Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 13:46, доклад
Образовательный процесс в дошкольных организациях осуществляется в соответствии сГосударственным общеобязательным стандартом образования «Дошкольное воспитание и обучение» (постановление Правительства №1080 от 23 августа 2012 г.)
Для определения новой основы содержания и качества работы педагогических кадров данный стандарт дополнен положениями, задающими модель выпускника и педагога дошкольной организации, требованием к предметно-развивающей среде. Это обеспечивает комплексный принцип деятельности, определяет функции каждого участника процесса обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Дошкольное
образование
в Республике Казахстан
По состоянию на I полугодие 2012 г. – 8524 (2908 детских садов и 5616 мини-центров)
дошкольных организаций, в них 605790 детей.
Рост сети за 1 полугодие обеспечен за
счет:
- строительства 6 детских
садов (840 мест);
- открытия 268 мини-центров
(6190 мест) и 47 частных детских
садов (6460мест);
- за счет других способов
ввода - 107 детских садов (4731 тыс. мест).
В том числе за счет размещения госзаказа из
республиканского бюджета на 1 июля т.г. введено 197 988 мест на сумму 26 956,1 млн.тенге
в 1022 государственных, 433 ча
Согласно мониторингу исполнения «Пошагового
плана ввода дошкольных организаций на
2011-2015 годы», согласованного с акимами
регионов, с 2012 года планируется ввести1879 (189 788 мест)
дошкольных организаций.
Если в 2009 - 2010 г. охват составлял 356 тыс. детей или 36%, то в 2011-2012
г. – 605,7тыс. или 65,4 % детей 3-6 лет
(при этом охват детей 1-6 лет составляет
47,5%).
В целом за время
реализации программы «Балапан» рост
сети составил 3956 единиц (991 детских
сада и 2965 мини-центров) и контингента на 237,8 тыс.мест.
Рост сети обеспечен за счет:
- строительства 122 детских
сада (26,5 тыс.мест);
- открытия 2965 мини-центров
(105,9 тыс.мест) и 336 частных детских
садов (30 тыс.мест);
- за счет других способов
ввода - 533 детских сада (75,4 тыс. мест).
В настоящее время увеличение
количества дошкольных организаций обеспечено, в основном, за
счет развития сети мини-центров
- 65,8% (детских садов - 34,1%).
Вместе с тем, анализ количества мест в
мини-центрах (28,7%) и детских
садах (71,3%) показывает
ощутимую разницу.
Ввод детского сада обеспечивает
больше мест и доказывает необходимость развития сети типовых
детских садов (с проектной мощностью
240, 280, 320 мест).
В дальнейшем восстановление сети дошкольных
организаций осуществляется с упором
на открытие детских садов,
в основном, за счет местного бюджета.
Следовательно, перспектива развития
сети детских садов, предусмотренная в
ГПРО-2011-2020, нацелена на качественное предоставление
услуг дошкольного воспитания в современных,
типовых, инновационных детских садах.
Демографические процессы в стране –
один из определяющих факторов роста очереди
на получение мест в дошкольных организациях
республики. Анализ показателей рождаемости
детей в Казахстане за последние 20 лет
показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости
Принятие стратегически важных документов:
ГПРО на 2011-2020 годы и программы «Балапан»
на 2010-2014 годы стимулировало население
на возможность получения дошкольных
услуг и мотивировало людей
к активной подаче заявлений на получение
мест в дошкольных организациях.
Так в республике зарегистрировано 374 тыс. заявлений
для устройства в дошкольные организации,
в том числе детей в возрасте 3-6 лет- 162,6.
Наибольший уровень очередности по-прежнему
наблюдается в Южно-Казахстанской области
(50,4 тыс.) и городах
Алматы (48 тыс.), Астана
(54 тыс.).
При этом самое большое количество заявлений
на очередь подано работниками бюджетных
сфер (55376), малообеспеченных
семей (45852), педагогов
(33760), неполных
семей (31512) и гос.служащими
(30334).
Для осуществления контроля за предоставлением
качественных дошкольных услуг Министерством
разработаны Типовые правила деятельности
дошкольных организаций, которые регламентируют
деятельность дошкольных организаций
независимо от ведомственной принадлежности..
Также контроль за предоставлением качественных
дошкольных услуг возложен на территориальные
органы Комитета по контролю
в сфере образования и науки МОН РК
(постановление Правительства Республики
Казахстан от 7 июля 2011 года № 778).
Наряду с этим в соответствии с законодательством
Республики КазахстанМинистерствами по
чрезвычайным ситуациям и здравоохранения ежегодно,
в рамках их компетенции, проводятся плановые,
а также и внеплановые проверки деятельности
организаций образования, в том числе
дошкольные организации независимо от
форм собственности.
Анализ работы дошкольного образования
Англии, Голландии, Австралии, Новой Зеландии
показывает эффективность вовлечения
родителей в процесс воспитания и обучения
детей. Данная форма работы успешно начинает
внедряться в отдельных регионах нашей
республики в виде Консультационных
пунктов для родителей. В республике
функционируют 1106 консультационных
пунктов для родителей (КПР), организованные
на основании «Типовых правил организации
деятельности КПР». В штате которых имеются
социальный педагог, психолог, логопед,
медицинский работник, дефектолог (логопед)
и другие специалисты.
В целях решения вопроса укомплектования
дошкольных организаций и для упрощенияпроцедуры постано
Информация о порядке предоставления
государственной услуги располагается
на интернет-ресурсах МОН РК (www.edu.gov.kz),
на портале «электронного правительства»
www.egu.gov.kz, а также на информационных стендах
ЦОНов, отделов образования, акиматов.
Потребители сдают необходимые документы
в ЦОН по принципу «одного окна», что содействует
прозрачности регистрации детей в дошкольные
организации и предотвращению любых коррупционных
действий должностных лиц.
Сегодня в 1595 (54,8%) детских садах воспитательно-образовательный
процесс осуществляется на казахском,
в 280 (10,8%) - на русском, в 1030(35,4%) – на русском
и казахском, в 3 (0,1%) - на других языках.
До 1991 года (до распада СССР) почти 80% детских садов
работали с русским языком обучения, 20% - с казахским
языком.
С 2000 года количество детских садов с государственным
языком возросло на 1315единиц: с 280
до 1595 детских садов, а контингент вырос
на – 161 334 ребенка с
19 959 детей до 181 293.
При этом 24 851 ребенок русской
и других национальностей воспитываются
в казахских детских садах.
Образовательный
процесс в дошкольных организациях
осуществляется в соответствии сГосударственным
общеобязательным стандартом образования
«Дошкольное воспитание и обучение» (постановление Правительства
№1080 от 23 августа 2012 г.)
Для определения новой основы содержания
и качества работы педагогических кадров
данный стандарт дополнен положениями,
задающими модель выпускника и педагога
дошкольной организации, требованием
к предметно-развивающей среде. Это обеспечивает
комплексный принцип деятельности, определяет
функции каждого участника процесса обучения,
воспитания и развития детей дошкольного
возраста.
Результатом дошкольного
образования должна стать модель выпускника
дошкольной организации: физически развитый,
любознательный, активный, эмоционально
отзывчивый, имеющий первичные представления
о семье, обществе, стране, мире и природе,
овладевший необходимыми умениями и навыками
для обучения в школе.
Основные положения стандарта построены
с учетом принципа равенства прав всех
детей, индивидуальности и развития навыков
ребенка на основе ведущих образовательных
областей: Здоровье, Коммуникация, Познание,
Социум, Творчество.
Дошкольным организациям предоставляется
большое количество разнообразныхобразовательных
программ по дошкольному воспитанию
и обучению. В соответствии с ГОСО в дошкольных
организациях на ряду с государственными
программами«Балбөбек», «Қайнар»,
Программа «Ұлан» «Мен жеке тұлға» успешно
ведется работа по программам «Алғашқы
қадам» (1-3 года), «Зерек бала» (3-5 лет), «Біз
мектепке барамыз» (5-6 лет) (Приказ №439 от 21 сентября
2009 года).
В целях обеспечения качества предшкольной
подготовки детей 5-6 (7) лет Министерством
разработаны две учебные программы «Общеобразовательная
программа предшкольной подготовки детей
5-6 лет в условиях школы», «Программа предшкольной
подготовки детей 5-7 лет в детском саду».
Перечисленные программы обеспечивают
целостное развитие личности ребенка
дошкольного возраста в соответствии
с базовыми компетентностями и образовательными
областями, предусмотренными стандартом,
содействуют эффективному решению проблемы
преемственности между дошкольным и начальным
школьным образованием.
Обучение государственному
языку в дошкольных организациях в
соответствии с требованиями ГОСО предусматривается
с 3-х лет, входит
в учебный план и является обязательным.
Речевые образцы для каждого занятия составлены
с учетом речевых возрастных возможностей
детей и вводятся в активный словарь посредством
создания игровых ситуаций и ситуаций
каждодневного общения.
Программы предполагают обучение фонематической,
лексической и грамматической сторонам
устной речи на материале малых фольклорных
форм: песенок, потешек, закличек в разных
видах детской деятельности и в разных
формах работы таких, как игры, тренинги,
экскурсии, праздники и развлечения. Также
посредством использования аудио, видеоматериалов,
наглядных пособий, настольных игр.
Информация о работе Дошкольное образование в Республике Казахстан