Дошкольная педагогика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

1. Цели и задачи дошкольного образования.
2. Источники дошкольной педагогики.
3. Выдающиеся педагогики прошлого и современности о значении воспитания в первые годы жизни.

Файлы: 1 файл

педагогика.docx

— 27.36 Кб (Скачать файл)

 

ГАОП СПО «ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО - ПЕДПГОГИЧЕСКИЙ КОЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Дошкольная педагогика как наука»

 

 

 

Выполнила:

Шаповалова Н. М.

студентка Д3Шк2 группы

дошкольного образования ЛСПК

 

 

План

  1. Цели и задачи дошкольного образования.
  2. Источники дошкольной педагогики.
  3. Выдающиеся педагогики прошлого и современности о значении воспитания в первые годы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

Дошкольное образование является первой ступенью системы непрерывного образования в России. Кардинальные социально-экономические и политические изменения, произошедшие в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., затронули почти все стороны общественной жизни, в том числе и дошкольное образование. Очевидные недостатки сложившейся в СССР системы дошкольного воспитания и ее явное несо­ответствие новым идеологическим социально-экономическим реалиям обусловили разработку новой концепции дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов и В.А. Петровский), которая была утверждена Государственным комитетом по народному образованию СССР в 1989 г. В этой концепции впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного дошкольного образования и намечены главные ориентиры его развития.

Следует подчеркнуть, что в своей позитивной части концепция ориентировалась на преодоление основных недостатков сложившейся государственной системы. В качестве главного недостатка системы дошкольного воспитания указывалась авторитарность учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса в детских садах, при которой педагог руководил и управлял действиями ребенка в соответствии с заданной программой, а дети обязаны были подчиняться требованиям программы и воспитателя. В качестве альтернативы авторитарной педагогике новая концепция предложила личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании. При таком подходе ребенок является не объектом обучения, а полноправным участником педагогического процесса.

Новая концепция в качестве ключевых целей и задач дошкольного воспитания определила следующие:

1. Охрана и укрепление здоровья  детей (как физического, так и  психического). Приоритетность этой  задачи связана с особенностями  периода раннего детства, физиологической  незрелостью и ранимостью ребенка, подверженностью его к различным  заболеваниям.

2. Гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми. Данная задача предполагает переориентацию с учебно-дисциплинарной на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, которая направлена на развитие индивидуальности ребенка, раскрытие его способностей, на воспитание чувства защищенности и уверенности в себе.

3. Признание уникальности дошкольного  детства как приоритетного и  уникального периода в жизни  человека. Исходя из этого, вся  работа в детском саду должна  быть направлена не на подготовку ребенка к школе, а на обеспечение условий для полноценного «проживания» детьми этого уникального периода. Забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка, развитие самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно-ролевой игры), развитие творческого начала и воображения ребенка - это наиболее важные задачи, чем сообщение детям каких-либо конкретных знаний.

4. Переход от зуновской парадигмы образования к ориентации на развитие способностей ребенка. Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков (ЗУН). Задачей дошкольного образования является, прежде всего, развитие главных новообразований дошкольного возраста - творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания и др. Показателем эффективности образования в этой связи следует считать не «обученность» детей или сумму усвоенных ими знаний, а уровень психического развития каждого ребенка.

5. Воспитание основ базиса личностной культуры, который включает в себя ориентацию на общечеловеческие ценности (красота, добро, истина), средства жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного взаимодействия с миром, проявление эмоционально - оценочного отношения к происходящему. Передача ценностей и средства активного отношения к миру может быть осуществлена только при учете возраста детей.

Сегодня российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. Согласно Типовому положению, дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач:

· осуществлять охрану жизни и здоровья детей;

· обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие;

· приобщать к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники дошкольной педагогики как науки:

• этнопедагогика;

• идеи выдающихся педагогов прошлого;

• экспериментальные исследования проблем развития и воспитания;

• передовой педагогический опыт;

• данные смежных наук.

Этнопедагогика - наука об опыте народа в воспитании подрастающих поколений.

Компоненты этнопедагогики (по Н. И. Стельмахович):

• народная фамилистика - знания и опыт строительства сильной и здоровой семьи;

Актуальные проблемы дошкольной педагогики:

• разработка основ научно-методического обеспечения педагогического процесса в детском саду в новых условиях;

• изучение путей осуществления личности и ориентированность подхода в воспитании;

• изучение особенностей развития духовности ребенка как доминирующего начала в структуре личности;

• определение научных основ работы с одаренными детьми;

• исследование педагогических условий полноценного физического и

психического развития ребенка в дошкольные годы.

Основные пути реформирования дошкольного образования и психология образования:

1) комплексное изучение проблем  семейного и общественного воспитания  в современных социальных условиях;

2) установление возрастных нормативов  физического, психического и духовного  развития детей;

3) создание организационно-методической  службы семьи, оптимальных

научно-методических условий деятельности дошкольных учреждений разных типов;

4) обновление содержания, форм и  методов воспитания и развития  детей.

Педагогическое исследование - это процесс научного определения актуальной педагогической проблемы, ее изучение и анализ результатов.

Содержание педагогического исследования - творческий целенаправленный поиск путей совершенствования воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Методология педагогического исследования - определяющие положение о цели, структуру, функции и методы научно-педагогического исследования. Требует объективного рассмотрения педагогических явлений в их развитии и взаимосвязи.

Логика педагогического исследования - содержание и последовательность поисковых шагов, которые должны обеспечить решение поставленных задач.

Главные критерии эффективности научно-педагогического исследования:

- Получение нового научного  результата;

- Обогащение теоретического знания, которое может способствовать  процессу воспитания и обучения  детей.

 

Уровни педагогического исследования:

• Теоретико-методологический - направлен на анализ существующих педагогических теорий и создания новых.

• Теоретический и методический уровне обеспечивают решение теоретических и методических проблем обучения и воспитания детей.

• Историко-педагогическое исследование имеет целью изучение конкретных проблем истории педагогики, его эффективность обусловлена не только новизной выявленных исследователем данных, но и их прогностическим значением для развития науки и практики.

Концепция - система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.

Мониторинг - система контроля, отслеживания за процессом и результатами исследования. Включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Принципы методологические (лат. - основа, первоначало) - основные положения, на которых базируется исследовательское и практическое преобразование педагогических систем. Принципы должны быть обоснованными, носить обобщающий характер и быть обязательными для исполнения.

Исследовательский подход - исходный принцип, исходная позиция. В современных педагогических исследованиях реализуют:

• системный подход - ориентирует исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его связей и отношений;

• комплексный подход - рассмотрение группы явлений в совокупности;

• целостный подход - обеспечивает целостность объекта;

• личный подход - предполагает отношение к воспитаннику как к личности, как к самосознательного субъекта собственного развития и субъекта воспитательного взаимодействия;

• деятельностный подход - заключается в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, опосредования межличностных отношений;

• исторический подход - ориентирует на изучение конкретно исторической

генезиса и развития объекта исследования

 

 

 

 

 Выдающиеся педагоги  прошлого

Ян Амос Коменский (1592 – 1670). Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика».

1.определил и разработал возрастную  периодизацию

2.создал классно-урочную систему, где урок – основная форма  обучения (длительность урока, организация)

3.его принципы легли в основу  классического воспитания и обучения: природосообразность ребенка (психологическое познание), принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе), доступности (знания адаптированные ребенку), систематичности и последовательности (от простого к сложному), сезонности (подбор материала в зависимости от сезона).

4.выделил «золотое правило»  дидактики – принцип наглядности  обучения

5.посветил целую главу семейному  воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель

6.выделял физическое воспитание  как приоритетное направление (здоровье)

7.говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в  развлечениях ребенка.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827).

1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.

2.разработал теорию элементарного  образования (знакомство с окружающим  миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном  возрасте)

3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух  ребенка.

Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.

Фридрих Фребель (1782 – 1852). Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Считал, что есть главное для развития человека:

1.инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный  инстинкт)

2.цель воспитания – развитие  у ребенка природных способностей (инстинктов)

3.идеи воспитания включают игру, развитие внешних органов чувств (геометрические фигуры), Дары Фребеля для разработанной им системы сенсорного развития (игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, разделение частей на направления плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства). Предлагал занятия лепкой, рисованием, плетением, вышиванием, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, разработал подвижные игры на воздухе и занятия по физкультуре. Таким образом, Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад».

Информация о работе Дошкольная педагогика как наука