Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 22:09, доклад
Воспитание ребенка в коллективе – важнейшее условие все¬стороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравни¬вать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими то¬варищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности.
Воспитание ребенка в коллективе – важнейшее условие всестороннего развития его личности и раскрытия ее внутренних богатств. Жизнь в коллективе положительно влияет на развитие интересов и творческой инициативы детей, способствующей их жизнерадостности. Только в коллективе ребенок может сравнивать себя с другими, согласовывать свои поступки с поступками сверстников, устанавливать дружеские отношения со своими товарищами: считаться с интересами друга, стремиться оказать ему помощь, радоваться его успеху, вместе с ним переживать его горести, преодолевать трудности. Эти отношения проявляются в быту и в различной деятельности детей. Дружба – одно из самых высоких, самых благородных чувств, под влиянием которого дети становятся более отзывчивыми, более сердечными.
При формировании детского коллектива, воспитании у ребят чувства коллективизма и дружбы особенно важен индивидуальный подход. Но сначала педагогу нужно выяснить, какое место занимает ребенок в коллективе.
В результате целенаправленных наблюдений за детьми в быту, в труде, в играх и на занятиях, а также на основе знакомства с условиями их семейного воспитания педагог имеет возможность выделить несколько групп детей, у которых отмечаются некоторые общие черты по отношению к коллективу.
Первая группа – это дети с положительными проявлениями – дружные, отзывчивые, пользующиеся авторитетом у товарищей. Ее можно определить как «актив», на который педагог может опираться в целях развития дружеских коллективных связей воспитанников и укрепления положительных сторон коллектива в целом.
Другая группа — это дети, поддерживающие хорошие начинания «актива», но их проявления бывают недостаточно устойчивыми, в отдельных случаях допускаются срывы.
Третья группа – дети, которые держатся замкнуто, отчужденно, не участвуют в играх, пассивно ведут себя на занятиях. К этой же группе следует отнести и тех ребят, которые робко входят в коллектив и в этот момент требуют к себе особого внимания и помощи.
Бывают также дети, которые стараются подметить недостатки у своих товарищей и выпятить свои личные достоинства.
Конечно, общие черты, которые служат критерием распределения детей на группы, не исчерпывают характеристику каждого ребенка, ведь у каждого из них есть и свои индивидуальные проявления. Например, наряду с положительными у ребенка могут быть и отрицательные проявления.
Для работы с каждой из групп воспитатель намечает определенные задачи. Робких, застенчивых, замкнутых детей необходимо приблизить к коллективу. При этом педагог опирается на «актив», одновременно он заботится о повышении уровня нравственной воспитанности членов самого «актива», обращая их внимание на положительные проявления отдельных детей. Ребятам второй группы воспитатель помогает влиться в «актив». Как правило, немногочисленной группе детей, склонных к зазнайству, педагог, используя положительное влияние коллектива, должен помочь избавиться от этого недостатка, привлечь его к коллективу. В решении указанных задач велика роль индивидуального подхода.