Дошкольное образование Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 03:43, реферат

Описание работы

В дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство. Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….
1. Система детских садов в Японии ……………………………..
2. Особенности воспитательного процесса ……………………..
Заключение…………………………………………………………….
Список литературы …………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Реферат Япония.docx

— 25.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение ……………………………………………………………….

3

  1. Система детских садов в Японии ……………………………..

4

  1. Особенности воспитательного процесса ……………………..

6

Заключение…………………………………………………………….

10

Список литературы …………………………………………………..

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Традиция» — ключевое слово для понимания культуры страны восходящего солнца. Традициями пронизана вся японская жизнь, включая  систему образования, в том числе  и дошкольного.

По традиции образование  является здесь мужской вотчиной. В последнее время мужчины стали теснить женщин и в профессии воспитателей.

В настоящий момент японское дошкольное образование не лишено разногласий  и противоречий. В качестве первой проблемы можно указать на несогласие большинства родителей и педагогов  с усилением частного сектора  в дошкольном образовании, поскольку  это приводит к снижению качества образовательных программ. Второй проблемой  является повышение роли академических  успехов детей (несмотря на декларируемую  социальную направленность дошкольного  образования) - ряд престижных детских  садов принимает лишь одного из пяти трехлетних детей на основе конкурсного  отбора. В результате в Японии появились  учреждения, специализирующиеся на подготовке двухлетних детей к поступлению  в детский сад.

В дошкольном образовании Японии есть тенденции, сходные с нашим образованием. Например, и в японских дошкольных учреждениях, и в наших педагог вынужден балансировать между необходимостью подготовки детей к школе и возможностью ребенка полноценно проживать дошкольное детство. Вместе с тем имеются и определенные отличия. Прежде всего, они касаются отношения педагогов к агрессивному поведению дошкольников. Особого внимания также заслуживает опыт работы воспитателей с родителями. Общая ориентация дошкольного образования на развитие рефлективности ребенка, поддержку его инициативы, организацию стабильного окружения позволяет говорить о различии содержательных акцентов деятельности дошкольных работников, что может выступить в качестве основания для осмысления организации отечественного дошкольного образования.

1. Система детских  садов в Японии

 

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости  раннего развития. Полвека назад  в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила  переворот в японской педагогике. Ее автор, Мисару Ибука - директор организации  «Обучение талантов» и создатель  всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что  в первые три года жизни закладываются  основы личности ребенка. Маленькие  дети обучаются всему намного  быстрее, и задача родителей - создать  условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать  следующим принципам: стимулировать  познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных  навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку  такое образование, чтобы «он  имел глубокий ум и здоровое тело, сделать  его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала  революционно.

Обычно японская мама сидит  дома, пока малышу не исполнится три  года, после чего его отдают в  детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка  не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение  часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что  они недостаточно преданы семье  и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

Детские сады Японии делятся  на государственные и частные. Хойкуэн - государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи.

Другой вид детских  садов - етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день.

Особое место среди  частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок  попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую  школу, а из нее, без экзаменов, в  Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и  хорошо оплачиваемой работы. Поэтому  попасть в элитный садик очень  сложно. Родителям поступление ребенка  в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

Однако таких детских  садов не много. Как не много и  садиков так называемого прозападного направления, в которых господствуют принципы свободного воспитания и нет  той жесткой и достаточно тяжелой  для маленьких детей системы  занятий, которая свойственна `элитным` садам.

Учебный год в Японии тоже начинается 1 апреля. В этот день во всех учебных заведениях - от детского сада до университета - проводится торжественная  церемония открытия. И директор детского сада приветствует своих маленьких  воспитанников с точно такой  же серьезностью, как и ректор университета - своих студентов.

Все учебные заведения  страны занимаются по единому графику: учебный год разделен на три семестра. Между семестрами - каникулы и для  студентов, и для школьников, и  для воспитанников детских садов. В каникулы маленькие дети могут  приходить в детский сад, чтобы  поплавать в бассейне (бассейны есть практически в каждом детском  саду) и немного побеседовать с  воспитателем о жизни. Но занятий  в это время не проводится.

 

 

2. Особенности воспитательного процесса

 

В большинстве детских садов главная задача воспитателей - научить детей быть послушными. Домашнее воспитание у японцев чрезвычайно мягкое, детям редко что-то запрещают. Но по отношению к чужим людям - на улице, в присутственных местах - японская традиция строжайше требует выражения предельного почтения, в том числе и со стороны маленьких детей. Поэтому много времени в детском саду отводится воспитанию манер и знакомству с ритуальной стороной жизни. Дети должны овладеть множеством вежливых словесных формул (ими японский язык насыщен, как влажная губка) и знать, где и когда их нужно применять.

Необходимый элемент японского  этикета - поклон. Японцы сопровождают поклоном каждое `спасибо`, кланяются  при встрече, кланяются перед  едой - благодарят высшие силы и хозяев за предстоящую трапезу, кланяются  после еды, даже в парламенте - и  то кланяются. Раз в неделю директор каждой японской школы произносит речь перед учениками, выстроившимися в  колонны на школьном дворе. С окончанием речи школьники должны поклониться. А потом поклониться еще раз - при выносе государственного флага. Требование кланяться в ответ  на слова директора не записано ни в каком законе. Этого требует  традиция: младшие обязаны слушаться  старших и выражать им почтение. Начинают этому учить уже в  детском саду.

Группы в японских детских  садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности  для социализации. Если у ребенка  не сложились отношения в одной  группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой.

Воспитателей меняют для  того, чтобы дети не привыкали к  ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы (вслед за американцами), рождают слишком сильную зависимость  детей от своих наставников, а  последних обременяют слишком серьезной  ответственностью за судьбу детей. Если же педагог по каким-то причинам невзлюбил  ребенка, эта ситуация тоже не будет  очень тяжелой. Возможно, с другим воспитателем у ребенка сложатся дружеские отношения и он не будет  думать, что все взрослые его не любят.

Чтобы стать воспитателем детского сада в Японии, нужно отучиться  два года в институте или в  университете. Квалификация присваивается  по результатам письменного тестирования. С помощью тестов проверяются  информированность и память. А  вот отношение к детям и  способность с ними работать таким  способом проверить невозможно.

Какие занятия проходят в  детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к  школе. Если ребенок не посещает детский  сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые  напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка  вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно  находиться в какой-то группе, и это  умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх  конфликты. При этом нужно стараться  избегать соперничества, поскольку  победа одного может означать «потерю  лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции  Японии было записано, что главное  достоинство гражданина - умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что  это мешает им учиться жить в коллективе.

Важное место в системе  обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором  помогает воспитывать чувство единства с коллективом.

После пения наступает  очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют  в этих играх наравне с детьми.

Примерно раз в месяц  весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности

Большое внимание уделяется  прикладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой  на пальцы). Эти занятия прекрасно  развивают тонкую моторику, которая  необходима школьникам для написания  иероглифов.

В Японии не сравнивают детей  между собой. Воспитатель никогда  не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше  всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в  спортивных мероприятиях - побеждает  дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным  результатам.

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень  скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с  одной стороны которого находятся  раздвижные окна от пола до потолка, а  с другой - раздвижные двери (вход в  комнаты). Как правило, одна комната  служит и столовой, и спальней, и  местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают  из встроенных шкафов футоны - толстые  матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные  столики и стульчики.

Питанию в детских садах  уделяется особое внимание. Меню тщательно  разрабатывается и обязательно  включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский  сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку  обэнто - коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в  себя 24 вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю  еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и  красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще  и эстетическое удовольствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Примерно 90-95% детей в возрасте от трех лет посещают дошкольные учреждения разного типа.

Воспитанию детей в  коллективе японские педагоги придают  особое значение. С их точки зрения, это одно из основных условий демократического воспитания, так как детский коллектив  является моделью общества.

К дошкольным учреждениям  относятся детские сады, центры дневного ухода и учреждения для детей  с недостатками в развитии.

Существуют также частные  детские сады при школах, готовящих  к поступлению в университеты, с которыми они связаны.

Информация о работе Дошкольное образование Японии