Двигательная активность – показатель здоровья и уровня школьной зрелости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 22:13, доклад

Описание работы

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и словарным запасом, развитием речи, мышлением.
уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от внешних условий — гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.д.

Файлы: 1 файл

двигательная активность- доклад.docx

— 23.42 Кб (Скачать файл)

Двигательная  активность –

показатель  здоровья и уровня школьной зрелости.

Учеными  установлена  прямая зависимость между уровнем двигательной активности и словарным запасом, развитием речи, мышлением.

уровень двигательной активности и физиологическая потребность организма в движении определяется не только возрастом, но и степенью самостоятельности ребенка, индивидуально-типологическими особенностями центральной нервной системы, состоянием здоровья и во многом зависит от внешних условий — гигиенических, социально-бытовых, климатических и т.д.

Двигательная активность является важнейшим условием нормального развития ребенка. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам в школе. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.  Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка, но следует предостеречь и от излишней двигательной активности. Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной их трех групп по двигательной активности. 

Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и затем в школе. Движения этих детей обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Родителям достаточно лишь создать необходимые условия (правильный режим дня, место для движений, время, игрушки-двигатели, возможность заниматься в спортивной секции и т.д.). Физиологи говорят, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию», она у этих детей проявляется достаточно ярко.

Ко второй группе следует отнести с низкой двигательной активностью т.е. малоподвижных.  Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Малоподвижных детей характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают (их спокойное поведение в общении с взрослыми и сверстниками, на занятиях не всегда следует расценивать положительно). Такие дети робки в общении, не уверенны в себе, не любят игры с активными движениями, так как плохо владеют необходимыми двигательными навыками. Малоподвижных детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в пересмотре рациона питания и увеличении двигательной активности, в воспитании у них интереса  к движениям, потребности в подвижных видах деятельности. Особое внимание необходимо уделять развитию всех основных движений, но особенно интенсивных (занятия легкой атлетикой, плаванием, лыжами и т.п.). Очень важно увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой («победа» над папой на футбольном поле принесет ребенку радость и уверенность в своих силах). Родители должны создать условия для игры с движениями (домашние спортивные уголки,  совместные спортивные развлечения, туристические походы, наконец, просто зарядка выходного дня, выполненная всей семьей). Дети с низкой двигательной активностью хуже усваивают учебный материал, из-за недостатка движений медленно восстанавливается  их умственная  работоспособность. Они выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большее количество ошибок. Родители должны контролировать обязательную смену деятельности (двигательные паузы в процессе выполнения домашних заданий).

К третьей группе относятся  дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями (движения их быстры, резки, часто бесцельны). Они  чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости, точности, сдержанности. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям (сначала усиленная теплоотдача при высокой нагрузке, а затем возможно неконтролируемое переохлаждение). Дети  этой группы часто физически  переутомляются, это в свою очередь, приводит к умственной утомляемости, низкому уровню усвоения учебного материала. Родители должны руководить двигательной активностью таких детей, а не идти в направлении ограничения подвижности (у ребенка повышена потребность в движении и она должна быть удовлетворена). Поэтому родителям необходимо контролировать и регулировать физическую нагрузку в течение дня (время прогулки, подвижных игр, оптимальную смену деятельности, а также физическое и психологическое состояние ребенка). Детям большой подвижности  в первую очередь рекомендуются спокойные действия, требующие сдержанности, осторожности, осмысленной управляемости, сосредоточения их внимания на движениях. Из видов спорта предпочтительны  гимнастика, фигурное катание, теннис и т.п. Полезны также все виды метания (например, дартс), точные движения с мячами, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди, игры в шашки и шахматы.

Когда родителям начинать заниматься  с детьми?

Начинать заниматься с ребенком надо с первых дней его жизни. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не стоит прекращать занятий в семье,хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка.

Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существуют всегда. постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего, следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребёнок до и после занятий (если ребёнок устал после долгой прогулки или же прогулка ещё предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).

   

Утренние занятия

Во время зарядки лучше  использовать лёгкие уже знакомые упражнения.

 Продолжительность  утренних занятий - не более  10 минут.

До обеда (если ребенок не в детском саду)

покататься на велосипеде, самокате, поиграть на детской  площадке. В это время можно  включить 15 - 20 минутное интенсивное занятие физическими упражнениями для больших групп мышц.

После обеда

необходим покой, сон. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные - по возможности на открытом воздухе.

Занятия во второй половине дня

В эти часы удобно провести более длительное занятие с одним из родителей 20 минут.

Занятия перед  ужином

Продолжительность занятий с

детьми до 6 лет - 20-30 минут, с шестилетками - до 45 минут.


 

После еды заниматься с  детьми не рекомендуется. Обязательно  нужно использовать

любую возможность подвигаться  вместе с ребёнком на свежем воздухе.

Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой

Здорового ребёнка не надо заставлять заниматься - он сам нуждается  в движении и охотно выполняет  всё новые и новые задания. Ни в коем случае не стоит принуждать ребенка к выполнению того или  иного движения или превращать занятие  в скучный урок, тренировки должны проходить в виде игры- тогда ребёнок  всё время будет находиться в  прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребёнка во всё новые виды игр  и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребёнок закрепил изученные  движения. Прекрасно если вы одобрите его похвалой, удивитесь тому какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет. Пробудить у ребёнка интерес к занятиям поможет так же демонстрация его умений перед остальными членами семьи или сверстниками. Так постепенно развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые более сложные движения и игры.

Если у ребенка нет желания  заниматься, проанализируйте причины  негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать  наиболее благоприятные условия.

Обычно всем детям нравится заниматься. Они с удовольстсвием разучивают новые, особенно сложные упражнения; сами хотят позаниматься с кем-нибудь из родителей, лучше выполнить упражнение, так как знают, что их навыки родители оценят по заслугам- В дошкольнике следует пробуждать здоровое честолюбие.

Каждое движение, Как обеспечить безопасность, занятий

которое вы выполняете с  ребёнком должно быть правильно подобрано  и хорошо выполнено, возможность  какого-либо ущерба для здоровья должна быть полностью исключена- Конечно, очень важно обеспечить безопасность, страховку и помощь ребёнку, но в то же время неоправданна и излишняя боязливость, которая мешает ребёнку стать самостоятельным.

Основные правила безопасности

  1. Поднимая ребёнка, никогда не держите его только за кисти- обязательно целиком за предплечье, поскольку кости и мышцы запястья ещё недостаточно окрепли. Наиболее безопасно поддерживать ребёнка за бедра. При выполнении акробатических упражнений очень важны положения рук взрослого, предохраняющие позвоночник от неправильного изгиба и голову от неудачного поворота или удара. Все эти захваты должны основываться на знании возможностей вашего ребёнка
  2. Новое упражнение осваивайте медленно и постоянно придерживайте ребёнка, чтобы он испытывал чувство уверенности, постепенно можно ускорить темп упражнения и исключить всякую помощь.
  3. Учите ребёнка быть внимательным на занятиях, чтобы он сам позаботился о 
    безопасности. Более сложные упражнения и прыжки следует выполнять на мягкой подстилке. Стремитесь предотвратить опрометчивость и небрежность ребёнка- особенно при выполнении упражнений на высоте.

 

  1. длительное удержание трудных поз в раннем возрасте недопустимо - через 1-2 секунды нужно вернуть Р. в н.п. лучше несколько раз повторить упражнение.
  2. Вис только на руках в дошкольном возрасте опасен, поскольку он даёт чрезмерную нагрузку на суставы и весь плечевой пояс. Поэтому простые висы заменяйте смешанными, когда Р. ещё и упирается ногами. По этим же причинам не позволяйте раскачиваться в висе.
  3. При обучении лазанью не разрешайте Р. залезать выше того уровня, на котором вы можете его достать.
  4. Никогда не используйте для соревнования наиболее опасные упражнения. Всегда выполняйте их медленно и сосредоточенно- чтобы Р. не ослабил внимания, а вы не допустили оплошности при страховке.

8. Избегайте упр., при которых Р. излишне прогибается в поясничном отделе, так как большинство детей как раз нуждаются в выпрямлении этой части позвоночника. К неподходящим упражнениям подобного рода относятся  


Информация о работе Двигательная активность – показатель здоровья и уровня школьной зрелости