Физическое воспитание учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 13:03, доклад

Описание работы

Поскольку физическое воспитание направлено на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, оно представляет собой процесс педагогический, хотя во многом и опирается на законы природы.
Физическое воспитание учащихся строится исходя из направленности, общих принципов и задач системы физического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся и характера их основной деятельности. На этой основе разработаны конкретные задачи, содержание, средства и методы, формы физического воспитания учащихся

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….. 3
§ 1 Цель, задачи и принципы физического воспитания…………….. 4
§ 2 Методы, используемые в процессе физического воспитания…… 8
§ 3 Средства и формы физического воспитания ……………………… 11
Заключение …………………………………………………….…………… 13
Список использованной литературы…………………………………….. 15

Файлы: 1 файл

Доклад.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое воспитание учащихся

 

Доклад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………..

3

§  1 Цель, задачи и принципы физического воспитания……………..

4

§  2 Методы, используемые в процессе физического воспитания……

8

§  3 Средства и формы физического воспитания ………………………

11

Заключение …………………………………………………….……………

13

Список использованной литературы……………………………………..

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Поскольку физическое воспитание направлено на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, оно представляет собой процесс педагогический, хотя во многом и опирается на законы природы.

Физическое воспитание учащихся строится исходя из направленности, общих принципов и задач системы физического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся и характера их основной деятельности. На этой основе разработаны конкретные задачи, содержание, средства и методы, формы физического воспитания учащихся. В соответствии с конкретными целями и задачами физическое воспитание использует наиболее эффективными средствами, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности человеческого организма, формировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений. Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.

 

 

 

 

 

 

§1. Цель, задачи и принципы физического воспитания

 

 

Целью физического воспитания учащихся является формирование физической культуры личности.

Задачи физического воспитания учащихся:

- содействие гармоничному физическому развитию

- закрепление навыков правильной осанки

- развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Принципы методики физического воспитания - это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методом и организации процесса обучения и воспитания, выполнения которых обеспечивает его необходимую эффективность.

  1. Принцип сознательности и активности

Ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся принадлежит педагогу. Педагог может лишь стимулировать проявление у них нужной активности сознательности. Говоря о принципе сознательности и активности обучении, имеют в виду формирование: а) сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду; б) сознательного и активного участия в самой учебно-тренировочной деятельности; в) самостоятельности в контроле и оценке своих двигательных действий и достигнутых результатов.

Роль педагога, таким образом, заключается прежде всего в такой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимулировало бы сознательное отношение занимающихся к своим действиям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность самооценке.

Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательности и активности:

  • Объяснять цель каждого нового учебно-тренировочного задания и значение способов его выполнения,
  • Учить самостоятельно находить причины ошибок.
  • Отмечать и объективно оценивать успехи занимающихся.
  • Практиковать задания для самостоятельного их выполнения (на занятиях и вне занятий).
  1. Принцип наглядности

 

Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием конкретных предметов, явлений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало, возможно, большее число органов чувств.

Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами; Определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности.

  • Ориентировать занимающихся на всестороннее восприятие движений с помощью разных органов чувств.
  • Использовать средства наглядности в меру необходимости, не превращая наглядность в самоцель.
  • Учитывать возрастные особенности и общую подготовленность занимающихся: чем меньше возраст и слабее подготовка, тем шире применять средства наглядности. [ 1 ]
  1. Принцип систематичности

Осуществлять принцип систематичности в учебно-тренировочном процессе - значит, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов физического воспитания и в проведении занятий

Чтобы обеспечить систематичность в обучении, следует придерживаться следующих правил:

  • Всю учебно-тренировочную работу планировать заранее, устанавливая заблаговременно последовательность упражнений.
  • Регулярно учитывать результаты учебно-тренировочной работы.
  • Обеспечивать регулярность занятий, не допуская неоправданных перерывов.
  • Правильно распределять упражнения во времени.
  • Наряду с повторением упражнений целесообразно разнообразить средства воздействия (упражнения, методы, внешние условия).
  1. Принцип доступности

Доступными должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, сам учебный материал, общая физическая нагрузка и др. В физическом воспитании это требование обеспечивается, во-первых, отбором соответствующих и распределенных по степени трудности физических упражнений и, во-вторых, учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся.

Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:

  • Руководствоваться учебными программами и нормативными требованиями.
  • Знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  • Соблюдать правила «от известного к неизвестному», «от легкого к трудному», «от простого к сложному».
  1. Принцип прочности

Осуществлять принцип прочности в физическом воспитании - значит, обеспечивать сохранение освоенного навыка и приобретенной работоспособности на протяжении возможно более длительного или заданного времени.

Большое значение принцип прочности приобретает в тех случаях, когда целью обучения является образование таких жизненно необходимых навыков, как, скажем, бег, прыжки, плавание, передвижение на лыжах. [ 2,3 ]

Для соблюдения принципа прочности в педагогическом процессе следует руководствоваться следующими правилами:

  • Не спешить с переходом к изучению новых упражнений.
  • Не перегружать занятие новыми упражнениями.
  • Включать в занятие ранее изученные и прочно усвоенные элементы в новых сочетаниях и вариантах.
  • Повышать интенсивность и длительность выполнения упражнений.

 

 

 

 

§2. Методы, используемые в процессе физического воспитания

 

Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфических (характерных только для процесса физического воспитания), так и не специфических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

  • Методы строгого регламентированного упражнения

Использование методов этого направления позволяет:

а) обучать двигательным действиям любой сложности;

б) избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела (вплоть до выделения движений в отдельном суставе);

в) строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;

г) избирательно развивать отдельные двигательные способности до возможного предела;

д)обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания;

е) использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом людей (от новорожденных до очень старых и больных).

  • Игровой метод

Характерными чертами игрового метода являются:

a) большая эмоциональность, на фоне  которой протекают двигательная деятельность и поведение занимающихся;

б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.);

в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;

г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.

  • Соревновательный метод

Соревновательный метод может и должен широко использоваться в процессе физического воспитания. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

 

Не специфические методы:

  • Методы словесного воздействия

При решении задач физического воспитания словесные воздействия имеют различное значение. По назначению все методы словесного воздействия можно условно объединить в следующие группы:

а) методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;

б) методы команды, распоряжения, приказания (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

в) методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.

  • Методы наглядного воздействия

Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в три группы:

 а) методы зрительной наглядности

 б) методы слуховой наглядности

 в) методы двигательной наглядности.

Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в соответствии с общими принципами методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3. Средства и формы физического воспитания

  • К средствам физического воспитания относятся:

1)физические упражнения,

2)естественные силы природы

3)гигиенические факторы.

Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также формирование практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.

Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание,

 т. е. создание устойчивости  организма по отношению к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. [4, 5, 6 ]

Информация о работе Физическое воспитание учащихся