Фольклор в воспитании и обучении ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится нравственному воспитанию, развитию духовности.
Этому может помочь народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего.

Файлы: 1 файл

к.р. фолклор.docx

— 25.68 Кб (Скачать файл)

 

  Фольклор в воспитании и обучении ребенка. 

Что значит слово фольклор? Это слово английского происхождения, буквально означает, переводится, как  «народная мудрость». Особое внимание в настоящее время отводится  нравственному воспитанию, развитию духовности. 

Этому может помочь народное поэтическое слово, образец  духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передают народное слово прошлое, поступь настоящего и будущего. 

В чем же ценность фольклорных  произведений? 

Они обладают высокой интонационной  выразительностью. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звуки, слова, восклицания  и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, способствуют развитию внимания, речевого слуха (например: «ай, та-ту, ай, та-ту; а качи-качи-качи; туки-так, туки-так и т.д.) Эти звукосочетания – наигрыш – уникальный звуковой материал для овладения речевыми навыками. Эти звукосочетания – наигрыш взрослый использует в сочетании с игровыми приемами (похлопывание в ладоши, другие движения руками). Причем использовать их можно на мотив народных песен и еще при этом можно показывать произведения народного прикладного творчества (расписные деревянные ложки, «пляшущие» деревянные матрешки). 

Фольклорные произведения оказывают  благотворное влияние на общение  с ребенком в разные режимные моменты: когда укладывают спать, когда купают, когда эмоционально общаются с ребенком. Особое значение малые фольклорные  формы имеют в ходе занятий, на которых ставятся задачи по развитию речи, на ориентировку в пространстве, на развитие действий руки и т.д. Малые  фольклорные жанры способствуют развитию эмоциональных чувств. 

  Потешка помогает ребенку «открыть» себя. 

Например:  - Пошел котик на торжок,  

                       Купил котик пирожок.  

                       Пошел котик на улочку,  

                       Купил котик булочку.  

                      Самому ли есть 

                      Или Бореньке (Оленьке, Танечке) снесть? 

                      Я и сам укушу, 

                      Да и Бореньке снесу.  

Эта потешка делает ребенка как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.  

Народное поэтическое  слово, предназначенное маленьким, обходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность, заботу, веру в здравый  рост, красоту, сметливый ум. 

Малые фольклорные произведения – это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание добра, добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся  в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как  бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок  несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для  матери, но уже и не для нее, а  для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека.  

Большим подспорьем в организации  режимных моментов, проведение игр-занятий, при встрече новых детей, в  отвлечении ребенка от слез, расставания, успокоение расшалившихся детей  и т.д., помогают потешки, прибаутки, колыбельные, шутки-прибаутки, пословицы, поговорки. 

  Есть дети, которые при купании плачут, боятся, то при этом хорошо использовать заговоры-шутки, произносимые весело: 

               С гуся вода, с Пети худоба.  

               С гуся вода, с Пети худоба.  

 Или при боли, успокаивая  ребенка, можно подуть на больное  место и приговаривать: 

               У сороки боли, 

               У вороны боли, 

               У Феденьки заживи. 

Народная педагогика еще  в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка, строго дозировала познавательный материал, определяла роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности.

Например:  Потешка: Сорока – белобока.  

Ребенка постепенно подводят к процессу счета, пониманию множества. Ребенка приучают к пересчету  без абстрактного цифрового обозначения  счета. (Этому дала, этому дала…) Чтобы простейший нравственный урок прочно вошел в сознание ребенка, применяется особый композиционный прием. Сорока не дает каши самому маленькому – мизинцу (который ребенок должен соотнести со своим положением в семье), потому что он «печку не топил, дрова не рубил, воду не носил, кашу не варил) – логическая мотивация поступка. Здесь дана не только «технология приготовления пищи, но и разделение трудовых нагрузок в семье в соответствии с физическими возрастными возможностями детей, показана обязательность труда для всех, даже для самых маленьких.

Фольклор помогает осуществлять воспитательный процесс без назиданий, он помогает познать богатства родного  языка, знакомит с окружающей действительностью.

 

«Фольклор в физическом воспитании дошкольников» 

              С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно – творческой инициативы детей. 

             Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения отдельных условий:

  1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально – ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
  2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
  3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
  4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
  5. Моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклором может достигать 80%.

Основной формой организованного  обучения физическим упражнениям в  дошкольном учреждении являются физкультурные  занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на занятиях разнообразны. У  детей старшего дошкольного возраста преобладает мотив эмоциональной  привлекательности. Благодаря упражнению с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса – всему краса» – ходьба с гордой осанкой).

Физические упражнения в  сочетании с фольклором в структуре  занятия располагаются в определённом порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями  детского организма. Важно построить  физическое занятие таким образом, чтобы подготовить детей к  восприятию и выполнению более сложных  упражнений, с помощью которых  решаются двигательные задачи.

 

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные  типы  фольклорных физкультурных занятий.

  1. Двигательно – творческие, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках,  сказках. Так, например, при выполнении ОРУ «Совушка – сова» (и.п. – основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками) можно использовать потешку:

Совушка – сова,       

Во все стороны глядит,

Большая голова,       

Да вдруг, как полетит.

На суку сидит,

При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать  слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуется подбирать несложные, ритмические потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение.

Для выполнения ОРУ «Змейка» (и.п. – сед на пятках, кисти в  замок: медленно встать на колени –  потянуться) можно использовать загадку:

Вьется, извивается,        

Как зашипит,

На солнце переливается,         

Убегать всем велит. 

  

Отгадав загадку  про белку:

Быстрый, маленький зверек,

По деревьям скок – поскок.

дети с удовольствием  выполняют прыжки на одной ноге с  продвижением вперед.

При проведении ОВД, можно  использовать небольшие отрывки  из сказок, например из русской народной сказки «Колобок».

«Колобок покатился по тропинке» – катание мячей  двумя руками на расстоянии 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку»: «До свидания».

«Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.

На таких занятиях при  проведении физических упражнений можно  использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок.

Чаще всего используются сказки о животных, например «Теремок», «Гуси – лебеди», и волшебные  сказки. Возможно использование авторских  сказок (С.Я. Маршак «Кошкин дом»,  Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»), дополняя их потешками или загадками.

  1. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетение» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом:

Гусь гуляет по дорожке,        

И гордится гармонист:

Гусь играет на гармошке,        

Я га-га-га-голосист!        

На занятии могут быть использованы до 5-6 элементов фольклора, в зависимости от сюжета и задач  занятия.

  1. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений. Инсценировок и игр – драматизаций.

Имитация отличается эмоциональной  насыщенностью. В ней более образно  представляется определенная сторона  движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»;  весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».

Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных  движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа  или изобразить его различное  «душевное» состояние.

  1. Музыкально – ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле береза стояла». А под мелодию лирического танца дети выполняют ОРУ.
  2. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. В работе можно использовать такие игры или упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т.д.

Лучше всего проводить  такие занятия, когда дети знают  много народных игр, считалок и скороговорок.

  1. Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания детей о своем здоровье, знакомят их со строением тела человека, правилами гигиены, функциями разных органов. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки, шутки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки.
  2. Интергрированные физ. Занятия рекомендуется проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физ. упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физ. воспитания.

С целью повышения двигательного  потенциала и интереса дошкольников к физической культуре, занятия рекомендуется   повторять не более 2-3 раз с обязательным варьированием содержания и методов проведения  физ. упражнений.

Также можно проводить  и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки загадушки» и др.

Помимо перечисленных  форм работы необходимо включать фольклор и в физкультурно-оздоровительную  работу, и в активный отдых детей.Фольклор – эмоционально – образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой. 

           Таким образом хотелось отметить, что у дошкольников преобладает  мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых движений выше, если они выполняются охотно и  радостно. Поэтому, физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература 

 

 

1. Алексеева М.М. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр "Академия”, 1997г.

2. Бондаренко А.К. "Словесные игры в детском саду” М: Просвещение, 1977г.

3. Буланин Д. "Детский поэтический фольклор” Антология, 1997г.

4. Барская Н. "Выступает будто пава!” (элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994г. №12. 

5. Зуева Т.В. "Русский фольклор” Флинта: Наука, 1998 г. 

6. Неганова Н. "Русский фольклор в жизни малышей”// Дошкольное воспитание, 1995г. №9.

7. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика Физического воспитания и развития ребенка», М., 2001г.

8. Усова А..П. "Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1972г.

9. Флерина Е.А. "Эстетическое воспитание дошкольников”. М., 1961г.


Информация о работе Фольклор в воспитании и обучении ребенка