Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:15, реферат
Целью этой работы является определение главных составляющих, структуры научно-исследовательской деятельности, готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения.
Введение
Глава 1. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности
1.1 Научно-исследовательская деятельность студентов
1.2 Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности
Глава 2. Уровни сформированности и возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности
2.1 Уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности
2.2 Проблемное обучение и его возможности в формировании научно-исследовательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Московский
государственный университет
статистики и информатики (МЭСИ)
Кафедра философии и гуманитарных наук
Научный проект
Тема:
«Особенности формирования студентов к научно-исследовательской деятельности в ВУЗе».
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности
1.1 Научно-исследовательская деятельность студентов
1.2 Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности
Глава 2. Уровни сформированности и возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности
2.1 Уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности
2.2 Проблемное обучение и его возможности в формировании научно-исследовательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности, как педагога профессионального обучения так и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в данной области, развитие методологии и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.
Целью этой работы является
определение главных
Глава 1. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности
1.1 Научно-исследовательская деятельность студентов
Научно-исследовательская деятельность студентов - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.1
На современном этапе
развития системы высшего образования
научно-исследовательская
Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле.
В связи с этим, будущий
специалист должен быть готов к осуществлению
научно-исследовательской
1.2 Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности
Для выявления сущности понятия
«готовность студентов к
Сущность понятия научно-
Структура научно-исследовательской
деятельности представляет собой совокупность
взаимосвязанных и
На основании анализа понятия «готовность»5, представлений сущности научно-исследовательской деятельности нами было сформулировано определение готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается нами как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-
ценностное отношение
к этой деятельности, систему методологических
знаний, исследовательских умений,
позволяющих продуктивно их использовать
при решении возникающих
На основании согласования
структуры готовности и структуры
научно-исследовательской
Глава 2. Уровни сформированности и возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности
2.1 Уровни сформированности
готовности студентов к научно-
Уровни сформированности
готовности студентов к научно-
1) высокий уровень
2) средний уровень
3) низкий уровень
2.2 Проблемное
обучение и его возможности
в формировании научно-
К функциям проблемного обучения относятся: формирование мотивации обучения; усвоение системы знаний и способов умственной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; формирование навыков применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности; формирование навыков применения усвоенных знаний в новой ситуации и т.п.
В его основе лежит проблемная ситуация, основой которой является противоречие, составляющее содержательную сторону проблемы. Оно возникает из-за дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной и недостатком другой или наоборот.
Основные возможности проблемного обучения в формировании научно-исследовательской деятельности:
1) Поскольку научно-
2) Средствами проблемного обучения целенаправленно формировать готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.
3) В рамках разрешения проблемных ситуаций возможно формировать у студентов представления о логике научного познания и методологии научного исследования, что способствует формированию ориентационного и деятельностного компонентов.
4) Так как проблемная
ситуация стимулирует
5
6ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе рассмотренного в данной работе можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего учителя. В данной работе определена сущность готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, выявлены ее компоненты (мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный), уточнено их содержание. Выявлены уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, подведены итоги по ним, а также рассмотрены возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Момот А.И. Першуткин Б.В: Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. Монография. В 3 ч. / ГУУ. – М., 2002. – С. 31.
1 См. подробнее: Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 215 с.; с.112
2 См. подробнее: Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук. для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, М.: Петерб. ун-та, 2003. - 146 с.; с. 56
Информация о работе Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности