Дуальное обучение – перспективная система обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 07:39, реферат

Описание работы

На современном этапе развития страны перед учебными заведениями технического и профессионального образования стоит ряд вопросов. Какими они должны быть? Как организовать образование? Как поднять престиж учебного заведения на рынке образовательных услуг? И так далее. Главная задача ТиПО – сформировать новую модель профессиональной подготовки, которая бы преодолела отставание в объемах и качестве трудовых ресурсов от реальных требований конкретных предприятий. Ведь подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена – одна из тех задач, решение которых может обеспечить устойчивое экономическое развитие любой страны.

Содержание работы

Ведение
3
2. Общие положения
5
3. Социальное партнерство
8
4. Профессиональный стандарт
10
Заключение
11
Список литературы
12

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.16 Кб (Скачать файл)

 

Структура рабочей программы должна быть ориентирована на запросы работодателя — заказчика конкретного специалиста, как по компетенции и квалификации обучаемого, так и по продолжительности срока обучения. Элективные дисциплины и количество часов на каждый предмет определяет заказчик по согласованию с учебным учреждением. При разработке учебной программы нужно руководствоваться не специальностью, которую получает студент, а компетенциями — набором навыков и умений, дающих возможность менять специальности в течение жизни сколько угодно раз.

 

При насущной необходимости возможно изменение и обязательных курсов (в пределах 15 %).

 

В процессе обучения на практических и семинарских занятиях обсуждаются конкретные практические ситуации и решаются производственные задачи, возникающие на предприятиях, в которых стажируются учащиеся. Темы выпускных работ оговариваются с будущим работодателем.

 

Количество часов, отведенных на теоретическое и практическое (работа на предприятии) обучение, не должно превышать 40 часов в неделю. Пределы рекомендуемого распределения часов теоретического и практического обучения — от 1/5 до 1/4, т.е. примерно (20-25) % к (80-75) %.

 

Программа основной профессиональной подготовки (колледж) не должна превышать трех лет. График обучения на краткосрочных курсах общей длительностью до 700 часов составляется индивидуально, на основании договоренностей с работодателем — заказчиком специалиста.

 

Для обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития системы непрерывного профессионального образования необходима развитая инфраструктура в виде сети различных центров и краткосрочных курсов, занимающихся внутрипроизводственным и внутрифирменным обучением и переподготовкой. Программа таких курсов должна быть предельно гибкой, учитывающей насущные потребности предприятия, поэтому может составлять 72-700 час, но не более 1000 час.

 

Программа подготовки (переподготовки) завершается экзаменом, который принимает комиссия из представителей предприятия, учреждения образования и третьих лиц (независимые эксперты). Успешно сдавшие экзамен выпускники получают свидетельство (сертификат), дающее право работать по специальности. Сертификат должен содержать данные о типе, сроках и целях профессионального обучения, а также о компетенциях, которыми овладел студент.

 

Оценка качества обучения должна производиться независимыми институциональными механизмами с присвоением квалификационного сертификата.

 

е)  Основные компоненты образовательной программы

 

Составляющими программы являются паспорт специальности; квалификационные требования к молодому специалисту; рабочий план; учебно-методические материалы; основные положения и содержание контрольно-тестовых заданий.

 

ж)   Организация практики

 

Практическое обучение осуществляется на предприятии при непосредственном участии:

    специалистов  предприятия, прошедших педагогическую  подготовку;

    преподавателей  учебного заведения, прошедших курсы  повышения квалификации на предприятии.

 

Практическое обучение в учебном заведении производится в специализированных помещениях (мастерских, лабораториях, учебных фирмах и т.д.) опытными мастерами производственного обучения, а также, по мере возможности, и квалифицированными наставниками на предприятиях.

 

 

3. Социальное партнерство

 

Социальное партнерство в области профессионального образования ориентировано на повышение адекватности результатов деятельности системы образования, приближение уровня подготовки кадров к потребностям отраслей экономики и работодателей, укрепление связей обучения с производством, привлечение дополнительных источников финансирования.

 

Социальное партнерство в учебных заведениях может быть реализовано посредством внедрения дуальной системы профессионального обучения с заключением трехстороннего договора (учебное заведение — предприятие — студент).

 

Основные направления взаимодействия партнеров в области профессионального образования:

 

1)  участие  работодателей в разработке государственных  общеобязательных стандартов образования, типовых учебных планов и программ;

 

2)  организация  профессиональной практики обучающихся  с использованием технологической  базы предприятий, стажировок преподавателей  специальных дисциплин и специалистов;

 

з)  развитие взаимодействия сторон по вопросам подготовки специалистов и содействия их трудоустройству;

 

1)  обеспечение  рынка труда высококвалифицированными  рабочими и специалистами в  соответствии с требованиями  профессиональных квалифицированных  характеристик;

 

2)  привлечение  к процессу обучения специалистов, имеющих опыт профессиональной  деятельности в соответствующих  отраслях экономики;

 

3)  участие  в организации контроля над  качеством подготовки специалистов  при поведении итоговой аттестации  обучающихся;

 

4)   привлечение  финансовых средств работодателей  на развитие организаций образования.

 

К компетенции организаций образования относятся следующие функции:

разработка и утверждение рабочих учебных программ;

разработка и утверждение учебных планов, кроме рабочих учебных программ и рабочих учебных планов по военным специальностям;

внедрение новых технологий обучения;

обеспечение повышения квалификации и переподготовки кадров в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

предоставление товаров (работ, услуг) на платной основе в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

привлечение дополнительных источников финансовых и материальных средств для осуществления уставной деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

 

К компетенции заказчика относятся следующие функции:

 вхождение  в состав независимых экзаменационных  экспертных комиссий;

  проведение  оценки знаний студентов-выпускников  и кандидатов на присвоение  или подтверждения той или  иной квалификации;

 пополнение  штата своих организаций из  числа отличившихся, на их взгляд, студентов- выпускников и кандидатов;

 

Выпускники после успешной сдачи выпускных экзаменов независимой комиссии и объявления положительных результатов получают документ об образовании и квалификационный сертификат установленного образца. Они имеют возможность показать хорошие знания и профессиональную подготовленность, что увеличивает шанс устроиться на работу в организациях работодателей, входящих в состав независимых экзаменационных экспертных комиссий, или других организациях. Кроме того, они становятся конкурентоспособными на рынке труда. В перспективе, при признании сертификата за рубежом, они получат возможность работать за рубежом по своей специальности без дополнительных процедур подтверждения своей квалификации и профессиональной подготовленности [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Профессиональный стандарт

 

Профессиональный стандарт для каждой отдельной специальности разрабатывается с использованием международных стандартов и внедряется на государственном уровне. Он разрабатывается учреждением образования совместно с работодателем (заказчиком специалиста).

 

Профессиональный стандарт, как основополагающий документ процесса подготовки кадров, согласуется с работодателем и утверждается учреждениями образования.

 

Полный вариант профессионального стандарта определяет следующее:

Наименование специальности.

Квалификационная характеристика специальности: сфера профессиональной деятельности; объекты профессиональной деятельности; основные функции профессиональной деятельности; профессиональные компетенции ЗУН (знания, умения и навыки) по специальности.

Продолжительность обучения (часов): общая, теоретический курс, практический курс.

Учебный рабочий план:

 

а) теоретический курс (аудиторные занятия — 20-30 %): общеобязательные дисциплины (для всех технических специальностей); обязательные специальные дисциплины; элективные дисциплины;

 

б)  практический курс в соответствии с требованиями заказчика (внеаудиторные занятия — 8070 %): занятия на учебном полигоне, в учебных мастерских, лабораториях (под руководством преподавателя); практическое обучение на рабочем месте (под руководством наставника).

Процедура приёма в учебное заведение: экзаменационные требования; процедура учёта предшествующего профессионального образования в счёт срока обучения с учётом приобретенных студентом знаний, умений и навыков; организация вступительных испытаний (письменный, устный экзамен, тестирование, собеседование).

Контроль процесса обучения: промежуточный контроль (сессионные экзамены); итоговый контроль (выпускные экзамены); выпускная работа (обязательно практическая); присвоение разрядов согласно приведенной таблице.

 

7 Требования  к учебно-методическому и техническому  обеспечению:

требования к учебным пособиям и методическим указаниям;

требования к электронным учебным ресурсам;

требования к оборудованию для проведения практического обучения;

требования для обучения на производстве.

 

В случае дуального обучения на курсах переподготовки используется сокращенный вариант профессионального стандарта, который определяет:

наименование специальности;

продолжительность обучения;

процедуру приёма на курсы;

контроль процесса обучения;

требования к учебно-методическому и техническому обеспечению.

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.[3]

 

Для предприятия дуальное образование — это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

 

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно коллежское образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

 

Идея дуального обучения приобретает свои реальные практические контуры. Взаимодействие образования с бизнесом, субъектами рынками труда – это одна из составляющих современной модели, которая востребована обществом. Поэтому, именно сейчас нужна всемерная поддержка программы дуального образования и должна быть продолжена работа по ее реализации в тесном сотрудничестве с работодателями и социальными партнерами, заинтересованными в развитии дуального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1    Агранович М.Л. Экономические и социальные эффекты  образования. Опыт статистического  анализа. — М.: Просвещение, 2001. — 256 с.

 

2    Государственная  программа развития образования  Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента  Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118 zakon.kz

 

3    Стратегический  план Министерства образования  и науки Республики Казахстан  на 2011-2015 годы // zakon.kz/141156-zakon-respubliki-kazakhstan-ot-27.html

 

4    Родиков А.С. Некоторые  аспекты профилизации образовательных  услуг дуальной системы европейского  образования // Вестник Военного  университета. — 2010. — № 3 (23). — С. 41-46.

 

 


Информация о работе Дуальное обучение – перспективная система обучения