Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 13:03, доклад
Поскольку физическое воспитание направлено на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, оно представляет собой процесс педагогический, хотя во многом и опирается на законы природы.
Физическое воспитание учащихся строится исходя из направленности, общих принципов и задач системы физического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся и характера их основной деятельности. На этой основе разработаны конкретные задачи, содержание, средства и методы, формы физического воспитания учащихся
Введение …………………………………………………………………….. 3
§ 1 Цель, задачи и принципы физического воспитания…………….. 4
§ 2 Методы, используемые в процессе физического воспитания…… 8
§ 3 Средства и формы физического воспитания ……………………… 11
Заключение …………………………………………………….…………… 13
Список использованной литературы…………………………………….. 15
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Институт социального образования
Кафедра социальной педагогики
Физическое воспитание учащихся
Доклад
Содержание
Введение …………………………………………………………………….. |
3 |
§ 1 Цель, задачи и принципы физического воспитания…………….. |
4 |
§ 2 Методы, используемые в процессе физического воспитания…… |
8 |
§ 3 Средства и формы физического воспитания ……………………… |
11 |
Заключение …………………………………………………….…………… |
13 |
Список использованной литературы…………………………………….. |
15 |
Введение
Поскольку физическое воспитание направлено на формирование личности и является одной из сторон ее всестороннего воспитания, оно представляет собой процесс педагогический, хотя во многом и опирается на законы природы.
Физическое воспитание учащихся строится исходя из направленности, общих принципов и задач системы физического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся и характера их основной деятельности. На этой основе разработаны конкретные задачи, содержание, средства и методы, формы физического воспитания учащихся. В соответствии с конкретными целями и задачами физическое воспитание использует наиболее эффективными средствами, позволяющие укреплять здоровье, совершенствовать телосложение и функциональные возможности человеческого организма, формировать систему специальных знаний, двигательных навыков и умений. Все многообразие средств физического воспитания реализуется в интересах личности и общества на основе научно обоснованных принципов и с помощью специфических и общепедагогических методов. Наконец, физическое воспитание имеет исторически проверенные и высокоэффективные формы организации занятий физическими упражнениями. Все это определяет ведущее положение физического воспитания как относительно самостоятельной части физической культуры.
§1. Цель, задачи и принципы физического воспитания
Целью физического воспитания учащихся является формирование физической культуры личности.
Задачи физического воспитания
- содействие гармоничному физическому развитию
- закрепление навыков правильной осанки
- развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Процесс физического воспитания, как любой целенаправленный и организованный педагогический процесс, подчинен общим закономерностям, которые одинаково важны при обучении и воспитании. Принципы методики физического воспитания - это исходные научно-практические положения, определяющие основные требования к построению, содержанию, методом и организации процесса обучения и воспитания, выполнения которых обеспечивает его необходимую эффективность.
Ведущая роль в обучении и воспитании занимающихся принадлежит педагогу. Педагог может лишь стимулировать проявление у них нужной активности сознательности. Говоря о принципе сознательности и активности обучении, имеют в виду формирование: а) сознательного отношения к целям физического воспитания и к своему учебному труду; б) сознательного и активного участия в самой учебно-тренировочной деятельности; в) самостоятельности в контроле и оценке своих двигательных действий и достигнутых результатов.
Роль педагога, таким образом, заключается прежде всего в такой организации учебно-тренировочного процесса, которая стимулировало бы сознательное отношение занимающихся к своим действиям и воспитывала бы у них самостоятельность и способность самооценке.
Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться следующими правилами, вытекающими из принципа сознательности и активности:
Всякая учебно-познавательная деятельность на определенных этапах связана с активным восприятием конкретных предметов, явлений или их верных изображений нашими органами чувств. При согласованной работе нескольких анализаторов (зрительного, слухового, осязательного и др.) обучаемый более точно воспринимает учебный материал. Поэтому наглядность как дидактический принцип следует понимать не дословно (от глагола «глядеть»), а толковать его шире, т. е. как положение, обязывающее строить процесс обучения так, чтобы в восприятии участвовало, возможно, большее число органов чувств.
Обеспечивая наглядность в обучении и воспитании, необходимо руководствоваться следующими правилами; Определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности.
Осуществлять принцип систематичности в учебно-тренировочном процессе - значит, соблюдать рациональную последовательность в применении средств и методов физического воспитания и в проведении занятий
Чтобы обеспечить систематичность в обучении, следует придерживаться следующих правил:
Доступными должны быть все элементы обучения: показ, объяснение, сам учебный материал, общая физическая нагрузка и др. В физическом воспитании это требование обеспечивается, во-первых, отбором соответствующих и распределенных по степени трудности физических упражнений и, во-вторых, учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся.
Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:
Осуществлять принцип прочности в физическом воспитании - значит, обеспечивать сохранение освоенного навыка и приобретенной работоспособности на протяжении возможно более длительного или заданного времени.
Большое значение принцип прочности приобретает в тех случаях, когда целью обучения является образование таких жизненно необходимых навыков, как, скажем, бег, прыжки, плавание, передвижение на лыжах. [ 2,3 ]
Для соблюдения принципа прочности в педагогическом процессе следует руководствоваться следующими правилами:
§2. Методы, используемые в процессе физического воспитания
Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфических (характерных только для процесса физического воспитания), так и не специфических (общепедагогических, применяемых во всех случаях обучения воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
Использование методов этого направления позволяет:
а) обучать двигательным действиям любой сложности;
б) избирательно воздействовать упражнениями на различные части тела (вплоть до выделения движений в отдельном суставе);
в) строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;
г) избирательно развивать отдельные двигательные способности до возможного предела;
д)обеспечивать индивидуализацию в процессе физического воспитания;
е) использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом людей (от новорожденных до очень старых и больных).
Характерными чертами игрового метода являются:
a) большая эмоциональность, на фоне которой протекают двигательная деятельность и поведение занимающихся;
б) относительно самостоятельный (нерегламентированный) выбор решений двигательных задач (играющий сам выбирает способ бега, прыжков, метаний, преодоления препятствий и т. д.);
в) многообразие двигательных задач и внезапное их возникновение в условиях постоянно изменяющейся ситуации;
г) сложные и разнообразные взаимодействия занимающихся в процессе игры.
Соревновательный метод может и должен широко использоваться в процессе физического воспитания. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Не специфические методы:
При решении задач физического воспитания словесные воздействия имеют различное значение. По назначению все методы словесного воздействия можно условно объединить в следующие группы:
а) методы рассказа, описания, объяснения, где слово используется как средство передачи знаний;
б) методы команды, распоряжения, приказания (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);
в) методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности занимающихся.
Под наглядностью в педагогике понимается привлечение к процессу познания как можно большего числа органов чувств (а не только зрения, как это часто понимают в связи со словом «наглядность»). В процессе физического воспитания используются зрение, слух и двигательные (кинестетические) ощущения. Поэтому методы наглядного воздействия удобно рассмотреть, обобщив их в три группы:
а) методы зрительной наглядности
б) методы слуховой наглядности
в) методы двигательной
Рассмотренные методы физического воспитания используются в единстве, дополняя друг друга, а также в соответствии с общими принципами методики.
§ 3. Средства и формы физического воспитания
1)физические упражнения,
2)естественные силы природы
3)гигиенические факторы.
Физические упражнения - это основное и специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого решаются задачи физического воспитания.
Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности человека. Одна из главных задач физического воспитания - формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также формирование практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.
Большое значение в процессе физического воспитания имеет закаливание,
т. е. создание устойчивости организма по отношению к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. [4, 5, 6 ]