Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:47, лекция
Для осуществления речевого акта необходимо прохождение воздушной струи по дыхательным путям, колебания голосовых связок, обеспечивающих голосообразование (фонацию), движения грудной клетки, а также органов и мышц речевой системы, приводящее к артикуляции. В соответствии с функциональными требованиями речевой тракт разделяют на три части:
1.Физиология периферического аппарата речи
2. Центральные механизмы речи
ТЕМА 2: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ
План:
1.Физиология периферического аппарата речи
2. Центральные механизмы речи
1 вопрос. Для осуществления речевого акта необходимо прохождение воздушной струи по дыхательным путям, колебания голосовых связок, обеспечивающих голосообразование (фонацию), движения грудной клетки, а также органов и мышц речевой системы, приводящее к артикуляции. В соответствии с функциональными требованиями речевой тракт разделяют на три части:
Речевое дыхание
Воздушная струя, необходимая для образования голоса и звуков речи, возникает во время дыхания.
Главная функция аппарата дыхания –газовый обмен, необходимый для жизни.
Внешнее дыхание- это периодическое обновление воздуха в лёгких, происходящее благодаря их переменному расширению(вдох) и сужению (выдох).
Различают три основных типа дыхания:
Особенности речевого дыхания
Параметры дыхания |
Спокойное дыхание |
Речевое дыхание |
Отношение длительности вдоха к длительности выдоха |
1:1,3 |
1:5(8) |
Количество дыхательных движений в 1 мин |
16-20 |
8-10 |
Объём выдыхаемого воздуха |
500-600см.куб |
1500-2000см.куб |
Участие выдыхательных мышц и диафрагмы |
Не участвуют |
участвуют |
Характер вдоха |
Через нос |
Через рот |
Образование голоса- фонация
Голос –совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, представляющего собой сложный комплекс органов и систем, все функции которого взаимосвязаны и регулируются корой головного мозга. К голосовому аппарату относят:
Голосообразование(фонация) происходит в результате тесного взаимодействия органов и систем с их биологическими обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в ЦНС об их состоянии и деятельности.
Когда человек спокойно дышит, голосовая щель открыта. В этом случае она имеет форму равнобедренного треугольника. Его вершина обращена вперёд- к щитовидному хрящу.
Когда человек говорит или поёт, голосовые связки смыкаются, что создаёт преграду струе воздуха из лёгких. На выдохе она должна раздвинуть голосовые связки и прорваться через голосовую щель. Это возможно осуществить только благодаря высокому подвязочному давлению воздуха.
Раскрытые голосовые связки в результате сокращения мышц, суживающих голосовую щель, возвращаются в исходное положение, а затем при продолжающемся давлении воздуха этот цикл (раскрытие-смыкание) повторяется многократно. Этот процесс осуществляется благодаря огромной упругости и эластичности голосовых связок. При голосообразовании (фонации) голосовые связки колеблются. Колебания голосовых связок создают колебательные движения частиц воздуха, которые, превращаясь в звуки, воспринимаются ухом человека.
Механизм шёпота. Описанные выше процессы происходят при голосовой речи. При шёпоте голосовые связки смыкаются не полностью: в задней части гортани остаётся маленькая щель в виде треугольника. Через неё проходит выдыхаемая струя воздуха, но подсвязочное давление невелико и голосовые связки почти не колеблются. Но при трении воздуха о края голосовых связок возникает шум, который модулируется увеличением или уменьшением голосовой щели и воспринимается человеком как шепотная речь. Она может осуществляться не только на выдохе, как голосовая, но и на вдохе.
Механизм фальцета. Фальцет очень высокий мужской голос, возникающий в результате того, что голосовые связки колеблются только в области их краёв, обращённых в голосовую щель. В отличии от обычного голосообразования эти колебания происходят не в поперечном, а в продольном направлении. Голосовые связки не смыкаются полностью во время голосообразования, а между ними постоянно остаётся щель.
Акустические свойства голоса
Акустические свойства разнообразных звуков характеризуются силой, высотой, основной частотой и тембром.
Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Чем сильнее подсвязочное давление воздушной струи силы выдоха, тем больше амплитуда колебаний голосовых связок и соответственно больше сила звуков голоса. Энергия звука в гортани является результатом работы дыхательных и гортанных мышц. Чем больше сила подсвязочного давления, тем выше амплитуда колебаний голосовых связок.
Высота голоса зависит от колебательных движений голосовых связок и определяется их длиной, толщиной, направлением и напряжением. Длинные и короткие голосовые связки, не слишком натянутые, при прохождении воздушной струи дают низкочастотные колебания. Они характерны для мужчин, у которых диаметр гортани существенно больше, чем у женщин.
Увеличение высоты звука возникает в результате усиления натяжения и напряжения голосовых связок за счёт сокращения перстне-щитовидной мышцы. Есть предел натяжения связок, после которого дальнейшее повышение частоты голоса невозможно. Тогда включается механизм уменьшения их длины.
У мальчиков и девочек в возрасте 12-14 лет различия голоса невелики, диапазоны звуковых частот составляют:
8-10 лет-320-512 Гц
10-12 лет-290-580 Гц
12-14 лет-256-680 Гц
Диапазон голоса человека составляет 2-2,5 октавы.
Способ приведения в действие голосовых складок называется атакой голоса. Различают три способа атаки звука:
Особенности голосообразования у детей
У новорождённого фонация происходит рефлекторно и лишь у ребёнка старшего возраста совершается сознательно. У грудных детей крик, сопровождается твёрдой атакой, а лепет происходит при мягкой атаке.
По мере роста гортани меняется и голос. Гортань мальчиков и девочек до 3-х лет имеет одинаковую длину, с 3-16 лет гортань мальчиков становиться длиннее. В период полового созревания (12-16) гортань мальчиков увеличивается почти вдвое, наблюдается мутация голоса. Подобные проявления могут наблюдаться и у девочек при первом появлении менструации. Нарушение голосообразрования в период мутации связаны со значительными анатомическими изменениями гортани: щитовидный хрящ быстро увеличивается в размерах и опускается, длина складок достигает 15-25мм у мальчиков и 15-20 мм у девочек. Голос у мальчиков понижается на октаву, у девочек на два тона. Изменения голоса могут происходить у детей в течении 2-3 лет, а иногда и в течении нескольких месяцев. Нарушение голоса связано с ростом гортани, а не с патологическим процессом. Длительное напряжение голоса в этот период может служить причиной развития хронического ларингита.
Образование звуков речи - артикуляция
Артикуляция- деятельность органов произношения, которая реализуется благодаря активации органов и полостей надставной трубы: неподвижных ( полость носа, придаточные пазухи, твёрдое нёбо, задняя стенка глотки) и подвижных (нижняя челюсть, язык, мягкое нёбо, губы, мимические и жевательные мышцы). Первые пассивные, вторые –активные участники артикуляции. Активные части системы акустически обеспечивают образование всех звуков речи ( как согласных, так и гласных), а также психологических единиц языка -фонем. Русский язык содержит 6 гласных и 36 согласных. Звуки речи называют фонемами. Фонемы используются лингвистами как минимальные единицы для характеристики языка.
Артикуляция гласных. При образовании гласных звуков:
При образовании гласных звуков частота голоса усиливается в надставной трубе за счёт резонансов. Усиленные частоты называются формантами. Они отличаются для разных гласных по количеству ( от двух до шести формант) и выраженности. Возникновение и особенности формантного состава гласных звуков обеспечиваются характерным расположением органов артикуляции-губ, языка, мягкого нёба, нижней челюсти.
Классификация гласных звуков строится с учётом участия губ, степени и места подъёма языка. Гласные ОиУ называют лабиализированными, так как в их формировании основная роль принадлежит губам. Остальные гласные нелабиализированные. По степени и месту подъёма языка различают: гласные верхнего подъема- И, У, Ы; среднего Э, О, И; нижнего –А.
По месту подъёма языка при произнесении звука и пространству, остающемуся в ротовой полости перед или после расположения в ней язычка, гласные делят на три категории: гласные переднего ряда (И.Э)- язык продвигается вперёд и упирается в нижние зубы, а средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу; гласные заднего ряда (О,У)- кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому нёбу; гласные среднего ряда (А,Ы)- вся спинка языка поднята к твёрдому нёбу.
Классификация гласных
Подъём языка |
Гласные | ||
Переднего ряда |
Среднего ряда |
Заднего ряда | |
Верхний |
И |
Ы |
У |
Средний |
Э |
- |
О |
Нижний |
- |
А |
- |
Артикуляция согласных. При образовании согласных звуков:
Следовательно, согласные звуки имеют особенности, связанные с препятствиями в надставной трубе, возникающими на пути выдыхаемой воздушной струи, т.е. их звучание зависит как от способа образования, так и места препятствия.
Классификация согласных базируется на признаках:
Рассмотрим способы артикуляции согласных.
Если при произнесении звука имеет место плотное смыкание артикуляторных органов (например губ), а затем оно разрывается струёй выдыхаемого воздуха, то образуются смычные, или взрывные, согласные. Они всегда содержат акустический компонент шума. Если между активным и пассивным органом артикуляции остаётся узкая щель, то образуются щелевые, или фрикативные, согласные. Если при полной смычке артикуляторных органов размыкание происходит постепенно, то образуются смычно-щелевые согласные (аффрикаты). Если воздушная струя приводит в состояние вибрации преграду, образуются дрожащие согласные ( вибранты). Согласные, образующиеся в результате полного смыкания органов артикуляции (например, смычка между губами), когда в другом месте остаётся свободный проход для воздушной струи( например, носовые ходы), называются смычно-проходными. Шума при этом почти не возникает. Смычно-проходные согласные делятся на носовые и ротовые. Если активным органом являются губы, то возникающие согласные называют губными, если язык-язычными.