Формирование гендерной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Одним из приоритетов государственной политики в республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, со¬хранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концеп¬ции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у

Файлы: 1 файл

Доклад Шевчик.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Особенности формирования

гендерной культуры учащихся.

 

Каждый человек уникален, неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Различны между собою мужчина и женщина. Они отличаются не только внешне, но и внутренне. Может не зря существует мнение, что женщины – с Венеры, а мужчины – с Марса?

 

Одним из приоритетов  государственной политики в республике Беларусь является решение демографических  проблем, укрепление семьи и повышение  ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концепции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе посредством приобщения подрастающего поколения к ценностям культуры как совокупности общественного опыта, что является необходимым условием становления гражданина, патриота, профессионала-труженика, семьянина.

Феминизация педколлектива школ, непонимание  проявлений гендерных стереотипов, невысокая готовность педкадров  к работе по формированию гендерной  культуры, отождествление, причем не совсем правомерное, гендерного,  полового и семейного воспитания создает ряд проблем при организации процесса гендерного воспитания. Очевидно, что все работники учебного заведения должны принимать участие в формировании гендерной культуры, но главным инициатором может выступать социальный педагог. Таким образом, эта проблема нам, социальным педагогам очень актуальна.

Для начала разграничим  понятия «пол» и «гендер».

ПОЛ описывает биологическую  принадлежность человека к женскому или мужскому полу, его строение половых органов, пропорции тела, совокупность хромосом и гормонов. Обычно пол человека вписывается в медицинскую карту человека при рождении.

ГЕНДЕР – социальные и культурные характеристики мужчин и женщин. Понимается как социальная и культурная конструкция пола, т.е. те характеристики, которые служат для описания различных сторон жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. С этими характеристиками человек не рождается, они приобретаются в течение жизни, в процессах воспитания и образования.

 

Пол или гендер?

1.

Женщины рожают детей, а мужчины – нет.

 

2.

Девочки тихие и застенчивые, мальчики упрямые и смелые.

 

3.

Заработок женщин составляет около 70% от заработка мужчин.

 

4.

Женщины могут кормить  детей грудью, мужчинам для кормления  детей необходима бутылочка с  молоком.

 

5.

Женщины занимаются воспитанием  детей.

 

6.

Мужчины отвечают за принятие решений.

 

7.

В период полового созревания у мальчиков ломается голос, у  девочек нет.

 

8.

Мужчины склонны к  большей сексуальной активности, чем женщины.

 

9.

Проституцией занимаются в основном женщины.

 

10.

Женщинам запрещено  выполнять опасную работу (например добывать уголь), т.к. это риск для  ее здоровья. Мужчины рискуют по своему усмотрению.

 

11.

Женщина всегда должна быть красивой и привлекательной.

 

12.

В сфере обслуживания в основном работают женщины.

 

13.

В большинстве случаев  ребенок при рождении получает фамилию  отца.

 

14.

8 марта мужчины дарят  женщинам цветы и подарки.

 

15.

Кенийские мужчины в  целях излечения от ВИЧ-инфекции и ИППП практикуют незащищенный половой акт с девственницей.

 

 

 

Гендерные стереотипы – это неизменные общепринятые установки о поведении женщин и мужчин, сложившиеся в культуре, которым следуют без размышления. Эти образы очень упрощены и эмоционально окрашены (т.е. мы сразу характеризуем это как плохо и хорошо и реагируем соответствующим образом).

Для чего нужны стереотипы:

  • Стереотипы берегут наше время реакции на что-либо.
  • Стереотипы помогают предвидеть ситуацию, подготовиться к ней.
  • Стереотипы помогают человеку сохранять внутреннее спокойствие и самоутвердится   в своем окружении.

 

Выделяют следующие  группы  гендерных стереотипов:

стереотипы  маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин;

стереотипы о содержании труда (для женщин — экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда; инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд)

стереотипы  о разделении семейных и профессиональных ролей (для женщин главными социальными ролями являются семейные роли — мать, хозяйка; для мужчин – профессиональные).

 

Гендерная социализация – процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. В нем находят отражение меняющиеся обстоятельства и приобретаемый опыт личности, но основой и материалом для построения гендера служит система представлений о мужественности и женственности, находящая отражение в культуре и усвоенная личностью в детстве и подростковом возрасте.

Этапы гендерной социализации

Возрастная  группа

Базовые характеристики

Ведущие виды деятельности

Воспитанники  учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования

Закладываются основы представлений о гендерных различиях, создается гендерно типичная воспитательная среда посредством выбора игрушек, игр, детской литературы, круга общения, одежды, прически

Предметная, игровая

Обучающиеся на I ступени общего среднего образования

Происходит  осознание базовых признаков  и социальных норм мужественности и женственности. Особое внимание уделяется ролевым моделям своего пола, отмечается стремление ребенка быть лучшим мальчиком или девочкой

Учебно-игровая, трудовая, досугово-развивающая

Обучающиеся на II ступени общего среднего образования

На подростковый возраст приходится наибольшая интенсивность гендерного познания, освоение и реализация соответствующих ролей и стереотипов

Учебная, трудовая, досугово-развивающая

Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования

Происходит  выстраивание собственного гендерного профиля личности, отмечается критическое  отношение к гендерным стереотипам и всем проявлениям дискриминации по половому признаку, стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола

Учебно-профессиональная, внеучеб-ная творческая

Обучающиеся в высших учебных заведениях

Происходит  закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формируется ответственное отношение к объекту любви

Учебно-профессиональная, общественная, внеучебная творческая


 

Гендерное воспитание как вид воспитания представляет собой целенаправленное формирование личности как представителя определенного пола на основе развития у нее определенных отношений к себе и окружающим с учетом половой принадлежности, мировоззрения, свободного от гендерных стереотипов, форм поведения, не допускающих проявлений дискриминации по половому признаку (предотвращение всех форм насилия и торговли людьми), и коммуникативных умений, позволяющих конструктивно общаться с представителями своего и противоположного пола.

Целью гендерного воспитания является формирование у учащихся гендерной культуры — представления личности о жизненном предназначении мужчин и женщин и присущих им положительных качествах и чертах характера, а критерием ее сформированности является установление правильных взаимоотношений между полами, стремление к взаимопониманию.

 

Критериями  сформированности гендерной культуры личности в данном контексте являются:

  • знания о психофизиологических особенностях представителей обоего пола;
  • понимание традиционного для национальной культуры 
    образа мужчины и женщины;
  • представления о социально одобряемых качествах мальчиков, юношей, мужчин и девочек, девушек, женщин;
  • представления о жизненном предназначении мужчин и 
    женщин, их месте и роли в историческом процессе и 
    современном обществе;
  • принятие своей гендерной роли и готовность к ее исполнению;
  • критическое отношение к гендерным стереотипам, осознание права личности на собственный выбор;
  • представление о гендерном равноправии и недопустимости всех проявлений насилия и дискриминации по признаку пола;
  • толерантное отношение к представителям обоих полов, стремление к достижению взаимопонимания;
  • умение конструктивно общаться с представителями обоего пола.

Можно выделить следующие факторы, значимые для гендерной социализации в системе образования в целом и для гендерного воспитания в частности:

  • гендерный профиль учебного заведения (гендерная стратификация профессии педагога, распределение представителей обоего пола в служебной иерархии);
  • содержание предметов;
  • личность преподавателя (гендерные установки и стиль общения преподавателя);
  • гендерный профиль учебной группы (соотношение количества представителей обоего пола, стиль взаимоотношений членов группы);
  • система воспитательной работы.

 

Наиболее  оптимальными путями разрешения проблем, выявленных в процессе исследования педагогических условий гендерной социализации учащихся в системе общеобразовательной школы являются:

  • привлечение мужчин-педагогов в среднюю школу;
  • повышение гендерной культуры педагогов;
  • совершенствование системы работы по воспитанию гендерной культуры учащихся;
  • сотрудничество со специалистами медицинского и юридического профиля;
  • введение в программу общеобразовательной школы специальных гендерно ориентированных курсов и факультативов;
  • включение в учебники и учебные пособия научно подтвержденной информации о психофизиологических различиях представителей обоих полов, сообщение сведений о роли мужчин и женщин в историко-культурном процессе;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей из неполных семей;
  • налаживание системы эффективного взаимодействия педагогов с семьей.

 

Гендерное образование  методически строится на принципе: «объясни мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне принять участие – и я пойму».

Условия эффективности формирования гендерной культуры учащихся в школе (формы и методы работы):

  1. Проведение факультативных занятий гендерной проблематики («Гендер и гендерология», «Психологические особенности мужчин и женщин», «Мужчины и женщины в истории и современном мире», «Гендерное знание как путь к гармонии во взаимоотношении полов», «Брак и семья в современном мире», «Права человека: гендерный аспект»)
  2. Организация исследовательской работы по изучению гендерных проблем современного общества и образования.
  3. Культурно-массовая работа (проведение циклов или отдельных мероприятий гендерной тематики, деятельность неформальных клубов, кружков и объединений по интересам гендерного направления: «Я — настоящая женщина», «Хозяюшка», «Я — настоящий мужчина», «Я — глава семьи», «Мастер на все руки», «Искусство понимать друг друга», «Счастливая семья».
  4. Использование интерактивных технологий (семинары, тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должен стремится будущие мужчины и женщины, внедрению системы ценностей для мальчиков и девочек. Целесообразно использовать такие современные формы организации учебно-воспитательного процесса, как ролевые игры, часы общения, откровенные разговоры, гостиные, диспуты, просмотр видеофильмов, журналов..)
  5. Информационно-пропагандистская работа (оформление 
    стендов, посвященных гендерным проблемам, выпуск стенгазет, проведение тематических выставок, конкурсов плакатов, коллажей).
  6. Индивидуальная работа с учащимися (психологическое 
    и педагогическое консультирование, сотрудничество с медиками, юристами, работниками правоохранительных органов, налаживание конструктивного взаимодействия с семьей).
  7. Повышение гендерной культуры педагогов и родителей, 
    ориентация на гендерно демократичные и  гуманистические методы взаимодействия с воспитанниками.

 

Количество практических занятий  должно преобладать.

 

Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры личности заключается в проведении мероприятий, способствующих созданию представлений о роли мужчины и женщины в современном обществе; усвоению учащимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные роли»; формированию понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к любви, браку, материнству и отцовству; стремлению к достижению понимания во взаимоотношениях.

Учитель является инициатором позитивного  общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек.

Важно проводить занятия, в которых  между учащимися будут царить равноправие отношений, например, когда  учащиеся сидят по кругу, держаться  за руки. В ходе таких занятий они учатся искусству общения, учатся уважать друг друга, выслушивать чужие мнения, а также умению откровенно рассказывать свою историю.


Информация о работе Формирование гендерной культуры