Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:09, доклад
Формирование гармоничной личности-непроходящая проблема педагогики. На сегодняшний день проблема гуманизации образования имеет всеохватывающий характер. Сегодня мы столкиваемся с утратой ценности общечеловеческих отношений, надвигающейся экологической катастрофой, пренебрежением к огромным пластам человеческой культуры, обострившимися особенно к концу 20 века в нашей стране. Психологи и педагоги активно ищут выход из сложившейся ситуации, проводятся исследования с целью поиска новых методологических подходов к решению данной проблемы в современных условиях.
ФОРМИРОВАНИЕ эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста
в процессе организации продуктивной деятельности (рисование)
с использованием нетрадиционных техник.
Людмила Сергеевна Кудрякова, воспитатель
МБДОУ детский сад комбинированного вида
№104 «Соловушка» городского округа Тольятти
Все видеть, все понять, все знать, все пережить.
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле горящими ступнями
Все воспринять и снова воплотить
М.Волошин
Формирование гармоничной личности-непроходящая проблема педагогики. На сегодняшний день проблема гуманизации образования имеет всеохватывающий характер. Сегодня мы столкиваемся с утратой ценности общечеловеческих отношений, надвигающейся экологической катастрофой, пренебрежением к огромным пластам человеческой культуры, обострившимися особенно к концу 20 века в нашей стране. Психологи и педагоги активно ищут выход из сложившейся ситуации, проводятся исследования с целью поиска новых методологических подходов к решению данной проблемы в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром. Приоритет в решении этой проблемы отдается эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Доктор педагогических наук, профессор, директор научно-исследовательского иснтитута художественного воспитания Академии педагогических наук Борис Тимофеевич Лихачёв утверждал, что эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.
Одним из приоритетных средств формирования эстетического отношения к миру у детей дошкольного возраста является культура эстетического восприятия (познания) мира, включающая в себя формирование эстетического вкуса, суждений, оценок и т.п и доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности. В процессе восприятия объектов и явлений окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он может и хочет выразить в своей деятельности. И изобразительная деятельность (рисование) как раз и является наиболее адекватной, способной удовлетворить эту потребность ребенка. Для того, чтобы выразить свое отношение к наблюдаемому объекту или явлению ребенку необходимы средства выразительности, адекватные его возрастным и индивидуальным возможностям. К таким средствам относятся нетрадиционные техники рисования, которые раскрывают суть формирования образа, наполненного содержанием и эмоциями. В каждой нетрадиционной изобразительной технике кроется большой изобразительный потенциал. Необычные способы рисования (монотипия, кляксография, рисование пальцами, солью и т.д.) позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции, любовь к изобразительному искусству.
Целью работы – формирование эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации продуктивной деятельности (рисование) через использование нетрадиционных техник.
Реализация поставленной цели отражается в решении двух взаимосвязанных задач:
Методологической основой работы являются:
Рисование является одним из важнейших
средств познания мира и развития
знаний эстетического восприятия, так
как оно связано с
На протяжении нескольких лет, в изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста я внедряю нетрадиционные техники, тем самым способствуя расширению их представлений о средствах художественной выразительности рисунка и способах создания выразительного образа, в изображении эмоционально воспринятого ребенком объекта и явления окружающей действительности, произведений искусства и т.д).
Нетрадиционные техники
Решение задач осуществляется в процессе организации непосредственно образовательной деятельности и самостоятельной художественной деятельности детей. Самостоятельная художественная деятельность всегда возникает по инициативе ребенка. И здесь задача педагога – не нарушая замысла ребёнка, помочь ему, если возникнет такая необходимость, реализовать свои впечатления, эмоции, замыслы в изображении, направить его и обеспечить условия для самостоятельной художественной деятельности.
Эффективности решения задач способствует создание условий и использование определенных средств формирования эстетического восприятия у детей дошкольного возраста а именно:
В работе по формированию эстетического восприятия у детей дошкольного возраста необходимо соблюдение принципа построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в моей работе доминирующей является сказочно-игровая форма преподнесения нового материала. Например
Такие формы организации детской
продуктивной деятельности придают
динамичность и интригующую загадочность
и усиливают процесс
Методы и приемы, используемые в рисовании с применением нетрадиционных техник:
Обучение детей нетрадиционным техникам проходит в несколько этапов:
Повышению эффективности решения задач способствуют и условия созданные в ДОУ
Результатами многолетней работы являются:
Педагоги – народ творческий,
всегда ищущий новые формы, методы и
приемы для решения задач