Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 14:44, курсовая работа
Одним из приоритетов государственной политики в республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, со¬хранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концеп¬ции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у
Особенности формирования
гендерной культуры учащихся.
Каждый человек уникален, неповторим. Нет на свете двух одинаковых камней, а тем более людей. Различны между собою мужчина и женщина. Они отличаются не только внешне, но и внутренне. Может не зря существует мнение, что женщины – с Венеры, а мужчины – с Марса?
Одним из приоритетов государственной политики в республике Беларусь является решение демографических проблем, укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, сохранение и пропаганда семейных ценностей. Это нашло свое отражение и в Концепции и программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в республике Беларусь на 2006—2010 годы, где особое внимание уделяется необходимости гендерного воспитания личности, которое направлено на формирование у учащихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе посредством приобщения подрастающего поколения к ценностям культуры как совокупности общественного опыта, что является необходимым условием становления гражданина, патриота, профессионала-труженика, семьянина.
Феминизация педколлектива школ, непонимание проявлений гендерных стереотипов, невысокая готовность педкадров к работе по формированию гендерной культуры, отождествление, причем не совсем правомерное, гендерного, полового и семейного воспитания создает ряд проблем при организации процесса гендерного воспитания. Очевидно, что все работники учебного заведения должны принимать участие в формировании гендерной культуры, но главным инициатором может выступать социальный педагог. Таким образом, эта проблема нам, социальным педагогам очень актуальна.
Для начала разграничим понятия «пол» и «гендер».
ПОЛ описывает биологическую принадлежность человека к женскому или мужскому полу, его строение половых органов, пропорции тела, совокупность хромосом и гормонов. Обычно пол человека вписывается в медицинскую карту человека при рождении.
ГЕНДЕР – социальные и культурные характеристики мужчин и женщин. Понимается как социальная и культурная конструкция пола, т.е. те характеристики, которые служат для описания различных сторон жизни мужчин и женщин, мальчиков и девочек. С этими характеристиками человек не рождается, они приобретаются в течение жизни, в процессах воспитания и образования.
Пол или гендер?
1. |
Женщины рожают детей, а мужчины – нет. |
|
2. |
Девочки тихие и застенчивые, мальчики упрямые и смелые. |
|
3. |
Заработок женщин составляет около 70% от заработка мужчин. |
|
4. |
Женщины могут кормить детей грудью, мужчинам для кормления детей необходима бутылочка с молоком. |
|
5. |
Женщины занимаются воспитанием детей. |
|
6. |
Мужчины отвечают за принятие решений. |
|
7. |
В период полового созревания у мальчиков ломается голос, у девочек нет. |
|
8. |
Мужчины склонны к
большей сексуальной |
|
9. |
Проституцией занимаются в основном женщины. |
|
10. |
Женщинам запрещено выполнять опасную работу (например добывать уголь), т.к. это риск для ее здоровья. Мужчины рискуют по своему усмотрению. |
|
11. |
Женщина всегда должна быть красивой и привлекательной. |
|
12. |
В сфере обслуживания в основном работают женщины. |
|
13. |
В большинстве случаев ребенок при рождении получает фамилию отца. |
|
14. |
8 марта мужчины дарят женщинам цветы и подарки. |
|
15. |
Кенийские мужчины в целях излечения от ВИЧ-инфекции и ИППП практикуют незащищенный половой акт с девственницей. |
Гендерные стереотипы – это неизменные общепринятые установки о поведении женщин и мужчин, сложившиеся в культуре, которым следуют без размышления. Эти образы очень упрощены и эмоционально окрашены (т.е. мы сразу характеризуем это как плохо и хорошо и реагируем соответствующим образом).
Для чего нужны стереотипы:
Выделяют следующие группы гендерных стереотипов:
стереотипы маскулинности-фемининности — нормативные представления о соматических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин;
стереотипы о содержании труда (для женщин — экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда; инструментальная сфера — это область деятельности для мужчин, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд)
стереотипы о разделении семейных и профессиональных ролей (для женщин главными социальными ролями являются семейные роли — мать, хозяйка; для мужчин – профессиональные).
Гендерная социализация – процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет. Агентами гендерной социализации выступают социальные институты и группы, например, семья, образование, профориентация, сверстники. Этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. В нем находят отражение меняющиеся обстоятельства и приобретаемый опыт личности, но основой и материалом для построения гендера служит система представлений о мужественности и женственности, находящая отражение в культуре и усвоенная личностью в детстве и подростковом возрасте.
Этапы гендерной социализации
Возрастная группа |
Базовые характеристики |
Ведущие виды деятельности |
Воспитанники учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования |
Закладываются
основы представлений о гендерных разл |
Предметная, игровая |
Обучающиеся на I ступени общего среднего образования |
Происходит осознание базовых признаков и социальных норм мужественности и женственности. Особое внимание уделяется ролевым моделям своего пола, отмечается стремление ребенка быть лучшим мальчиком или девочкой |
Учебно-игровая, трудовая, досугово-развивающая |
Обучающиеся на II ступени общего среднего образования |
На подростковый возраст приходится наибольшая интенсивность гендерного познания, освоение и реализация соответствующих ролей и стереотипов |
Учебная, трудовая, досугово-развивающая |
Обучающиеся на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования |
Происходит выстраивание собственного гендерного профиля личности, отмечается критическое отношение к гендерным стереотипам и всем проявлениям дискриминации по половому признаку, стремление к достижению взаимопонимания с представителями обоего пола |
Учебно-профессиональная, внеучеб-ная творческая |
Обучающиеся в высших учебных заведениях |
Происходит закрепление отношения личности к любви и браку, рождению и воспитанию детей, формируется ответственное отношение к объекту любви |
Учебно-профессиональная, общественная, внеучебная творческая |
Гендерное воспитание как вид воспитания представляет собой целенаправленное формирование личности как представителя определенного пола на основе развития у нее определенных отношений к себе и окружающим с учетом половой принадлежности, мировоззрения, свободного от гендерных стереотипов, форм поведения, не допускающих проявлений дискриминации по половому признаку (предотвращение всех форм насилия и торговли людьми), и коммуникативных умений, позволяющих конструктивно общаться с представителями своего и противоположного пола.
Целью гендерного воспитания является формирование у учащихся гендерной культуры — представления личности о жизненном предназначении мужчин и женщин и присущих им положительных качествах и чертах характера, а критерием ее сформированности является установление правильных взаимоотношений между полами, стремление к взаимопониманию.
Критериями сформированности гендерной культуры личности в данном контексте являются:
Можно выделить следующие факторы, значимые для гендерной социализации в системе образования в целом и для гендерного воспитания в частности:
Наиболее оптимальными путями разрешения проблем, выявленных в процессе исследования педагогических условий гендерной социализации учащихся в системе общеобразовательной школы являются:
Гендерное образование методически строится на принципе: «объясни мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, позволь мне принять участие – и я пойму».
Условия эффективности формирования гендерной культуры учащихся в школе (формы и методы работы):
Количество практических занятий должно преобладать.
Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры личности заключается в проведении мероприятий, способствующих созданию представлений о роли мужчины и женщины в современном обществе; усвоению учащимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные роли»; формированию понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к любви, браку, материнству и отцовству; стремлению к достижению понимания во взаимоотношениях.
Учитель является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек.
Важно проводить занятия, в которых между учащимися будут царить равноправие отношений, например, когда учащиеся сидят по кругу, держаться за руки. В ходе таких занятий они учатся искусству общения, учатся уважать друг друга, выслушивать чужие мнения, а также умению откровенно рассказывать свою историю.