Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства и погружения в русские народные традиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 09:38, доклад

Описание работы

Духовность – в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а так же утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы [3].

Файлы: 1 файл

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Сенецкая А.В., Валитова Р.Т.

БДОУ г. Омска, «Детский сад № 247

комбинированного вида»

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства и погружения в русские народные традиции

 

Духовность – в самом общем смысле – совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а так же утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы [3].

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из основополагающих проблем, стоящих перед обществом и каждым, отдельно взятым родителем. В современном обществе сложилась катастрофическая ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и духовности в целом. Наше, когда-то просвещенное, высоко-духовное общество с богатыми традициями и обычаями  превратилось в общество потребления. Люди забыли свои корни, традиции, обычаи, уже мало кто помнит наши исконные праздники и их историю. Причин этому масса. Одной из них, наиболее важной, на наш взгляд, явилось то, что в современной семье перестали общаться друг с другом, делиться радостью, горем, успехом, проблемами или просто говорить друг другу приятные вещи. На смену живому общению пришли телевизоры, компьютеры и другие электронные гаджеты. Современные заменители общения сейчас вторглись не только в нашу домашнюю жизнь, но и в учебу детей, сведя необходимость общения к минимуму.

В связи со сложившейся в современном обществе ситуацией мы решили не упускать время и возможность, и начать заинтересовывать, просвещать и погружать наших воспитанников духовный мир посредством ярких и многогранных русских народных традиций и обычаев.

Целью нашей работы является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства и погружения их в яркие русские народные традиции.

Нашу работу мы начали со второй младшей группы, то есть, с того момента, как дети попали к нам, работаем сейчас и планируем продолжить до момента выпуска наших воспитанников. Это связанно с тем, что, на наш взгляд духовно-нравственное воспитание должно проходить и усваиваться в течение всей жизни человека. «В дошкольный период у ребенка появляются первые этические инстанции, причем на ряду с представлениями о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»,  получаемыми в процессе общения со взрослыми, ребенок приобретает способность вести себя в соответствии с данными представлениями. Это происходит благодаря формирующимся в сюжетно-ролевой игре произвольности поведения и зачаткам рефлексии (Д. Б. Эльконин) [2, с.442]. Поэтому мы решили завязать духовно - просветительскую деятельность на народных праздниках, играх и творчестве, чтобы сделать это наиболее доступным и захватывающим для детского сознания.

Наша работа с детьми дублируется из года в год для лучшего усвоения и понимания, а так же усложняется различными играми, обрядами и традициями. Таким образом, мы закрепляем уже имеющиеся знания детей и постепенно по мере взросления расширяем их, не перегружая детское сознание.

Работу мы начали с проведения бесед с родителями и детьми, в ходе которых выяснили, что они знают о русской культуре, об отмечаемых праздниках, о семейных традициях. Беседы выявили, что знают и интересуются  культурой не многие. Тогда было решено организовать открытое занятие для детей и родителей, участники которого были частично ознакомлены в доступной, яркой и увлекательной форме с культурой и традициями русского народа. Наша культура интересна не только своей красочностью, обилием праздников и традиций, связанных с этим, но и тем, что в ней тесно переплелись христианство и язычество. Князь Владимир во времена своего правления окрестил Русь, но язычество полностью искоренить не смог. С тех пор христианство и язычество идут рука об руку, противоречат и дополняют друг друга в нашей культуре.

Начинаем мы наше знакомство с традициями и праздниками с Яблочного спаса или Преображения Господа бога нашего и Спаса нашего Иисуса Христа – это церковный праздник. Мы рассказываем детям об истории праздника, беседуем о его названии (почему он так называется?). Знакомим ребят с традициями, связанными с этим праздником, делимся и угощаем друг друга и гостей яблоками, приносим из дома яблочные пироги и угощения из яблок,  так же проводим в этот день развлечение «ярмарка», а вечером поем песни. О проведении праздника сообщается заранее, и дети вместе с родителями и воспитателями готовятся к этому дню, предвкушая атмосферу праздника.

Следующий масштабный христианский праздник, так или иначе известный всем - это Рождество Христово. К этому празднику мы так же начинаем готовиться заранее. Беседуем с детьми о том, что они знают и помнят о рождестве, закрепляем и расширяем знания детей о истории и традициях этого праздника. Слушаем и заучиваем рождественские песни и стихи, занимаемся прикладным творчеством. Перед новогодними каникулами мы устраиваем рождественскую неделю, во время которой едим сочиво, колядуем и ставим театрализованные постановки наиболее известных библейских сцен. Таким образом, вовлекая детей в личное участие в традициях, играх, творчестве, мы разжигаем все больший и больший интерес к культуре родного края.

Так же и на масленицу, на пасху, на день Ивана Купала и на другие традиционные праздники мы с нашими воспитанниками готовимся, вспоминаем историю праздника, обсуждаем его, вспоминаем, что люди делают во время этого праздника и зачем, готовим традиционные блюда, выполняем обряды, играем в традиционные игры и занимаемся традиционным народным творчеством. А главное, наполняем воспитанников духом наших праздников, духом милосердия, щедрости, добра, взаимопомощи. По окончании каждого праздника мы организуем круглые столы, в ходе которых обсуждаем с ребятами, что им больше всего понравилось, какие традиции они возьмут в свой дом, чему их научили те или иные традиции и обряды (доброте, гостеприимству, щедрости, трудолюбию, взаимопомощи и т.д.). Посредством ярких, веселых, переполненных играми праздников мы впечатляем детей, показываем им, что живое, теплое общение значительно интереснее компьютеров, гаджетов и телевизоров. Мы учим малышей общаться друг с другом, замечать красоту и увлекательность жизни. Так как наши воспитанники еще дошколята, у них преобладает игровая деятельность, то мы используем огромное количество замечательных игр, которые достались нам от наших предков а ведь нам от наших предков досталось огромное количество замечательных игр. «Для человека полтора века – много, а для игры - как день. Сохранились они в неприкосновенности, вероятно, потому, что народ ничего не придумывает ради простой забавы, а всегда – со смыслом, для пользы» [1, с. 5]. Самые распространенные и любимые игры у славянских народов, вошедшие в нашу жизнь - хороводные игры. «Невозможно обозначить времени и места происхождения хороводов, ибо они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. Дух хороводных песен - семейная жизнь, в них живо передано веселье и думы наших предков» [1, с. 137,139].

Таким образом, создавая у детей положительный, яркий образ традиций и духовного наследия мы вселяем в них желание и дальше узнавать новое о родной культуре, укрепляем веру в добро, в свои силы, даем первоначальные представления о нравственных ценностях. Спустя год нашей работы мы уже замечаем как непринужденно и даже с удовольствием дети помогают друг другу и взрослым, они без сожаления делятся тем, что у них есть, малыши научились сочувствовать беде другого человека. В дальнейшем мы планируем познакомить наших воспитанников, так же, с традициями и обычаями братских народов, в виду того что наша родина является домом для огромного количества народностей и культур. Духовно-нравственное воспитание предполагает уважительное отношение ко всем культурам и традициям.

На наш взгляд, духовно-нравственное воспитание должно проводиться в течение всей жизни человека. Необходимо посадить зерно интереса и любви к духовности еще в раннем детстве, подпитывать его, а в дальнейшем из этого зерна человек сам может вырастить в себе невероятные высокодуховные качества.

 

Список используемой литературы

    1. Панкеев И.А. Русские народные игры – М.: Яуза, 1998. – 240с.
    2. Психология: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 606 с.
    3. https://ru.wikipedia.org (Википедия – свободная энциклопедия)

 

Сенецкая Александра Валерьевна, воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад № 247 комбинированного вида», seneckaya84@mail.ru , тел: 8-908-808-08-61

Валитова Разалья Тахировна, воспитатель, БДОУ г. Омска «Детский сад № 247 комбинированного вида», ladymail1@mail.ru , тел: 8-908-312-38-94


Информация о работе Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства и погружения в русские народные традиции