Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:15, реферат

Описание работы

Целью этой работы является определение главных составляющих, структуры научно-исследовательской деятельности, готовности студентов к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного обучения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности
1.1 Научно-исследовательская деятельность студентов
1.2 Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности
Глава 2. Уровни сформированности и возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности
2.1 Уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности
2.2 Проблемное обучение и его возможности в формировании научно-исследовательской деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия_реферат.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

Московский  государственный университет экономики,

статистики  и информатики (МЭСИ)

 

 

Кафедра философии и гуманитарных наук

 

 

Научный проект

Тема:

«Особенности формирования студентов к научно-исследовательской деятельности в ВУЗе».

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности

1.1 Научно-исследовательская деятельность студентов

1.2 Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности

Глава 2. Уровни сформированности и возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности

2.1 Уровни сформированности  готовности студентов к научно-исследовательской деятельности

2.2 Проблемное обучение  и его возможности в формировании научно-исследовательской деятельности

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Научно-исследовательская  деятельность студентов позволяет  наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к  самореализации личности, как педагога профессионального обучения так  и его воспитанника. Несмотря на обширную нормативно-правовую базу в  данной области, развитие методологии  и методики исследовательской подготовки в высшей школе, на деле данному виду деятельности уделяется недостаточно внимания. Необходимо уделять внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным.

Целью этой работы является определение главных составляющих, структуры научно-исследовательской  деятельности, готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности и её формирование средствами проблемного  обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской  деятельности

1.1 Научно-исследовательская  деятельность студентов 

 

 Научно-исследовательская деятельность студентов - это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.1

На современном этапе  развития системы высшего образования  научно-исследовательская деятельность студентов приобретает все большее  значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего учителя. Это, прежде всего, обусловлено, тем, что эффективность последней в значительной степени определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений, развитием личностных качеств, накоплением опыта творческой исследовательской деятельности. Кроме того, овладение учебными дисциплинами также требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями.2

Научно-исследовательская  деятельность студентов позволяет  наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к  самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в  образовательном, так и в личностном смысле.

В связи с этим, будущий  специалист должен быть готов к осуществлению  научно-исследовательской деятельности. А в свою очередь, готовность к  научно-исследовательской деятельности позволит в дальнейшем в профессионально-педагогической работе и на научном уровне решать воспитательно-образовательные задачи.1

 

1.2 Готовность студентов к научно-исследовательской деятельности

Для выявления сущности понятия  «готовность студентов к научно-исследовательской  деятельности» обобщены различные  точки зрения на ключевые понятия - «научно-исследовательская деятельность», «готовность».3

Сущность понятия научно-исследовательская  деятельность выявлялась на основе философского и психолого-педагогического анализа  категории деятельность и представления  о логике и этапах научного исследования. Научно-исследовательская деятельность включает в себя следующие этапы: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Структура научно-исследовательской  деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих  компонентов: мотив - совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на предмет исследования; цель - получение объективно нового знания о реальности и формирование способов действия по овладению этим знанием; объект - выделенный для изучения фрагмент материальной или духовной действительности; предмет - совокупность устанавливаемых свойств объекта; процесс - последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования; продукт - объективно новое знание о действительности.4 2

На основании анализа  понятия «готовность»5, представлений сущности научно-исследовательской деятельности нами было сформулировано определение готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, которая рассматривается нами как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-

ценностное отношение  к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

На основании согласования структуры готовности и структуры  научно-исследовательской деятельности определены следующие компоненты готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности: мотивационный, характеризующийся осознанием значимости знаний о научно-исследовательской деятельности, наличием положительного мотива к занятию научно-исследовательской деятельностью; ориентационный, включающий в себя представления о логике и этапах научного познания, структуре научного исследования, этапах научно-исследовательской деятельности, экспериментальных основах изучения физических явлений, способах получения и обработки результатов; деятельностный, определяющийся умениями планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, видеть проблему исследования, выявлять противоречия, формулировать гипотезы, делать выводы; рефлексивный, предполагающий способность к самоанализу, объективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин.6

 

Глава 2. Уровни сформированности и возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности

2.1 Уровни сформированности  готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности3

 

 

Уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской  деятельности:

1) высокий уровень характеризуется  пониманием значимости научно-исследовательской  деятельности, интересом к изучаемой  дисциплине и научно-исследовательской  деятельности, удовлетворенностью  от изучения дисциплины и собственной  научно-исследовательской деятельности, владением базовыми знаниями  относительно изучаемой дисциплины, умением анализировать, систематизировать, владением логикой научного исследования, способностью самостоятельно спланировать собственную исследовательскую работу и реализовать ее.

2) средний уровень характеризуется  пониманием личностной значимости  научно-исследовательской деятельности, поверхностным представлением о  научно-исследовательской деятельности, несформированностью навыков научно-исследовательской  деятельности, неустойчивым интересом  к изучаемой дисциплине, неполным  владением базовыми знаниями  и умениями, не всегда адекватной  самооценкой, стремлением к самообразованию,  но не всегда адекватным оцениванием  собственной деятельности);

3) низкий уровень характеризуется  неустойчивым интересом к изучаемой  дисциплине, непониманием социальной  и личностной значимости научно-исследовательской  деятельности, малым представлением  о научно-исследовательской деятельности, неумением работать с литературой,  видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования и т.п.74

 

2.2 Проблемное  обучение и его возможности  в формировании научно-исследовательской  деятельности.

 

 К функциям проблемного обучения относятся: формирование мотивации обучения; усвоение системы знаний и способов умственной деятельности; развитие познавательных и творческих способностей; формирование навыков применения системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности; формирование навыков применения усвоенных знаний в новой ситуации и т.п.

В его основе лежит проблемная ситуация, основой которой является противоречие, составляющее содержательную сторону проблемы. Оно возникает из-за дисбаланса между теоретической и практической информацией, избытком одной и недостатком другой или наоборот.

Основные возможности  проблемного обучения в формировании научно-исследовательской деятельности:

1) Поскольку научно-исследовательская  деятельность носит творческий (продуктивный) характер, то целенаправленное ее  формирование может происходить  в процессе поисковой учебно-познавательной  деятельности, являющейся, в свою  очередь, ведущим видом деятельности  проблемного обучения.

2) Средствами проблемного обучения целенаправленно формировать готовность студентов к научно-исследовательской деятельности.

3) В рамках разрешения проблемных ситуаций возможно формировать у студентов представления о логике научного познания и методологии научного исследования, что способствует формированию ориентационного и деятельностного компонентов.

4) Так как проблемная  ситуация стимулирует познавательную  активность и повышает интерес  к процессу обучения, то посредством  применения проблемных ситуаций  возможно формирование мотивационного  компонента готовности студентов  к научно-исследовательской деятельности.8

5

 

6ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

           На основе рассмотренного в данной работе можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская деятельность приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего учителя. В данной работе  определена сущность готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, выявлены ее компоненты (мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный), уточнено их содержание. Выявлены уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности, подведены итоги по ним, а также рассмотрены возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук. для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. пособие, М.: Петерб. ун-та, 2003. - 146 с.
  2. Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе, Саратов, 1996. - 225 с.
  3. Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В., Масленников В.В.,

Момот А.И. Першуткин Б.В: Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. Монография. В 3 ч. / ГУУ. – М., 2002. – С. 31.

  1. Балашова В.Ф. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник: В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры/Под общ. Ред. Проф. С.П.Евсеева.2-е изд., исправ. и доп.М.: Советский спорт, 2005, 296с.
  2. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности т в физической культуре и спорте: Учебное пособ. для высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264с.
  3. Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональной подготовки, Новосибирск, 1995. - С.60-62.
  4. Миронова В.А., Майкова Э.Ю. Социальные аспекты активизации научно-исследовательской деятельности студентов вузов: Монография.- Тверь.: ТГТУ, 2004.-С.59.
  5. Никитина, Е.Ю. Организация самостоятельной работы студентов / Е.Ю. Никитина // Наука и образование проблемы: и перспективы: материалы региональной конференции – Бийск, 2005; с. 245.
  6. Никитина, Е.Ю. Проблемное обучение / Е.Ю. Никитина // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы региональной конференции - Бийск, 2002. с. 225.
  7. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 215 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 См. подробнее: Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научной деятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан. ун-та, 2003. - 215 с.; с.112

2 См. подробнее: Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук. для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, М.: Петерб. ун-та, 2003. - 146 с.; с. 56

Информация о работе Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности