Факторы, влияющие на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 14:45, реферат

Описание работы

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………2
Основные понятия………………………………………………………………………3
Факторы, влияющие на формирование личности…………………………………….4
Заключение………………………………………………………………………………7
Список литературы………………………………………………………………………8

Файлы: 1 файл

Факторы влияющие на развитие личности.docx

— 22.71 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………2

Основные понятия………………………………………………………………………3

Факторы, влияющие на формирование личности…………………………………….4

Заключение………………………………………………………………………………7

Список литературы………………………………………………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются. 
Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. 
Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия

Человек - это живое существо, обладающее даром  мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, он представляет собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

Индивид - единичный представитель вида «Homo sapiens»

Личность - совокупность ценностей индивида, приобретенных в результате его становления в обществе. Это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Это человек, который проявляет активную жизненную позицию, несёт ответственность за свой выбор и свою деятельность.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Воспитание - это процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей, взращивание личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, влияющие на формирование личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов.

1. Наследственность.

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу.

Наследственная программа развития человека обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся:

- анатомо-физиологическая структура, отражают видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;        
 
- физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; 
 
- физиологические особенности: обмен веществ, apтериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; 
 
- особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности; 
 
- аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; 
 
- предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным paccтройствам (карликовости и др.).

2. Физическое окружение.

 Очевидно, что окружающая нас природная  среда постоянно воздействует  на наше поведение, участвует  в формировании человеческой  личности. Например, мы связываем  с влиянием климата возникновение  цивилизаций, племен, отдельных групп  населения. Люди, выросшие в разном  климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому  является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих  джунгли. Природа постоянно влияет  на нас, и мы должны отвечать  на это влияние через изменение  своей личностной структуры.

 

3. Влияние  культуры.

 Любая  культура обладает определенным  набором социальных норм и  разделяемых ценностей. Этот набор  является общим для членов  данного общества или социальной  группы. По этой причине представители  каждой культуры должны проявлять  терпимость по отношению к  этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает  понятие модальной личности, воплощающей  в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим  членам в ходе культурного  опыта. Таким образом, современное  общество с помощью культуры  стремится сформировать социабельную  личность, легко идущую на социальные  контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит  человека в положение культурной  неопределенности, когда он не  осваивает основных культурных  норм общества.

4. Влияние социального окружения.

Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

5. Индивидуальный опыт человека.

Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значительных.

7. Воспитание.

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства - искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание остается не только одной из самых массовых форм человеческой деятельности, но и продолжает нести основную нагрузку по формированию человеческой социальности, поскольку основная задача воспитания - изменения человека в направлении, определенном общественными потребностями. Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно - исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, её подготовку к общественной жизни и производительному труду.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

 

 

Заключение

Человек - существо деятельное. Включившись в систему общественных отношений и видоизменяясь в процессе деятельности, человек приобретает личностные качества и становится социальным субъектом.

Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1986г.

2. Денисюк  Н.Г. Традиции и формирования личности.- Мн., 1979 г.

3. Ильенков  Э.В. Что такое личность? - М; 1991 г.

4. Немов  Р.С. Психология. Учеб. для студентов  высших пед. учеб. заведений М., Просвещение, 1995 г.

5. Столяренко  Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.

 

 

 

 

 

 

Страница


 


Информация о работе Факторы, влияющие на формирование личности