Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 00:02, контрольная работа
Возрастная педагогика- наука, включающая в себя дошкольную, школьную педагогику, педагогику взрослых, изучающая возрастные особенности воспитания и обучения на разных этапах развития человека.
Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Вопросы: 10, 31, 53
10. Дошкольная педагогика- как отрасль возрастной педагогики.
Возрастная педагогика- наука, включающая в себя дошкольную, школьную педагогику, педагогику взрослых, изучающая возрастные особенности воспитания и обучения на разных этапах развития человека.
Дошкольная педагогика – отрасль возрастной педагогики, которая исследует взаимосвязь обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Предмет дошкольной педагогики – изучение процессов развития и формирования личности дошкольника. Объектом дошкольной педагогики является человек (ребенок- дошкольник), чье развитие обусловлено воспитательными отношениями.
Образование и развитие дошкольной педагогики как науки имеет определенные этапы:
Начиная с древних времен, человечество накапливало опыт воспитания и обучения детей. 1 стадия – зарождение первых педагогических воззрений, мыслей и идей, касающихся воспитания и обучения детей, в учениях древнегреческих философов 4-3 век до нашей эры. Большое значение уделяли идеям развития разума и мудрости у подрастающего поколения, софисты обращали внимание на формирование умений мыслить и говорить. Сократ предложил для такого вопросно-ответный (сократический) метод образования. Аристотель говорил о необходимости освоения знания и опыта предшествующих поколений и выдвинул идею о всестороннем развитии личности. На востоке эти идеи вылились в концепцию идеального человека- не по происхождению, а благодаря обучению и воспитанию. Акцент делался на необходимость всестороннего физического и духовного развития детей, формирования у них таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и смелость.
На следующей, 2 стадии, педагогическая мысль развивалась в условиях эпохи рабовладельческого строя и феодализма. На западе она формировалась в основном через обобщение опыта афинского и спартанского воспитания, школ греческой культуры, позднее- системы иезуитского и христианско-католического образования.
Развитие идей воспитания и обучения детей сместилось с философского на религиозный аспект, и транслировалось через церковную проповедь. Благодаря этому, в средние века наибольшее распространение получили идеи нравственного развития и воспитания, но с другой стороны в это время был период активного формирования понятийного-терминологического поля как общей, так и дошкольной педагогики.
2. Современная дошкольная педагогика изучает, во-первых, процесс воспитания и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы и средства осуществления; во-вторых, влияние этого процесса на развитие ребенка, формирование его личности. Дошкольная педагогика несет на себе и прикладную функцию- занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социальной, она теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несомненна прогностическая роль дошкольной педагогики, поскольку она изучает тенденции и перспективы развития системы образования, организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; организации воспитания. На основе научного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях разных видов, в том числе и альтернативных. Педагогика- наука развивающаяся, быстро реагирующая на те изменения в обществе, которые влияют на образовательный процесс. Как и любая другая наука, она имеет два аспекта: то, что и методы уже исследовано, и то, что предстоит изучить. В связи с этим перед педагогикой стоят неизменные задачи, которые она решала, решает и будет решать, пока существует, и задачи конкретного временного периода.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что важнейшими функциями дошкольной педагогики являются воспитание, обучение и образование. Каждая из них заслуживает детального рассмотрения.
31. Понятие об умственном
Умственное развитие- количественные и качественные изменения, происходящие в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. Уровень умственного развития отражает совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий; свободного применения их в процессах мышления, обеспечивающее усвоение в определенном объеме новых знаний и умений.
Умственное развитие детей происходит в процессе умственного воспитания.
Методологические основы:
Пока формировались методологические и теоретические подходы к определению сущности и содержанию умственного воспитания дошкольников, определение умственного воспитания тоже менялось. На данный момент его можно сформулировать следующим образом:
Умственное воспитание- специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
Первой ступенью умственного воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста.
На второй ступени происходит освоение основных форм мышления. Выделяются 4 основные фазы решения ребенком познавательной задачи в наглядно- действенном плане:
На каждой фазе решения познавательной задачи основным признаком наглядно- действенного мышления выступает тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Каждый очередной акт такого преобразования может приносить информацию, требующую изменения направления и стратегии следующих преобразований, ориентировки на новые стороны объекта.
Переход от наглядно- действенного к наглядно- образному мышлению происходит при необходимости найти существенные связи и отношения объектов и явлений, которые не представлены в наглядной ситуации, и представить их в целостном и организованном виде. У детей дошкольного возраста выделяются 3 типа оперирования образами на этапе наглядно- образного мышления:
На этапе развития наглядно-образного мышления предметы и явления, а также их пространственные, временные и причинно-следственные отношения познаются ребенком в образной форме и одновременно фиксируются в речевом плане. Постепенно формируется словесно-логическое мышление.
Словесно- логическое мышление – вид мышления, протекающий во внутреннем плане на основе словесно выраженных понятий и логических конструкций. Основными логическими приемами формирования понятия являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и классификация. Понятия которых формируются в процессе использования данных операций мышления, могут вступать в разные отношения друг с другом. Словесно- логическое мышление как раз и предполагает умение усваивать и моделировать эти взаимоотношения.
Такие отношения выступают для ребенка в качестве основных категорий мировосприятия, поэтому считается, что словесно- логическое мышление позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека и благодаря этому обобщенно решать сложные мыслительные задачи.
Таким образом, процесс перехода от одной формы мышления к другой можно охарактеризовать как процесс овладения ребенком все более совершенными способами познания действительности, в ходе которого дошкольник переходит от поверхностного отражения отдельных объектов и явлений к познанию их сущности и раскрытию законов, ими управляющих, к формированию систем прежде разрозненных единиц познания и отношений между ними.
Понимая это, исследователи определили содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста: оно связано с формирование элементарных естественнонаучных и историко-географических представлений детей, развитием речи и экологическим содержанием. Это неспецифическое содержание.
Специфическое содержание связано с усвоением содержания умственных операций:
Имеются неспецифические средства умственного воспитания, позволяющие реализовать данное содержание: предметная и игровая; продуктивная деятельность детей; ознакомление с окружающим миром, учение.
Существуют специфические средства умственного воспитания, связанные с освоением детьми средств мышления:
1 группа- преобразующее- воспроизводящие
средства, с помощью которых
2 группа- средства- с помощью которых
осуществляется распознавание
Результат умственного воспитания выражается в культуре познания ребенка. В настоящее время данный термин употребляется в двух аспектах:
При этом педагог должен знать, что у культуры познания есть несколько компонентов- в соответствии с ними в дошкольной педагогике выделяются несколько групп методов и приемов, позволяющих формировать культуру познания.
Краткие сообщения познавательного характера, наблюдения, обследование предметов, упражнения репродуктивного, продуктивного и творческого характера, постановка вопросов, выдвижение гипотез и построение предположений, доказательств, выводов, моделирование и другие методы позволяющие отработать механизм познания и сформировать технологический компонент культуры познания.
Метод признания детских чувств, экспресс-задания, символические обозначения сложности задания, рефлексивные вопросы и коллективные обсуждения способов работы в парах, тройках и подгруппах, прогноз и оценка альтернатив развивают у ребенка оценочный компонент культуры познания.
Методы вживания, перевоплощения, идентификации (дети принимают на себя роль предмета познания), решения задач на поиск смысла, диалог с объектом познания, беседы воспитателя с детьми развивают у них смысловой компонент культуры познания. В результате у детей появляется стремление к поиску смыслов в предметах познания, выражению эмоционально- оценочного отношения, актуализация новых мотивов познавательной деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности.
53. Воспитатели двух групп обучали детей третьего года жизни умению проводить прямые линии сверху вниз.
В первой группе
дети овладевали этим умением
в процессе пятикратного
После первых двух-трех занятий у детей пропал интерес к деятельности и они начинали игнорировать указания взрослого: небрежно проводили линии, рисовали что-то свое.
При выполнении нового задания — «Нарисуй дорожку, по которой катится мяч» многие дети, несмотря на показ и указания, перевертывали листок так, что нарисованные воспитателем мячики с левой стороны листочка оказывались сверху, затем проводили линии так, как будто рисуют ниточки к шарам.
Предложение воспитателя положить листок правильно дети выслушивали с недоумением и вновь старались его повернуть к привычному для них способу действия.
В другой группе эту задачу дети решали путем рисования ниточек к шарам, стебельков к цветам, палочек для лопаток и для флажков (графическая основа листа каждый раз менялась). Ни у кого из детей не возникло желания перевернуть листок.
1. В какой группе решение задачи было эффективнее и почему?
Во второй группе занятия проводились более эффективней, чем в первой. Во всех группах стояла задача на формирование у детей навыков рисования прямых линий. И только во второй группе присутствовал эффект новизны, детям постоянно предлагались разные графические изображения и тем самым помогали сформировать в них прочные навыки и умения, что нельзя сказать о первой группе. Решение однородной задачи было без каких либо видоизменений и дети очень быстро потеряли к этому интерес. Мне кажется, что по этой причине дети из первой группы не смогли добиться поставленной цели а просто у них выработалась фотографическая память, которую они и показами при решении второго задания.
Информация о работе Дошкольная педагогика- как отрасль возрастной педагогики.