Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 03:43, реферат
В дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство. Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями.
Введение ……………………………………………………………….
1. Система детских садов в Японии ……………………………..
2. Особенности воспитательного процесса ……………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
3 |
|
4 |
|
6 |
Заключение…………………………………………………… |
10 |
Список литературы ………………………………………………….. |
11 |
Введение
«Традиция» — ключевое слово для понимания культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая систему образования, в том числе и дошкольного.
По традиции образование является здесь мужской вотчиной. В последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.
В настоящий момент японское
дошкольное образование не лишено разногласий
и противоречий. В качестве первой
проблемы можно указать на несогласие
большинства родителей и
В дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство. Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями. Общая ориентация дошкольного образования на развитие рефлективности ребенка, поддержку его инициативы, организацию стабильного окружения позволяет говорить о различии содержательных акцентов деятельности дошкольных работников, что может выступить в качестве основания для осмысления организации отечественного дошкольного образования.
1. Система детских садов в Японии
Японцы были одними из первых
кто начал говорить о необходимости
раннего развития. Полвека назад
в стране вышла книга «После трех
уже поздно», которая совершила
переворот в японской педагогике.
Ее автор, Мисару Ибука - директор организации
«Обучение талантов» и
Обычно японская мама сидит
дома, пока малышу не исполнится три
года, после чего его отдают в
детский сад. В Японии есть и ясли,
но воспитание в них маленького ребенка
не приветствуется. По всеобщему убеждению,
за детьми должна ухаживать мать. Если
женщина отдает ребенка в ясли,
а сама идет работать, то ее поведение
часто рассматривается как
Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.
Другой вид детских садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.
Особое место среди
частных садов занимают элитные,
которые находятся под опекой
престижных университетов. Если ребенок
попадает в такой детский сад,
то за его будущее можно не волноваться:
после него он поступает в университетскую
школу, а из нее, без экзаменов, в
Университет. Университетский диплом
является гарантией престижной и
хорошо оплачиваемой работы. Поэтому
попасть в элитный садик очень
сложно. Родителям поступление ребенка
в такое заведение стоит
Однако таких детских
садов не много. Как не много и
садиков так называемого
Учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких воспитанников с точно такой же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.
Все учебные заведения
страны занимаются по единому графику:
учебный год разделен на три семестра.
Между семестрами - каникулы и для
студентов, и для школьников, и
для воспитанников детских
2. Особенности воспитательного процесса
В большинстве детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям - на улице, в присутственных местах - японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.
Необходимый элемент японского этикета - поклон. Японцы сопровождают поклоном каждое `спасибо`, кланяются при встрече, кланяются перед едой - благодарят высшие силы и хозяев за предстоящую трапезу, кланяются после еды, даже в парламенте - и то кланяются. Раз в неделю директор каждой японской школы произносит речь перед учениками, выстроившимися в колонны на школьном дворе. С окончанием речи школьники должны поклониться. А потом поклониться еще раз - при выносе государственного флага. Требование кланяться в ответ на слова директора не записано ни в каком законе. Этого требует традиция: младшие обязаны слушаться старших и выражать им почтение. Начинают этому учить уже в детском саду.
Группы в японских детских
садах маленькие: 6-8 человек. И каждые
полгода их состав переформировывается.
Делается это для того, чтобы предоставить
малышам более широкие
Воспитателей меняют для
того, чтобы дети не привыкали к
ним слишком сильно. Сильные привязанности,
считают японцы (вслед за американцами),
рождают слишком сильную
Чтобы стать воспитателем
детского сада в Японии, нужно отучиться
два года в институте или в
университете. Квалификация присваивается
по результатам письменного
Какие занятия проходят в
детском саду? Детишек учат читать,
считать, писать, то есть, готовят к
школе. Если ребенок не посещает детский
сад, такой подготовкой занимается
мама или специальные «школы», которые
напоминают российские кружки и студии
для дошкольников. Но основная задача
японского детского сада - не образовательная,
а воспитательная: научить ребенка
вести себя в коллективе. В дальнейшей
жизни ему придется постоянно
находиться в какой-то группе, и это
умение будет необходимо. Детей учат
анализировать возникшие в
Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом.
После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми.
Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности
Большое внимание уделяется прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов.
В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях - побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.
Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери (вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны - толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.
Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.
Заключение
Примерно 90-95% детей в возрасте от трех лет посещают дошкольные учреждения разного типа.
Воспитанию детей в коллективе японские педагоги придают особое значение. С их точки зрения, это одно из основных условий демократического воспитания, так как детский коллектив является моделью общества.
К дошкольным учреждениям относятся детские сады, центры дневного ухода и учреждения для детей с недостатками в развитии.
Существуют также частные детские сады при школах, готовящих к поступлению в университеты, с которыми они связаны.