Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:00, контрольная работа
Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится нравственному воспитанию, развитию духовности.
Этому может помочь народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего.
Фольклор в воспитании и обучении ребенка.
Что значит слово фольклор?
Это слово английского
Этому может помочь народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего.
В чем же ценность фольклорных произведений?
Они обладают высокой интонационной
выразительностью. Простая рифма, неоднократно
повторяющиеся звуки, слова, восклицания
и эмоциональные обращения
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты: когда укладывают спать, когда купают, когда эмоционально общаются с ребенком. Особое значение малые фольклорные формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся задачи по развитию речи, на ориентировку в пространстве, на развитие действий руки и т.д. Малые фольклорные жанры способствуют развитию эмоциональных чувств.
Потешка помогает ребенку «открыть» себя.
Например: - Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Бореньке (Оленьке, Танечке) снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Эта потешка делает ребенка как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.
Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, обходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здравый рост, красоту, сметливый ум.
Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра, добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже и не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.
Большим подспорьем в организации режимных моментов, проведение игр-занятий, при встрече новых детей, в отвлечении ребенка от слез, расставания, успокоение расшалившихся детей и т.д., помогают потешки, прибаутки, колыбельные, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки.
Есть дети, которые при купании плачут, боятся, то при этом хорошо использовать заговоры-шутки, произносимые весело:
С гуся вода, с Пети худоба.
С гуся вода, с Пети худоба.
Или при боли, успокаивая
ребенка, можно подуть на
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.
Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности.
Например: Потешка: Сорока – белобока.
Ребенка постепенно подводят к процессу счета, пониманию множества. Ребенка приучают к пересчету без абстрактного цифрового обозначения счета. (Этому дала, этому дала…) Чтобы простейший нравственный урок прочно вошел в сознание ребенка, применяется особый композиционный прием. Сорока не дает каши самому маленькому – мизинцу (который ребенок должен соотнести со своим положением в семье), потому что он «печку не топил, дрова не рубил, воду не носил, кашу не варил) – логическая мотивация поступка. Здесь дана не только «технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже для самых маленьких.
Фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного языка, знакомит с окружающей действительностью.
«Фольклор в физическом воспитании дошкольников»
С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий:
Основной формой организованного
обучения физическим упражнениям в
дошкольном учреждении являются физкультурные
занятия. Мотивы выполнения активных действий
детей на занятиях разнообразны. У
детей старшего дошкольного возраста
преобладает мотив
Физические упражнения в
сочетании с фольклором в структуре
занятия располагаются в
В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.
Совушка – сова,
Во все стороны глядит,
Большая голова,
Да вдруг, как полетит.
На суку сидит,
При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуется подбирать несложные, ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.
Для выполнения ОРУ «Змейка» (и.п. – сед на пятках, кисти в замок: медленно встать на колени – потянуться) можно использовать загадку:
Вьется, извивается,
Как зашипит,
На солнце переливается,
Убегать всем велит.
Отгадав загадку про белку:
Быстрый, маленький зверек,
По деревьям скок – поскок.
дети с удовольствием выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
При проведении ОВД, можно использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «Колобок».
«Колобок покатился по тропинке» – катание мячей двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания».
«Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.
На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок.
Чаще всего используются сказки о животных, например «Теремок», «Гуси – лебеди», и волшебные сказки. Возможно использование авторских сказок (С.Я. Маршак «Кошкин дом», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.
Гусь гуляет по дорожке,
И гордится гармонист:
Гусь играет на гармошке,
Я га-га-га-голосист!
На занятии могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач занятия.
Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние.
Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок.
С целью повышения двигательного потенциала и интереса дошкольников к физической культуре, занятия рекомендуется повторять не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения физ. упражнений.
Также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки загадушки» и др.
Помимо перечисленных
форм работы необходимо включать фольклор
и в физкультурно-
Таким образом хотелось отметить, что у дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых движений выше, если они выполняются охотно и радостно. Поэтому, физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.
Литература
1. Алексеева М.М. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр "Академия”, 1997г.
2. Бондаренко А.К. "Словесные игры в детском саду” М: Просвещение, 1977г.
3. Буланин Д. "Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.
4. Барская Н. "Выступает будто пава!” (элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994г. №12.
5. Зуева Т.В. "Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г.
6. Неганова Н. "Русский фольклор в жизни малышей”// Дошкольное воспитание, 1995г. №9.
7. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика Физического воспитания и развития ребенка», М., 2001г.
8. Усова А..П. "Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1972г.
9. Флерина Е.А. "Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 1961г.
Информация о работе Фольклор в воспитании и обучении ребенка