Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 12:06, научная работа
Под инструментальной компетенции учителя иностранного языка мы понимаем процесс готовности и способности учителя иностранного языка эффективно использовать весь инструментарий методов и приёмов, технологии обучения иноязычному общению обеспечивающий результативному обучению иностранного языка в вузе.
Целью исследования является научное обоснование и практическая разработка методики формирование инструментальной компетенции будущего учителя иностранного языка на основе ситуационно – моделирующих технологий и экспериментально – опытная проверка её эффективности.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Казахский университет международных отношений и
мировых языков им. Абылай хана
Магистратура
Специальность 6М011900 – Иностранный Язык: два иностранных языка
Обоснование темы магистерской диссертации
Методика формирования инструментальной компетенции будущих учителей ИЯ на основе ситуационно-моделирующих технологий
Галия Кударова
Допущено к защите
Руководитель образовательной программы
Кузнецова Т. Д., к.п.н., профессор _________
« » декабря 2012 г.
Алматы, 2012
Актуальность темы исследования.
Происходящие на современном этапе изменения во всех жизненных сферах под влиянием объективных глобализационных процессов не могли не привести к новым требованиям к специалисту нового типа, для подготовки которого традиционное знаниевое образование утрачивает свою эффективность и даже целесообразность.
Перед методической наукой
и практикой обучения ИЯ
Однако, наблюдения за организацией
образовательного процесса в языковом
вузе обнаруживают, что психологическая
и практическая подготовка выпускника
языкового вуза, реализуемая посредством
традиционной системы обучения, оказывается
недостаточной для решения педагогических
задач в условиях изменения приоритетов
в системе подготовки будущего учителя
иностранных языков к профессионально-
До сих пор делается
слабый акцент на формирование
инструментальной технологии
Под инструментальной
компетенции учителя
Ориентация системы языкового образования на повышения качества профессиональной подготовки творчески мыслящего специалиста, способного самостоятельно получать и анализировать аутентичную информацию предполагает преодоления основного противоречия между повсеместно используемыми, давно сложившимися консервативными дидактическими моделями языкового образования студентов языковых вузов и необходимостью разработки таких моделей, которые могли бы удовлетворять потребности специалистов, обусловленные новой социальной ситуацией, появлением острой необходимости межгосударственных и межпрофессиональных обменов разноплановой информацией.
Проблема совершенствования иноязычного образования уже достаточного давно находится в центре исследовательских интересов многих учёных.
Вместе с
тем, многие вопросы всё ещё не получили
достаточно полного решения. В настоящее
время контекстно-базируемое обучение
уже стало предметом специального изучения
на основе ситуационно-моделирующих технологий
как способ к обучению профессионально-
Но, есть и другие спорные определения великих учёных по применению данной технологии: [Б. Т. Лихачёв] определяет инструментальную технологию как педагогическую технологию, которая является совокупностью психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, она и есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
[М. В. Кларина] даёт своё определение, что педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
[В. В. Давыдов] в своей научной работе даёт определение, к новой технологии разделив её на несколько стадий: проблемно-диалогическая технология, проектно-исследовательская, технология оценивания образовательных достижений, обучение на основе «учебных ситуаций» и интерактивные формы обучения (организация работы в группах). Проблемно-диалогическая технология даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Проектно-исследовательская технология побуждает обучающихся проявлять интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, демонстрировать уровень владения знаниями и обще учебными умениями и навыками. Технология, оценивая образовательных достижений направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. Обучение на основе «учебных ситуаций» (активных форм обучения) предусматривает работу в малых группах, парах и других групповой формы. Интерактивные формы обучения направлена на формирование коммуникативных универсальных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, умение осознанно читать вслух и про себя тексты, а также познавательных универсальных учительных действий, например, умения извлекать информацию из текста.
Выявленное объективно существующее противоречие между социально – педагогическими потребностями и недостаточной теоретико-практической разработанностью вопроса порождает проблему, методическая сущность который заключается в том, что бы определить пути и способы снятия этого противоречия. Наличие проблему подтверждает актуальность данного исследования, тему которого мы формулируем как «Методика формирования инструментальной компетенции будущих учителей ИЯ на основе ситуационно – моделирующих технологий».
Объектом исследования является процесс обучения иноязычному общению будущих учителей иностранного языка.
Предметом исследования является формирование инструментальной компетенции будущих учителей иностранного языка.
Целью исследования является научное обоснование и практическая разработка методики формирование инструментальной компетенции будущего учителя иностранного языка на основе ситуационно – моделирующих технологий и экспериментально – опытная проверка её эффективности.
Гипотеза исследования. Формирование инструментальной компетенции будущего учителя иностранного языка будет более успешным, если:
- в качестве ведущей технологии
будет использоваться
- процесс обучения моделируется как постадийно организованная методическая система;
- то при этом, создаются условия для формирования мотивационной основы профессиональной деятельности, и усиливается профессиональная направленность иноязычного образования;
- так как, будут реализованы личностно-деятельный, компетентностный и информационно-коммуникационный подходы.
Для достижения цели
Ведущая идея. (Кейс-стади)
ситуационный анализ профессиональной
деятельности учителя иностранного языка,
является ведущей в формировании готовности
и способности студентов педагогической
специальности к профессионально-
Будут использованы следующие методы исследования:
- методы теоретического уровня: анализ, синтез, аналогия, проектирование, моделирование объекта исследования;
- методы эмпирического уровня: целенаправленное наблюдение, анкетирование, беседы, опытное обучение;
- метод статистической обработки результатов экспериментальных срезов;
Методологическую основу исследования составили: теория и практика современного иноязычного образования (С.С.Кунанбаева); теория компетентностного образования: (И.А. Зимняя, В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, Н.А. Гришанова, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Дж.Равен, С.Б. Серякова, Р. Уайт, Н. Хомский, А.В. Хуторская и другие).
Объём и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх её разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.