Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:28, реферат
В конце 80-х и в 90-е годы в сфере физической культуры появляется все больше теоретических исследований, связанных с философским осмыслением физической культуры. В основе этих исследований лежат переосмысление подхода к физическому воспитанию, физической культуре подрастающего поколения, акцентирующих внимание преимущественно на двигательной сфере; приоритет человека как высшей ценности образования и культуры; всемерная гуманизация и гуманитаризация учебно-воспитательного процесса. Все более подчеркивается деятельностно-комплексный подход к освоению человеком всей полноты ценностей физической культуры, важность максимально возможного удовлетворения интересов и потребностей занимающихся. В данных исследованиях все отчетливее прослеживается мысль об осмыслении человека как целостности.
Введение 3
1. Сущность физической культуры личности 4
2. Формирование физической культуры школьника как фактор воспитания полноценной личности 11
Выводы 17
Список использованной литературы 18
Исследования свидетельствуют о том, что в сфере физической культуры развитие двигательных возможностей человека неотделимо от развития его личностных качеств, более того — определяется ими. Фактически культура физическая – та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом через сознательно окультуренную двигательную деятельность (физкультурную деятельность), безусловно, с учетом биологических закономерностей развития организма человека.
Физическое упражнение – это двигательное действие с опережающей мыслью, проявление интеллекта человека (Д.Д. Донской).
Физическая культура – это, прежде всего, работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром (И.М. Быховская), это мера одухотворенности физического (Н.Н. Визитей).
В сфере физической культуры духовность и реализуется в процессе единения идеальной (внутренней) и наглядно воспринимаемой (внешней) сторон физкультурной деятельности. Она обусловлена приоритетным развитием культуры мышления, воображения, чувств и т.п. в процессе совместной деятельности занимающихся в связи с освоением двигательного действия, сущность которого связывается с моторной и неизменно духовной сторонами. Именно в процессе данной групповой (а иногда и индивидуальной) духовной практической деятельности до начала выполнения двигательного действия (а не в результате его), включающего обмен смыслами и ценностями, связанными с системой познавательных, проектно-смысловых, акмеологических, оценочных, коррекционных и других действий, и происходит становление и реализация индивидуальности субъектов учебно-тренировочного процесса занимающихся. Поэтому важнейшей методологической и практической проблемой сферы физической культуры являются разработка, обобщение, коррекция целей, принципов, средств, методов, форм и т.п. проведения занятий, в которых духовное и физическое в человеке были бы исконно едины, когда создавались бы условия для разностороннего, соразмерного и внутренне единого формирования у него разнообразных потребностей.
Содержание физкультурной
Содержательный анализ физической культуры (ее функционального, ценностного, деятельностного аспектов) свидетельствует о том, что она, как ни один вид культуры, имеет большие потенциальные возможности в формировании всесторонне развитой личности. Однако в реальной физкультурной практике (с позиций структурно-содержательного анализа понятия всесторонне развитой личности) эти богатые возможности в силу разрыва соматопсихического и социокультурного единства человека (его целостности), используются далеко не в полной мере. И, прежде всего, слабо представлены такие элементы проявления индивидуальной всесторонности, как самореализация, проективное саморазвитие, творчество личности, связанные с удовлетворением и формированием духовных потребностей, являющихся первичным импульсом всякой деятельности. Это ограничивает возможности физкультурной деятельности развитием зачастую только двигательной сферы занимающихся. В физической культуре в этом случае значительно снижается (или совсем не реализуется) ее культурный потенциал, связанный с развитием интеллектуальных, мыслительных, творческих, коммуникативных потенций человека, с формированием у него личностной физической культуры. Нарушается и соизмеримость в таких индивидуальных формах общественной всесторонности, как гармоничность, целостность, универсальность.
Все это требует реального (а не декларативного) теоретико-методологического переосмысления сущности физической культуры, раскрытия ее духовного, социокультурного смысла и реализации его в практической деятельности. С позиций всестороннего развития человеческих способностей необходимо обратить особое внимание на содержательные образования самореализации (самосознание, самопознание, самоопределение; самооценка, самоконтроль, саморегуляция; самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самовыражение и т.п.), связанные с освоением и реализацией в деятельности объективных ценностей (материальных и духовных) физической культуры, непосредственно опирающихся на творческую духовную деятельность. Это и предполагает всестороннее развитие человеческих возможностей и способностей как самоцели.
В реальной же культуроведческой практике
все еще преобладает
Ведущая роль в формировании такого
человека должна отводиться качественной
стороне физкультурной
В физической культуре объективно представлены все основные виды потребностей (материальные – связанные с развитием физических качеств, двигательных умений, навыков и т.п., и духовно-удовлетворяемые в познавательном, ценностно-ориентационном, проектировочном, коммуникативном, эстетическом видах деятельности), реализуемые посредством физкультурной деятельности человека. Основная задача состоит в том, чтобы и в педагогическом процессе, и в процессе его самодеятельности создавать соответствующие условия для их реализации, что и будет способствовать всестороннему развитию человека.
Во многом решение этого комплекса вопросов предопределяется и высокой эффективностью функционирования средств массовой информации, их просветительно-образовательной и воспитательной функциями. Значительно должна возрасти их роль относительно физической культуры: в создании позитивного общественного мнения о ней, связанного с раскрытием ее культурного, воспитательного, социально-экономического потенциалов; в формировании полноценных знаний о ней; в связи с ролью во всестороннем и гармоническом развитии личности (ее нравственным, духовным, эстетическим воспитанием); в пропаганде всей полноты ее ценностей (а не только в укреплении здоровья, профилактике заболеваний, улучшении самочувствия и т.п.), а также здорового образа жизни и формирования физической культуры личности.
Всестороннее развитие личности чаще всего рассматривается как идеал, где физическое совершенство, понимаемое как единство духовного и физического, является ее неотъемлемым компонентом. Данное развитие личности целесообразно рассматривать с удовлетворением личных потребностей занимающихся, с прогрессом их физического развития, как мотив физкультурной деятельности личности. Физическая культура личности рассматривается на базе приоритета ее духовной стороны, как триединства ее компонентов:
- аксиологического (касающегося ценностно-ориентационной сферы, включая ценностно-нравственные, ценностно-эстетические и т.п. ее компоненты);
- образовательного (связанного с уровнем ее знаний, умений и навыков);
- потребностного (отражающего состояние
иерархии мотивационно-
Более определенно говорят об этом В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева, которые под воспитанием физической культуры личности понимают «активное воздействие не только на физические способности человека, но, прежде всего, на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование устойчивых социально-психологических проявлений: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере физической активности и здоровом стиле жизни».
Таким образом, физическая культура связана с формированием целостного человека во всей полноте его сущностных сил. Именно сквозь призму человеческого измерения данное явление раскрывает свои универсальные потенциальные возможности в совершенствовании каждой личности и общества в целом.
Физическое воспитание является органической
частью системы комплексного формирования
личности. При этом оно должно выступать
как «воспитание через
Исследования показали, что восприятие традиционных учебных занятий по физическому воспитанию оценивается как «социальная обязанность», а не воспринимается как естественная потребность. Однако известно, что любой человек избегает принуждения, сопротивляется ему. Принуждение к любому виду деятельности, в том числе и к физкультурной, воспитывает нежелание следовать ни советам, ни требованиям педагога. Если игнорировать эту педагогическую аксиому, положительного эффекта в формировании культурной потребности добиться нельзя.
Рассматривая физическое воспитание как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления его модернизации должны строиться на воздействии на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей и подростков, а также через освоение ими всего многообразия ценностей физической культуры.
С этих позиций возникает потребность
в коренном обновлении физического
воспитания в общеобразовательной
школе, поиске и внедрении в практику
более эффективных
1. Лубышева Л.И. Современный
2. Лубышева Л.И. Десять лекций
по социологии физической культ
3. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 2-9.
4. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 4, с. 16-23.
5. Николаев Ю.М. Физическая
6. Николаев Ю.М. Теоретико-