Фасилитация, метод "дискуссии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:54, контрольная работа

Описание работы

Термин «дискуссия» происходит от латинского - рассмотрение, исследование. Дискуссия - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема.

Содержание работы

Дискуссия: сущность, принципы и средства……………………………………..2
Полемика как форма ораторского искусства: сущность, принципы, приемы.....7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………...……..12

Файлы: 1 файл

фасилитация кр.docx

— 26.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ: 
 
Дискуссия: сущность, принципы и средства……………………………………..2 
Полемика как форма ораторского искусства: сущность, принципы, приемы.....7 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………...…………...……..12 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискуссия: сущность, принципы и средства

 
        Термин «дискуссия» происходит от латинского - рассмотрение, исследование.  Дискуссия - это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема. Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то, или иное решение.  
Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.  
        От других видов споров, прежде всего полемики, дискуссия отличается своей целенаправленностью и используемыми средствами.  
Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками.          Применение иных средств не допускается.  
Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством.  
Существует целый ряд принципов ведения дискуссии, которые:  
               - позволят лучше подготовиться к ведению дискуссии;  
               - организуют и мобилизуют вас на победу в дискуссии;  
               - позволяют логически правильно аргументировать и последовательно отстаивать свою позицию;  
                - учат учитывать достоинства и быть терпимым к недостаткам ваших оппонентов;  
                - ориентируют вас на использование своих достоинств и преодоление своих недостатков. 

Принципы процесса дискуссии

1. Принцип предварительной подготовки к ведению дискуссии. В соответствии с этим принципом предварительная подготовка к ведению дискуссии позволяет вам не только мобилизоваться, но и многое обдумать и даже смоделировать наиболее вероятный ход дискуссии, сделать некоторые «заготовки», собрать и осмыслить некоторую исходную информацию.  
     2. Принцип терпимого отношения к инакомыслящим. Суть принципа заключается в том, что противоположная сторона, так же, как и вы, имеет право на свое мнение. Она так же, как и вы, стремится к истине, но процесс ее поиска должен быть корректен с обеих сторон.  
      3. Принцип последовательного анализа альтернатив. Суть этого принципа заключается в том, что практически любая проблема или задача имеют, как правило, несколько возможных подходов, способов решения. Однако не все подходы, способы решения проблем являются в равной степени оптимальными. Уже два разных способа в зависимости от условий, целей, средств могут служить истине в разной степени. Более того, развертывая, аргументируя тот или иной подход, мы часто в самом процессе поиска истины допускаем существенные просчеты и ошибки. То же самое свойственно и нашим оппонентам. Вот почему выдвигается принцип последовательного анализа альтернатив в процессе ведения дискуссии.  
     4. Принцип корректного ведения дискуссии. Это один из основных принципов ведения дискуссий и переговоров, который заключается в том, что чем корректнее будут ваши суждения и действия, тем у вас больше шансов на достойную победу над оппонентом.  
      5. Принцип «отстранения» в процессе ведения дискуссии. Давно замечено, что дискуссию выигрывает не только тот, кто эрудированней и аргументированней говорит, но прежде всего тот, кто, как бы стороны наблюдая за ходом дискуссии, видит все происходящее в целом и способен по ходу корректировать свои недостатки и промахи, подняться над личными интересами и преодолеть психологические барьеры. Отстранение означает неожиданно новое направление суждений и действий, которое используется тем или иным участником дискуссии, как человеком оригинальным и творческим.  
      6. Принцип преодоления психологических барьеров в процессе ведения дискуссии. Суть этого принципа заключается в том, что существует целый ряд ложных внутренних установок, состояний, без преодоления которых эффективность вашей аргументации снижается. Это может быть, например, установка на то, что противоположная сторона лучше подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее вас. Или, например, страх выглядеть хуже, чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает и скрывает ваши суждения и действия.  
      7. Принцип поэтапного продвижения к истине. Суть этого метода заключается в том, что эффективность ведения дискуссии и продвижения к истине прямо зависит от того, насколько четко вычленяются и обозначаются фазы, этапы ведения спора, альтернативные подходы к решению проблемы и каждая из альтернатив отчетливо выдвигает свои аргументы «за» и «против» того или иного подхода к решению проблемы.  
      8. Принцип поэтапного продвижения к истине в процессе ведения дискуссии предполагает следующие стадии:  
    - вводное информирование. Ведущий, организующий дискуссию, инициатор встречи заинтересованных сторон информирует участников о проблеме, целях и самой ситуации, породившей дискуссию.  
    - аргументация сторон. Каждая из сторон, имеющая свою позицию, свою точку зрения на решения проблемы, высказывает и аргументировано отстаивает свою точку зрения.  
    - оппонирование, критические суждения. Каждая из дискутирующих сторон выступает по отношению друг к другу в качестве оппонента, высказывает критические суждения, сомнения, отстаивая свою позицию.  
     - активное противоборство сторон.

Продолжение дискуссии, поиск дополнительных аргументов и  сторонников, подключение всех желающих принять участие в споре. Контраргументация и сопоставление альтернатив.  
Поиск компромиссных вариантов решения проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих сторон должна пойти на приемлемые уступки. Частичный отход от своей позиции, ее активный пересмотр. Анализируются и сопоставляются все возможные варианты решения проблемы.  
Поиск приемлемого решения. Идет активный поиск и обобщение всего конструктивного, позитивного, что было высказано в процессе дискуссии/спора, отслеживаются точки соприкосновения, сближаются позиции, вырабатываются взаимоприемлемые решения.  
Завершение спора, обобщение результатов. На этом этапе подводятся итоги спора, резюмируются результаты, констатируется, что достигнуто и какой ценой.  
      9. Принцип уважения личности оппонента. Суть этого принципа заключается в том, что настоящая свобода мнений, суждений предполагает высокую культуру ведения дискуссий и споров. А для этого, как минимум, необходимо уважительное отношение к инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям, суждениям должны противопоставляться более убедительные, более доказательные суждения и мысли и ни в коем случае не оскорбительные выпады.  
      10. Принцип аргументированной конструктивной критики. Суть этого принципа заключается в том, что критикуя противоположную вашей точку зрения, нельзя ограничиваться только этим, необходимо высказать свои конструктивные предложения, новые подходы или способы решения проблемы. Другими словами, критика должна включать в себя не голое отрицание, но и конструктивные предложения, альтернативы.  
          Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Полемика  как форма ораторского искусства: сущность, принципы, приемы

 
       Теория и методика красноречия рассматривает методы ораторской деятельности, которые представляют собой основной способ связи между оратором и аудиторией, благодаря которой передается и усваивается информация, осуществляется влияние на слушателей. 
Среди методов и приемов общения с аудиторией важное место занимает полемика - одна из эффективных форм влияния на слушателей, важнейшее средство их убеждения. Относительно этого, рассмотрим вопрос о том, как и при каких обстоятельствах, она возникает, как организовывается, как активизирует слушателей. 
          Умение организовывать полемику, направлять ее, требует от оратора большого мастерства, глубоких знаний.  
Острая полемическая беседа – самая сложная форма сближения с аудиторией. 
Термин «полемика» происходит от древнегреческого слова «полемікос» - воинствующий, вражеский. Более четкое определение данного понятия можно найти, например, в энциклопедическом словаре, где отмечается, что полемика - острая дискуссия относительно любого спорного вопроса. Это не обычный спор, а такое публичное обсуждение, при котором есть конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и взглядов.  
Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мыслей относительно того или другого вопроса, т.е. публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мысль оппонента. 
С данного определения вытекает, что полемика отличается от дискуссии, диспута именно своей целеустремленностью. Участники дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые суждения, стараются дойти единой мысли, найти общее решение, установить истину.  
Цель полемики другая - нужно одержать победу над оппонентом, отстоять и утвердить собственную позицию.  
          Полемика - это наука и искусство убеждать. Она учит утверждать мысли убедительными и бесспорными научными идеями. Итак, цель полемики - достижение истины или ее проверка. 
Как следует вести полемику, чтобы она была полезной и продуктивной? Прежде всего, необходимо овладеть некоторыми принципами полемики. Один из принципов ведения полемики есть честность и принципиальность ведения полемики. Прежде чем опровергнуть взгляды оппонента, нужно точно и четко сформулировать позицию, согласно которой полемизируют. Определенность предмета спора и исходных позиций - одна из основных требований к полемике. 
        Ни в коем случае нельзя перекручивать позицию оппонента. Этим оратор подрывает доверие к собственной позиции у слушателей. Нужно проявить действительные и истинные положения оппонента и уметь подвергать критике их. 
        Важное значение приобретает и принцип использования эмоций в полемике. Определенная вещь, без человеческих эмоций никогда не была и не может быть поиском истины. Нельзя вести полемику без эмоционального, субъективного отношения к вопросам, которые отстаиваются. Тем не менее, не следует находиться в плену эмоций, т.е. давать преимущество чувствам над умом. 
        Характерный принцип полемики - выявление несоответствий и разногласий во взглядах оппонента, односторонности его позиций. Понятно, что оратор нуждается в овладении диалектической и формальной логикой, наличием высокой культуры мышления. Если оратор глубоко и до конца убежден в истинности своей позиции (а иначе нет смысла ее отстаивать), принадлежит раскрыть ошибочность позиций оппонента: продемонстрировать слушателям, почему она по ошибке воображается им правильной, привлекательной; осветить, вследствие каких лавирований оппонент смог сделать свою позицию извне убедительной и логической. 
        Известно, что истина нуждается в не декларировании, а доказательства. Не делая экскурса в логику, можно высказать ряд соображений о применении разных способов аргументации. 
         В дискуссии с малоподготовленной аудиторией, наверное, уместно применить метод индукции, т.е. сначала выдвинуть тезис, а потом на убедительных примерах довести ее истинность. 
         Для подготовленной аудитории целесообразнее использовать метод дедукции. 
         Существует и третий способ доказательства - аналогия, которая отличается особой наглядностью. Она разрешает доступно объяснить, досказать весьма сложные положения, активизирует внимание слушателей и повышает убедительность языка. 
         Важным принципом ведения полемики есть также умелое использование юмора, иронии, сарказма, сатиры. Высмеивание оппонента - приемлемое мероприятие в ходе полемической беседы. Однако его применение нуждается в соблюдении определенных требований. 
        Во-первых, никаким юмором, никакой иронией, ни каким сарказмом нельзя подменять логическую критику и раскрытие позиций оппонента. В полемике сарказм, юмор, шутка над спорщиком должны употребляться в объединении, в совокупности со всеми другими мероприятиями раскрытия и критики позиции оппонента. 
         Во-вторых, как в ходе полемики в целом, так и в использовании юмора необходима тактичность. К юмору следует прибегать тактично, не затрагивая достоинства личности. 
         Перечисленные принципы являются обязательными во время ведения любой полемики, но это совсем не означает, что ими исчерпываются все советы и утверждения. Каждый раз полемика требует, обычная вещь, своих особых средств, своей методики ведения. 
         В процессе полемики используются разные приемы. Очень хорошо, если сторона, которая стоит на правильных позициях, сможет предусмотреть возможные возражения стороны противоположной и даже открыто высказать это предусмотрение: «нам скажут...», «здесь нам могут, наверное, возразить...». 
        Разрешенным в полемике есть приемы доведения аргументов оппонента к абсурду. Как будто становясь на его место, будто договаривая за него, можно показать, к какой безысходности за логикой приведут его безосновательные суждения. Между прочим, к этому приему и сводилась Сократовская ирония. 
Можно использовать прием «оттянуть возражение». Он означает, что возражение можно, хотя и нежелательно, немного оттянуть, если по каким-то причинам (растерянность, беспамятность) в данный момент нет сил, сразу возразить и необходимое некоторое время, чтобы собраться с мыслями. Понятно, желательно бить сразу по главным и сильным аргументам противника. Но если против них не обнаружилось мгновенных весомых возражений, нужно сначала опровергать второстепенные доводы, а потом, собрав силы, направить удар на главные. 
        В полемике можно использовать прием «заглатывание крючка», суть которого заключается в наведении доводов в пользу противника (с которыми тот согласен), а потом - неожиданная демонстрация их невозможности. 
В отдельных случаях целесообразно применять полемические приемы «сопоставление субъективных стремлений оппонента с объективным значением его позиции». Данный прием разъясняет тому, кто ошибается, истинный, в некоторой мере скрытый от него смысл его позиции (на чью мельницу он льет воду). 
         Все эти приемы считаются допустимыми, они могут использоваться в публичном споре. Их применение не мешает выяснению истины, не компрометирует оппонента. 
 

 

Заключение

Актуализация субъектного  опыта учащихся – необходимое  условие образовательного процесса в рамках личностно ориентированной технологии. Формирование ситуаций, способствующих актуализации субъектного опыта должно происходить на различных стадиях освоения материала. Главное, чтобы ситуация и получаемая информация прошла через внутреннее «Я» человека, стала личностно значимой для него. 
 
       Преимущество использования методов и приемов эмоционально-психологической направленности, тематически связанных с обсуждаемой проблемой: 
     - создают настроение дискуссии;

     - способствуют осознанию важности получаемых знаний на сегодняшний момент и в будущем;

    - способствуют процессу самопознания и самодиагностики;

     - способствуют самовыражению, самоутверждению, саморегуляции личности;

     - развивают эмоциональную сферу участвующих в споре, их эмпатические способности, воображение;

    - усиливают мотивацию, развивают интерес к обсуждаемой проблеме.

Способствуя реализации всего вышеперечисленного, описанные методы и приемы должны применяться при учете индивидуальных, психологических особенностей личности, в сочетании с активными методами работы, созданием ситуаций выбора и успеха, доверия и поддержки.

 

Список  использованной литературы

 
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику. – М.: Форум, 2008. 
2. Жеребкін В.Є. Логіка: Підручник. - К.: Знання, КОО, 2008. 
3.   Родос В. Б. Теория и практика полемики. — Т.: ТГУ, 2008.


Информация о работе Фасилитация, метод "дискуссии"