Фольклор в физическом воспитании дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 14:56, контрольная работа

Описание работы

Цель: Рассмотрение роли фольклора в физическом воспитании дошкольников.
Задачи физического воспитания дошкольников:
Оздоровительная - решает проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. Формировать правильное отношение детей к физкультурным занятиям, мероприятиям. Широкое использование естественных факторов природы, хороший гигиенический уход, четко организованный режим дня; наличие благоприятных условий для разнообразной двигательной деятельности

Содержание работы

1.Введение - 2
2. Теоретические основы. Фольклор в физическом воспитании дошкольников. - 2
3. Роль родителей в формировании физических знаний
дошкольников . - 7
4. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в сочетании
с фольклором . - 9
5. Заключение - 11
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Введение контрольная физо.docx

— 42.79 Кб (Скачать файл)

6. Познавательные занятия с использованием  элементов фольклора. Включение  фольклора как элемента занятия  оживляет процесс обучения, делает  его доступным детям дошкольного  возраста.                                                                                              

Познавательные занятия из серии "Забочусь о своем здоровье" с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют  элементарные знания и представления  детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами  гигиены, способствуют формированию потребности  в здоровом образе жизни.

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного  возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, "Здоровому все здорово", "Кто долго жует, тот долго живет", "Грязнулю всегда выручает... (вода)".

7. Интегрированные физкультурные  занятия с элементами фольклора  позволяют осуществить более  качественное и прочное усвоение  знаний, умений и навыков в  области физического воспитания.                                                                                                                

Эти занятия рекомендуется  проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания ("Сердце и его работа", "Малыши-крепыши", "Сигналы тревоги" и т.д.).                                                  

С целью повышения двигательного  потенциала и интереса дошкольников к физической культуре следует повторять занятия не более 2 - 3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физических упражнений в сочетании с фольклором.                                                                                                

Помимо перечисленных форм работы необходимо включать фольклор и в  физкультурно-оздоровительную работу, и в активный отдых детей.

 

Роль родителей  в формировании  физических знаний дошкольников.

Известно, что началом  всех начал в воспитании детей  является семья. Каждый родитель хочет  видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как  сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ  жизни. Именно он дает физические и  духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным  влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.                              

Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и  ДОУ различны, но для того, чтобы  ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. 

Дом - это очаг, в котором  надо постоянно поддерживать огонь, чтобы тепло его не остывало, а  сохранилось в памяти и сердце ребенка на всю жизнь. В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери как образца для подражания, а также родительское слово как метод педагогического воздействия, в том числе в сфере здоровьетворения и здоровьесбережения детей.

Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а также  оценки поведения детей совпадали  и тем самым закрепляли представления  ребенка о том, "что такое  хорошо и что такое плохо". Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".

 Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны: собрания, круглые столы, дискуссии и т.д.

Особое значение в пропаганде здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях придается  наглядным средствам, которые призваны познакомить родителей с условными, задачами, содержанием и методом  воспитания здоровых детей, преодолеть их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни  детей, оказывать семье практическую помощь.

Особой формой наглядной  пропаганды здоровьетворения и здоровье хранения детей среди родителей являются газеты. Материал для них подбирают воспитатели, оформляют и включают в план работы с родителями. В газетах отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Газеты помогают родителям лучше узнать условия, задачи и методы воспитания здоровых детей. В газете могут быть подобраны рекомендации специалистов по интересующей родителей проблеме здоровьетворения и здоровье хранения детей, а также статьи для родителей, взятые из других газет, журналов.

Тематика газет может быть разнообразной:

«Дневной сон: нужен ли и когда него отказываться»

«Если у ребенка ОРВИ»

«Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка»

«Домашняя аромотерапия. Рецепт аромотерапии в оздоровлении детей»

«Предупреждение нарушений утомления зрения»

«Игры с острова здоровья»

«Витаминотерапия в оздоровлении детей»

«Учитесь болеть "без  лекарств"»

«Тайны здоровой пищи»

 

  Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в сочетании с фольклором.

Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость  и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Физкультурное занятие "Колобок":

Старшая группа

Задачи: Учить детей бегать легко и ритмично. Закреплять прыжок через мячи, учить заканчивать его легким полуприседом.

Пособия. Мячи по количеству детей, обручи, шнуры, 3 гимнастические скамейки, мяч-колобок.

I часть

  • Ходьба в колонне по одному. Сказка, сказка, прибаутка,
  • Ходьба с высоким подниманием колен. Рассказать ее не шутка.
  • Ходьба в колонне по проложенной линии. Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька, журчала,

Чтоб к концу ни стар, ни мал

От нее не задремал.

  • Бег в колонне. Бег с отбиванием мяча одной

Рукой

  • Ходьба.
  • Дыхательные упражнения.
  • Построение в 3 колонны.

II часть Общеразвивающие  упражнения с мячом.

1. Жили-были дед и бабка  на полянке у реки.

"Дед и баба".И. п. - сомкнутая стойка, мяч за спиной: 1 - наклон головы вправо; 2 - и. п.; 3 - наклон головы влево; 4 - и. п. Повторить 8 раз.

2. И любили очень, очень  на сметане колобки.

"Колобки".И. п. - то же в полуприседе: 1-2 - передать мяч из руки в руку; 3-4 - и. п. Повторить 8 раз.

3. Хоть у бабки мало  силы, бабка тесто замесила.

"Месим тесто".И. п. - основная стойка, мяч вперед, "пружинка": 1 - полуприсед, мяч вниз; 2 - и. п.; 3 - полуприсед, мяч вниз; 4 - и. п. Повторить 10 раз.

4. Ну, а бабушкина внучка  колобок катала в ручках.

"Бабушкина внучка".И. п. - стойка на коленях, мяч внизу; сидя на пятках с катанием мяча между ладоней: 1 - мяч вперед; 2 - вправо; 3 - влево; 4 - и. п. Повторить 8 раз.

5. Вышел ровный, вышел гладкий, не соленый и не сладкий.

"Где колобок".И. п. - сидя, ноги врозь, мяч внизу: 1 - положить мяч справа; 2 - наклон вперед; 3 - взять мяч; 4 - и. п. Повторить по 4 раза в каждую сторону.

6. Очень круглый, очень  вкусный, даже есть его мне  грустно.

"Круглый колобок".И. п. - то же: 1 - подбросить мяч; 2 - и. п.; поймать мяч; 3 - подбросить мяч; 4 - поймать мяч. Повторить 10 - 12 раз.

7. Мышка серая бежала, колобочек увидала. Ой, как пахнет колобочек! Дайте мышке хоть кусочек.

"Мышка".И. п. - о. с., мяч на полу: 1-4 - обежать 3 круга вокруг мяча в чередовании с ходьбой на месте.

Основные движения:

1. "По мосточку" ходьба по скамейке с прокатыванием мяча. Повторить 4 раза.

«Колобочек побежал

По мосточку поскакал,

С колобком забот немало,

Скачет глупый где попало.

Так катить, чтоб не упал,

Зайцу в лапы не попал»

2. "Заячья чехарда" - прыжки на двух ногах через  мячи

Вот пришел он на полянку,

Зайка ждет там спозаранку.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

3. "Прятки" - пролезание в обруч боком.

С колобком забот немало,

Не лежится на боку:

Может в лес он укатиться,

Может съесть его лисица.

2-е и 3-е движения  выполнять 4 раза.

  • Подвижная игра "Хитрая лиса". Повторить 4 раза.
  • Спокойная игра "Кто колобок найдет, тот по кругу пойдет".

Повторить 3 раза.

Воспитатель. Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в  ней - молодец!

 

Заключение

На современном этапе  одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов  обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается  возможность обновления и качественного  улучшения системы дошкольного  физического воспитания.

 Наряду с поиском  современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие  образцы народной педагогики. Фольклор  как сокровищница русского народа  находит свое применение в  различных разделах работы с  дошкольниками: речевой, игровой,  изобразительной, музыкальной. Фольклор  позволяет разнообразить и процесс  физического воспитания путем  нахождения новых форм развития  двигательно-творческой инициативы  детей.

В воспитании дошкольников широко используется фольклор, который  способствует не только формированию эмоционально положительного отношения  к миру как к чуду, но и познавательному  развитию.

При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие  принципы:                                               

1. Доступность содержания  детям дошкольного возраста.

2. Познавательная и нравственная  значимость 

3. Возможность формирования  на их основе умения "чувствовать"  окружающий мир.                                                                                                  

 

Народная мудрость гласит: "Когда я слушаю - узнаю, когда  делаю запоминаю". Таким образом, ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания.                                                            

Поэтика народных традиций должна найти яркое отражение  в педагогическом процессе. Народ на протяжении долгого времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, загадок, песен, сказок, легенд. 

Образование ДОУ соответствует требования современного этапа общественного развития и новым целям дошкольного и начального школьного образования: ориентацию на нравственные, эстетические и этические отношения, обращение к духовным, культурным, экологическим и другим ценностям, приобщение к природной и социальной среде, формирующей образ современного человека.                                             

Образование позволяет и предусматривает обновление педагогических технологий. Отход от прежней цели образования - формирования научных знаний об окружающей действительности.

На современном этапе  ребенок - активный участник педагогического  процесса. Ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно - исторического опыта предшествующих поколений.

Список литературы

1. И.В. Чупаева, Е З Пужаева, И.Ю. Соколова "Здоровый ребенок - в здоровом социуме" "Илекса" Москва. 1999г.

2. О.А. Степанова М. "Игра и оздоровительная работа" 2003г.

3. "Здоровый малыш" (Программа  оздоровления детей в ДОУ) 

4. Л.В. Яковлева Р.А. Юдина, Программа "Старт" Методические рекомендации Москва 2003г.

5. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулин Т.Ф.М. "Здоровый дошкольник 21 века" 2000г.

6. "Детские подвижные  игры народов СССР" М. Просвещение1988 г.

7. "Русское народное  творчество" М. 2001г.

8. Журналы "Дошкольное  воспитание"

9. Беззубцева И. В дружбе со спортом, Изд.: Гном- 2006г.

10. Горькова Л., Обухова Л. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, Изд.: 5 за знания - 2005г.

11. Глазырина Л.Д. Физическая  культура - дошкольникам: Ст. возраст. - М.: Владос, - 2000.

12. Дворкина Н. Методика  сопряженного развития физических  качеств у детей 3-6 лет на  основе подвижных игр, Изд.: Советский  спорт - 2005 г.

13. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.

14. Кочеткова Л.В. Оздоровление  детей в условиях детского  сада. Изд.: Сфера- 2007 г.

15. Кириллова Ю.А Физкультурные  упражнения и подвижные игры  на свежем воздухе , Изд.: Детство-Пресс - 2005г.

16. Осокина Т.И. Физическая  культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

17. Шарманова С. Круговая тренировка в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Учеб.- метод. пос.- Изд.: Советский спорт -2004 год.

Информация о работе Фольклор в физическом воспитании дошкольников