Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 18:23, контрольная работа
1. Цели и задачи дошкольного образования.
2. Источники дошкольной педагогики.
3. Выдающиеся педагогики прошлого и современности о значении воспитания в первые годы жизни.
ГАОП СПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО - ПЕДПГОГИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Тема: «Дошкольная педагогика как наука»
Выполнила:
Шаповалова Н. М.
студентка Д3Шк2 группы
дошкольного образования ЛСПК
План
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.
Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несоответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.
Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.
Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:
1. Охрана и укрепление здоровья
детей (как физического, так и
психического). Приоритетность этой
задачи связана с
2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.
3. Признание уникальности
4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.
5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.
Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:
· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
· приобщать к общечеловеческим ценностям;
· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.
Источники дошкольной педагогики как науки:
• этнопедагогика;
• идеи выдающихся педагогов прошлого;
• экспериментальные исследования проблем развития и воспитания;
• передовой педагогический опыт;
• данные смежных наук.
Этнопедагогика - наука об опыте народа в воспитании подрастающих поколений.
Компоненты этнопедагогики (по Н. И. Стельмахович):
• народная фамилистика - знания и опыт строительства сильной и здоровой семьи;
Актуальные проблемы дошкольной педагогики:
• разработка основ научно-методического обеспечения педагогического процесса в детском саду в новых условиях;
• изучение путей осуществления личности и ориентированность подхода в воспитании;
• изучение особенностей развития духовности ребенка как доминирующего начала в структуре личности;
• определение научных основ работы с одаренными детьми;
• исследование педагогических условий полноценного физического и
психического развития ребенка в дошкольные годы.
Основные пути реформирования дошкольного образования и психология образования:
1) комплексное изучение проблем
семейного и общественного
2) установление возрастных
3) создание организационно-
научно-методических условий деятельности дошкольных учреждений разных типов;
4) обновление содержания, форм и методов воспитания и развития детей.
Педагогическое исследование - это процесс научного определения актуальной педагогической проблемы, ее изучение и анализ результатов.
Содержание педагогического исследования - творческий целенаправленный поиск путей совершенствования воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Методология педагогического исследования - определяющие положение о цели, структуру, функции и методы научно-педагогического исследования. Требует объективного рассмотрения педагогических явлений в их развитии и взаимосвязи.
Логика педагогического исследования - содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач.
Главные критерии эффективности научно-педагогического исследования:
- Получение нового научного результата;
- Обогащение теоретического
Уровни педагогического исследования:
• Теоретико-методологический - направлен на анализ существующих педагогических теорий и создания новых.
• Теоретический и методический уровне обеспечивают решение теоретических и методических проблем обучения и воспитания детей.
• Историко-педагогическое исследование имеет целью изучение конкретных проблем истории педагогики, его эффективность обусловлена не только новизной выявленных исследователем данных, но и их прогностическим значением для развития науки и практики.
Концепция - система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.
Мониторинг - система контроля, отслеживания за процессом и результатами исследования. Включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.
Принципы методологические (лат. - основа, первоначало) - основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы должны быть обоснованными, носить обобщающий характер и быть обязательными для исполнения.
Исследовательский подход - исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют:
• системный подход - ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений;
• комплексный подход - рассмотрение группы явлений в совокупности;
• целостный подход - обеспечивает целостность объекта;
• личный подход - предполагает отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательного субъекта собственного развития и субъекта воспитательного взаимодействия;
• деятельностный подход - заключается в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, опосредования межличностных отношений;
• исторический подход - ориентирует на изучение конкретно исторической
генезиса и развития объекта исследования
Выдающиеся педагоги прошлого
Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».
1.определил и разработал
2.создал классно-урочную
3.его принципы легли в основу
классического воспитания и
4.выделил «золотое правило»
дидактики – принцип
5.посветил целую главу
6.выделял физическое
7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).
1.разработал принцип
2.разработал теорию
3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.
Фридрих Фребель (1782 – 1852). Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:
1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт)
2.цель воспитания – развитие
у ребенка природных
3.идеи воспитания включают