Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 18:57, реферат
За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка".
Введение
Фольклорная основа сказок В. Бианки
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Фольклорная основа сказок В. Бианки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.
Литература способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.
Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают человека.
За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка".
.
Фольклорная основа сказок В.Бианки
Любимый жанр Бианки — жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение — «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Он создал жанр научной сказки на фольклорной основе. Его сказки эмоциональны, оптимистичны, пронизаны любовью к родной природе. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,— ежик («Лесной колобок — колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.
Виталий Бианки – автор, мастерски выполняющий специфику фольклорных жанров в своём творчестве.
Откуда это у него? От великого учителя – русского народного фольклора. От системы воспитания в детстве. От особого его мировидения и мироощущения. Он сказочник по природе своей. Но в первую очередь он великий любитель сказки. В своей записной книжке В. Бианки признаётся: сколько раз смотрит мультфильм «Снегурочка», в каждый раз плачет. «Каждое слово известно и берет, задушу, уводит в раннее детство, в сказку, которой жил тогда, но не изверился и сейчас». Он знал и любил фольклор, и в первую очередь, сказку. Он знаком был с нею с детства, но не расставался и в зрелые годы. В своих произведениях он использует народную сказку и сказку литературную – Шварца и Андерсена, Пушкина и Шамиссо. А на основе самых известных русских народных сказок «Колобок», «Теремок» он пишет свои варианты. И это нисколько не противоречит законам фольклора, напротив, вариантность является основным законом всех фольклорных жанров. Даже в пределах одного региона существовало множество вариантов одной и той же самой известной песни, сказки, что объясняется не только творческой природой русского человека, индивидуальными особенностями рассказчиков, но и самой спецификой устного народного творчества, построенного на обязательной импровизации. Русская сказка всегда берегла истинно русское слово, и это было одним из главных составных сказки. Правда, порой слишком рьяные псевдоучителя упрекали его за «неправильные, некультурные слова, вредные для воспитания нового человека». Но он учился не у этих учителей. Он учился у народной сказки, у народной мудрости. Он ехал на любимую Новгородчину и сам записывал живые слова, истории, игры, песни, наслаждался так называемыми языковыми неправильностями, которые Лев Толстой и считал характерностями русской речи. Наблюдение «над местным наречием», как говорил Бианки, собирание в 20-40 годы фольклорных произведений, в большинстве своём утраченных ныне, но сохранённых в произведениях писателя, делает сами эти произведения источником по изучению, возрождению фольклорных традиций Новгородского края.
В.В. Бианки писал: «Народный язык
наш я бы сравнил с могучим
потоком. Он чист на глубине
и ничем его не замутишь. Он
всем необходим, всеми любим». И
Бианки собирает глубины
В сказке
«Дед Мороз и Весна» В. Бианки
приводит народные рифмованные
присловья и поговорки с
Бианки писал: «Взрослый человек – Иван, не помнящий (своего) родства (с природой). Ребёнок же не только отлично чувствует своё родство с млекопитающими, но и со всеми животными и с растениями, и даже с неодушевлёнными предметами, в особенности – с Землёй». Писатель хотел, чтобы взрослые научились у детей не быть Иванами, не помнящими родства с природой.
Традиционный русский уклад жизни не прощал разрыва родственных связей с природой, и это, будучи закреплённым в произведениях фольклора, передавалось из поколений в поколение. Но мы – дважды «Иваны, не помнящие родства»: мы забыли сам фольклор (зная кое-что из него, и только потому, что оно стало явлением литературным, глубинная же суть фольклора «ушла» от нас) и порвали родство с природой. Мы – это взрослые. Но и дети наши родятся, не ведая того древнего родства, а потому и не верят в сказки. «Ахти, вот горе мне! Как теперь без сказки-то жить будете?» - ужасается бабушка из сказки « Зимнее летечко» неверию в чудеса, в сказки, а значит и в радости маленькой внучки, приехавшей к ней из города. И всё-таки « Зимнее летечко» заставило девочку поверить сказке. Зимнее летечко – э то и есть тот животворящий источник природы и одновременно источник мудрости народной – фольклора, который открывал и открывает для нас Виталий Бианки. И если вы живёте в России, живёте во многих поколениях, генная память, а не холодный рассудок подскажет вам: бианковское «зимнее летечко» - истина, ибо только вера в сказку и помогла вам жить, творить, забывать невзгоды и огорчения. И благо нам, что есть у нас книги В. Бианки, помогающие это осознавать.
. И на долгие годы, через всю жизнь пронёс Бианки любовь к сказке. Ею был начат литературный путь писателя, к ней неоднократно возвращался он в разные периоды творчества, к ней вернулся он и в последние годы жизни.
Сохраняя в произведении все сказочные элементы, автор наполняет его большим познавательным материалом. Он ведёт читателя по сказочной тропе. И это не будет экскурсией по музею живой природы или начальным уроком естествознания. Нет, здесь будет радость узнавания, романтика маленьких открытий, поэзия одушевления. Удивительное окажется рядом. Добрый волшебник заставит разговаривать зверей, птиц, насекомых на понятном ребятам языке, заставит своих героев действовать по-сказочному.
И при всём этом мир живой природы раскроется здесь в своей подлинной, реальной основе. Увиденные острым глазом художника и натуралиста персонажи, со всеми своими характерными индивидуальными и общебиологическими чёрточками, оживают на страницах сказок.
Но сила и привлекательность ещё и в другом. Если народные сказки пропагандируют активность, стойкость, смелость, стремление к достижению цели, утверждают торжество разума и победу добра над злом, если в основе они всегда оптимистичны, жизнеутверждающи, — то ведь всё это свойственно и лучшим познавательным сказкам В. Бианки.
Каким удивительным теплом родственного внимания к природе согрета, например, большая сказка о жизни куропачьей семьи и её друге жаворонке («Оранжевое горлышко»). Сколько было пережито трудных, трогательных, опасных, грустных и радостных событий! Как помогли её героям взаимная дружественная поддержка, доброта отношений, забота и товарищество, смелость и уменье. Каким светлым чувством пронизана эта сказка-быль! Ведь это те большие человеческие чувства, которые, быть может впервые, пробуждает в ребёнке прочитанная сказка. Они откладываются в его душе, создавая будущий характер.
Или вот трогательная сказка о самоотверженной птице Люле-Нырце («Люля»), которая, рискуя своей жизнью и кровью, добыла со дна моря для зверей землю, а сама осталась без неё. «И с тех пор нет ей места на земле, вечно плавает Люля, и только как память о подвиге птички осталась на кончике клюва у неё красная капелька. Это одна из самых поэтичных и грустных, одна из самых любимых нами сказок В. Бианки», — пишет один из критиков. И дальше: «…птичка Люля с кровинкой на носике — может быть, для маленького читателя это первые слова о беззаветном подвиге для других, во имя общего счастья».
Более трёх десятков сказок, посвященных природе и её самым разнообразным героям, написал Виталий Бианки. Это первая для детей маленькая азбука лесной жизни, азбука самых первоначальных биологических знаний. Так приоткрывается дверь в большой мир родной и очень близкой природы. Ребёнок учится видеть, сравнивать, наблюдать. Это его первые самостоятельные шаги, радость первых самостоятельных открытий. И, что ещё важнее, это первые страницы поэтического «самоучителя любви к природе», — как записал однажды в своём дневнике В. Бианки.
Заключение
Произведения Виталия Бианки о забавном и занимательном мире природы я знаю с раннего детства. Он открыл мне удивительный мир, наполненный радостью общения с животными, такими разными, такими неповторимыми, подчас беззащитными, подчас гордыми и самостоятельными. Я поняла, что они живут своей особенной, очень интересной жизнью. И меня поразила великая любовь писателя к ним. Читая произведения Бианки, проникаешься огромным интересом к нашим „братьям меньшим”. Постепенно приходит осознание личной ответственности за судьбу зверей, птиц, рыб, ведь они существуют рядом с нами, и, на мой взгляд, каждый из нас обязан заботиться об этих чудесных существах, о той среде, в которой они обитают.
Список использованной литературы
1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.
2. Арзамасцева И.Н.,Николаева С.А. Детская литература:Уч. для студ. высших и сред. пед. уч. зав.-2-е изд.,стереотип.-М.:Академия, Высшая школа,2001.
3. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И.,Арзамасцева И.Н. Детские писатели.Справочник для учителей и родителей.-М.,1995.
4. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков:Очерки.-М.,1990