  ты собирал? Какой букет получился?

Педагог дарит  зверятам осенний букет и прощается  с ними. 

III. Итог занятия.

Из-за ширмы появляется почтальон. Он вручает детям письмо от лесных зверей. И говорит: «За то, что они так хорошо занимались вместе с детишками лесных животных, им на память дарятся фотографии с лесными зверями». 
 
 
 

 

 

Информация о работе Дизартрия