Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:29, доклад

Описание работы

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формирования у подрастающих поколений качественно нового отношения к прошлому, к культурному наследию народов своего края и России.

Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе дошкольного образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному).

Музейная педагогика на базе этнографического музея в детском саду – это нетрадиционная форма интеллектуального, нравственного, экологического, эстетического, патриотического воспитания методами исследования вещей и предметов в музейной среде.

По мнению А.В. Запорожца, центральными достижениями психического развития в дошкольном возрасте следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Музейная форма представления материала способствует образному познанию, формирует социальную установку.

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение ребенка в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит ребенка за границы социума, цивилизации в мир культуры.

Создание этнографического музея в детском саду обусловлено также необходимостью включения национально-регионального компонента в воспитательную систему ДОУ, цель которой – формирование личности, главными качествами которой являются осознание себя как представителя определенного этноса, готовность и способность к взаимодействию с другими личностями, культурами, обществом.

Для реализации данной цели в детском саду организован этнографический музей, функционирующий с 1995 года и получивший в августе 2007 года статус этнографического и название «Родные истоки».

В экспозиционном зале воссоздан интерьер крестьянской избы конца XIX - начала XX в.в.: на полках расположены корзины, орудия труда, корыта; в избе оформлен «красный угол» с иконой, набожником, стол с самоваром и лавки, печь с ухватами и кочергой, полки с горшками, кринками, корчагами; деревянная кровать, покрытая лоскутным покрывалом, светец, корыто деревянное для купания младенцев, серп, утюги, рубель, в люльке лежит малыш (кукла). Представлены материалы и орудия мужского и женского крестьянского труда: прялки и веретена, инструменты для работы по дереву и др. Экспонаты привезены из разных уголков Курской и Белгородской областей. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В настоящее время насчитывается более 50 экспонатов, имеющих историческую ценность.

Однако, основная задача не создание музейной атмосферы, а введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо экспонатов, представляющих историческую ценность, в «избу» помещены предметы, имитирующие натуральный облик. Например, печь, сундук, ткацкий станок, кукла Белгородочка и др.

Кукла Белгородочка – персонаж развивающей среды. Ее одежда, головной убор, украшение – копия женского русского народного костюма Белгородской области. Так как в музее детского сада элементы одежды, украшений и головных уборов представлены в меньшинстве, кукла является необходимым экспонатом для ознакомления дошкольников с русским народным костюмом.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд дошкольного музея. Он делится на две группы: предметы основного фонда и предметы вспомогательного фонда. В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником знаний по истории, культуре, природе. В состав научно-вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые обычно для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии подлинных предметов, людей, модели ландшафтов, куклы в национальных костюмах, — то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.

Для учета научного описания музейных предметов в музее дошкольного учреждения ведется инвентарная книга - это основной юридический документ учета, научного описания и охраны памятников культуры и истории.

Для эффективной работы музея разработана «Программа деятельности», которая содержит цели, задачи, направление и тематическое планирование. Основные задачи работы по приобщению детей к народной культуре:

• познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с поселениями, жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

  • прививать интерес к духовной культуре разных народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство;
  • формировать общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его;
  • воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

Организация деятельности музея распределяется по следующим направлениям: экспозиционное (оформительское), экскурсионное (занятия), культурно-массовые мероприятия

Основную работу по оформлению экспозиций выполняют педагоги, но активными участниками также являются дети и родители.

В каждый предпраздничный период музей пополняется новыми экспонатами, которые дети и родители приносят из дома или изготавливают сами по старинным образцам. Появлению предмета в горнице предшествуют познавательный рассказ, целевые наблюдения.

Наиболее эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного  и индивидуального обучения.

Особенностью музейной экскурсии  является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).

При проведении экскурсии учитываются специальные требования:

  • Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
  • Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
  • Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.

Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем; а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

В работе с детьми используются различные формы занятий в том числе и нетрадиционные: интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях; занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, комментарий, мозговая атака, репортаж; занятия на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: занятие - урок мудрости, занятие - урок мужества, занятие - урок любви, занятие-презентация; занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие-сюрприз; занятия-путешествия в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история самовара, утюга, сундука); целый ряд занятий построен в форме инсценировок - это посиделки, где дети как бы становятся участниками событий, на которых не только веселились, но и работали.

К занятиям в музее широко привлекается фольклорный материал: народные песни, хороводные и подвижные народные игры, пословицы, поговорки, загадки. Информация, полученная на таких занятиях, включается воспитателями в различные виды практической деятельности детей.

Эффективным методом, используемым в работе, является экспериментирование. При ознакомлении с историей вещей и техническим прогрессом, дети на практике изучают свойства таких осветительных приборов, как лучина, лампада, свеча, керосиновая лампа; при знакомстве с понятием «изобретение» пробуют изобрести новые предметы, фантазируют.

Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с детьми в силу многофункциональности народного календаря. Социальные функции календарных праздников и обрядов актуальны и в настоящее время: это и передача знаний из поколения в поколение, и сплочение участников события в единый коллектив, и воспитание патриотизма и уважения к народной культуре.

В детском саду традиционно проводятся Осенины, Рождество, Святки, Масленица, Пасха, Троица. В подготовке праздников активно участвуют дети, родители и сотрудники детского сада, поэтому зачастую они превращаются в народные гуляния (например, Масленица).

Традиционными являются встречи с родителями в музее: семейные вечера, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки, вспоминают свои семейные традиции, поют колыбельные, играют с детьми. Используются и другие формы работы с семьей: информирование о событиях народного календаря и связанных с ними обычаями, обрядами, приметами.

Обогащение ребенка духовной культурой происходит для него ненасильственно, если знание поступают как практическая созидательная деятельность. Использование средств музейной педагогики позволяет адаптировать детей к современной жизни, восприятию окружающего мира на основе законов культуры, традиций и бытия предков. Активное приобщение детей к сохранению народной культуры, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности, способствует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность  педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного дошкольного  образовательного учреждения, выполняющего социальный заказ общества.

Литература:

  1. Ботякова О.А. и др. Российский этнографический музей – детям. – СПб: Детство-Пресс, 2001.
  2. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  3. Тихонова М.В. Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство с русским народным искусством, ремеслами, бытом и музеем детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2000.

 


Информация о работе Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики