Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 14:31, реферат
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из основополагающей проблем, стоящих перед нашим обществом.
В требованиях ФГОС отмечено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников на примере русских народных сказок
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из основополагающей проблем, стоящих перед нашим обществом.
В требованиях ФГОС отмечено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является сказка.
Значение сказки уже давно признано важнейшим звеном во всестороннем воспитании любого ребенка. Современные условия таковы, что наблюдается моральный кризис молодежи. Так что существование сказок, несущих в себе потенциал нравственных поучений, в настоящее время становится еще более актуальным и востребованным.
Сильная сторона всех сказок в том, что в них добро всегда одерживает победу над злом, нечестностью и несправедливостью.
Образы героев в сказках раскрываются столь ярко, что даже после первого прочтения сказки младшие школьники уже ярко представляют себе их, и формируют свое отношение к тем или иным действующим лицам. Они принимают сторону угнетенных и обиженных, осуждая действия злодеев. Дети сами готовы вступиться за несчастных людей. А когда храбрым героям удается одолеть зло, то они искренне радуются этому, ведь добро восторжествовало, а зло наказано. Дети хотят, чтобы в настоящей жизни все происходило в точности так же.
Каждая сказка несет в себе информацию о моральных и культурных ценностях.
Часть сказок явно создана в назидание ребятам. О чём, например, известная всем сказка «Колобок?» О неразумном хвастовстве, граничащем с глупостью. А что произошло в сказке «Кот, петух и лиса?» с петухом, не послушавшимся кота? Съела его лиса! Всем известна русская народная сказка «Гуси-лебеди». В ней заложены сразу три нравственные параллели, это – трудолюбие, послушание и ответственность. Они помогают детям понять, что нужно всегда относиться с вниманием к окружающим, даже если сам находишься в тяжелой ситуации. Вообще сочувствие в бедах и невзгодах другого человека признано в народе самым высоконравственным чувством, которое подчеркивает богатство души человека. Протяни руку помощи, поделись последним, одобри, утешь, постарайся избавить от страданий. По мнению народа, сострадание, содействие и сочувствие являются основами человечности отдельного индивидуума. Именно в этом заключена самая основная цель воспитания с помощью сказки.
Проблемы детского послушания находят свое отражение в таких сказках как «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т.д. Удивляет то, что народ уже сотни лет назад понял о тщетности наказания и сухого назидания детей, и придумал столь необычный способ, чтобы донести до них глубину проступка. Сказка учит тому, что если нарушишь слово родителей – наказ, то непременно попадешь в большую беду.
Огромную роль играет духовная основа сказок. Дело в том, что все они несут в себе некоторый духовный смысл, которого читатели даже могут не заметить, но он оказывает влияние на подсознание любого человека. Обычно затрагиваются проблемы свободы, природы зла в себе и окружающем мире, отношение к смыслу жизни и смерти. Эти духовные составляющие передаются посредством метафор, символов, свойств, которые приписываются тем или иным героям и т.д. Обычно гуманистическая парадигма находится в соответствии с христианской духовностью, это происходит потому, что европейский гуманизм развивался на основе христианства. Но, несмотря на это, вопрос о том, нужно ли использовать сказки в духовном и нравственном воспитании детей, остается открытым среди православных педагогов. Некоторые из них считают, что в сказках показано слишком много магии и нечистой силы, и это делает их неприемлемым для изучения православным ребенком. Но верно ли это? Ведь ребенок, который играет в сказку, знает о том, что это просто игра.
Сказки порой полны препятствий и достаточно страшных моментов. Многие родители стараются не читать детям страшных сказок, полагая, что они могут начать бояться чего-то в жизни после таких сюжетов.
Но если бы ребята никогда не встречались со страшными сказками в раннем детстве, то они бы выросли совершенно другими, не зная о существовании смерти, болезней и других неприятностей. Они бы оказались не способными к сопереживанию, не могли бы преодолевать собственный страх, и не имели бы никакого понятия о мировой культуре, выраженной в этих сказках. Это были бы просто другие люди и, скорее всего, они бы не обладали теми потрясающими качествами, которые помогают жить в современном мире. Но ребенку же предстоит жить в земном мире, среди других людей.
Ученые считают, что дети переходят через основные религиозные и философские учения поэтапно в своей примитивной форме. И большую роль в преодолении этих фаз играют сказки, мифы и легенды. Поэтому не надо лишать возможности ребенка развиваться только потому, что в тексте будет присутствовать жестокость.
Читая некоторые страшные сказки, ребенок начинает испытывать одновременно страх и очень сильный интерес. Вреден ли детский страх? И нужен ли он вообще?
Страшные истории позволяют всем людям пережить те эмоции, которые они зачастую не позволяют себе в реальной жизни: злость, агрессию, гнев и ненависть.
Похоже, что переживание подобных ощущений необходимо людям всех возрастов, а малышам нужно преподносить их просто в другой форме – в форме сказок. Естественно, что их тексты должны быть обязательно тщательно подобраны, в соответствии с возрастом ребенка. И стоит заранее прочитать книгу, прежде чем давать ее ребенку.
Главное условие выбора сказки - в сказке все должно заканчиваться хорошо. Какие угодно приключения могут происходить с героями на протяжении всего сюжета, но в конце добро обязательно должно победить. Для ребенка это будет означать, что мир полон добра и несправедливость всегда будет наказана. Таким образом, жизнь ребенка наполняется светом и улыбкой.
Другое важное условие доброй сказки такое: те персонажи, которые в сказке выглядят маленькими и беспомощными, должны побеждать.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Литература:
1. Л.В.Кондратьева. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. (Интернет: doshvozrast.ru)
2. Сказки в жизни ребёнка. (Интернет: talesbaby.ru)
3. Ю.Круглов «Наши сказки» из книги «Русские народные сказки» (М. Просвещение.1983г.)
4. В.Аникин «Смысл сказок» из «Иван – крестьянский сын» (М. Детская литература. 1986г.)
5. Л.Д.Короткова. Духовно-нравственное
воспитание средствами