Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 09:54, доклад
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая форма дизартрии. Эта форма представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка.
Дизартрия - нарушение
произносительной стороны
речи, обусловленное
недостаточностью иннервации
речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является
нарушение звукопроизносительной и просодической
стороны речи, связанное с органическим
поражением центральной и периферической
нервной системы.
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая форма дизартрии. Эта форма представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка. Что, в свою очередь, отражается на формировании и развитии всей языковой личности ребенка, затрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе. Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, взаимосвязь нарушений со стороны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правильного звукопроизношения, определяют разнообразие и особенности фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии.
Стертая форма дизартрии - это минимальные проявления основных симптомов дизартрии. Сюда можно отнести:
В основе стертой формы также лежит органическое поражение центральной и периферической нервной системы. Следовательно, чтобы устранить симптомы стертой формы дизартрии необходимо нормализовать деятельность ЦНС и периферической нервной системы. А для этого необходимо длительное и систематическое лечение у невролога. Без лечения результатов работы практически не будет. В противном случае в школе будут очень большие трудности в усвоении русского языка, т. к. речедвигательный дефект влияет на письменную речь и приводит к наличию фонематической и артикуляционно-акустической дисграфии.
Поэтому продумывание занятий для детей со стертой формой дизартрии имеет существенное значение в коррекционно-логопедическом воздействии. И должны отличаться от структуры занятий для детей с дислалиями. При работе с детьми со стертой домой дизартрии необходимо учитывать следующие аспекты.
При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков, что способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов.
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.
Артикуляторные затруднения оказывают влияние на восприятие всей звуковой системы, и это свидетельствует о том, что у детей со стертой формой дизартрии имеются и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового воспроизведения.
Подготовительные
упражнения к постановке
свистящих звуков у
детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием и стертой
формой дизартрии.
Цели занятия:
Ход занятия:
I. -
Ребята, я расскажу вам сказку. В густом
лесу живут звери. У них есть свои детишки.
И решили звери построить для них лесную
школу. Но одним им не справиться. И решили
они попросить вас помочь им построить
эту школу. Вы согласны? Тогда нам надо
сначала укрепить наши руки.
1) Упражнение для развития кинестетической основы движения руки (с закрытыми глазами):
3) Ориентировка на листе бумаги:
- Вот мы
и смогли построить замечательную школу
(у каждого ребенка лист бумаги с лесной
поляной и домик, вырезанный из картона).
«Ребята, этот домик не простой, он сказочный.
В нем будут учиться лесные зверюшки. У
каждого из вас есть такой же домик. Я расскажу
вам сказку. Слушайте внимательно и ставьте
домик в то место, о котором говорится
в сказке. Собрались лесные звери на опушке
леса и стали думать, в каком месте поставить
лесную школу. Медведь предложил построить
в левом нижнем углу. Волк хотел, чтобы
школа была в правом верхнем углу. Лиса
настаивала на том, чтобы построили школу
в верхнем левом углу, рядом со своей норой.
А заяц упрямо твердил, чтоб школа была
непременно в правом нижнем углу. В разговор
вмешалась белочка. Она сказала: «Школу
нужно построить в середине поляны». Прислушались
звери к совету белочки и решили строить
школу на лесной поляне посередине леса».
II. - Вот и стоит школа на лесной поляне. Учатся в ней детишки лесных животных, а мы с вами будем заниматься так же как они. Зверушки делают дыхательную гимнастику.
4) Дыхательная гимнастика:
Упражнение 1. «Ладошки»
Исходное положение: станьте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителю» — «поза экстрасенса».
Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения).
Упражнение 2. «Кошкины коготки»
Исходное положение: станьте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса.
В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые, тянутся к полу). Затем кисти рук воз вращаются в и.п. на уровень пояса. Плечи расслаблены — выдох «ушел». Выше пояса кисти рук не поднимайте.
Упражнение 4. «Обними плечи»
Исходное положение: станьте, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч.
Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху — правая или левая); широко в стороны не разводить и не напрягать.
Упражнение 5. «Потанцуем»
Исходное положение: станьте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног в упражнении не должны отрываться от пола).
Сделайте
танцевальное приседание и одновременно
поворот туловища вправо — резкий,
короткий вдох. Затем такое же приседание
с поворотом влево и тоже короткий,
шумный вдох носом. Вправо — влево, вдох
справа — вдох слева. Выдохи происходят
между вдохами сами, непроизвольно. Колени
слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание
легкое, пружинистое, глубоко не приседать).
Руками делайте хватательные движения
справа и слева на уровне пояса. Спина
абсолютно прямая, поворот — только в
талии.
- А теперь зверята будут делать зарядку для языка, и мы будем делать ее вместе с ними.
5) Артикуляционная гимнастика:
- В лесной школе начался урок музыки – и у нас тоже.
6) Развитие фонематического слуха:
Подбери картинку
или игрушку.
Педагог стучите (шелестите, гремите, трубите,
звените, играете на пианино), а ребенок
угадывает, что делал логопед, что звучало
и подбирает соответствующую картинку,
игрушку.
- У зверят в школе начался урок рисования. Мы тоже будим с вами рисовать, только не на бумаге, а на своем лице.
6) Самомассаж:
А теперь мы будем, как и зверята, учиться слушать.
Дети хлопают
в ладоши тогда, когда они услышат
заданный звук [с].
- В лесной школе закончились занятия. Давайте подарим им что-нибудь на память. Сейчас с деревьев падает много красивых листьев – соберем им красивый осенний букет? Да. Один ребенок собирает кленовые листья, другой – дубовые, третий – березовые.
- Какие листья
ты собирал? Какой букет
Педагог дарит
зверятам осенний букет и прощается
с ними.
III. Итог занятия.
Из-за ширмы появляется
почтальон. Он вручает детям письмо
от лесных зверей. И говорит: «За то, что
они так хорошо занимались вместе с детишками
лесных животных, им на память дарятся
фотографии с лесными зверями».