Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:49, статья

Описание работы

Проект «Новое поколение», целью которого является способствование формирования этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования и социальной деятельности, расширил свои границы. Теперь его участниками являются не только образовательные учреждения города Санкт-Петербурга, Калининграда, Копейска; с марта 2012 года проект реализуется на базе МБОУ «Лицей №3» г. Барнаул (Алтайский край).

Файлы: 1 файл

статья Москва.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

 

Формирование  этико-правовой культуры и толерантности  участников образовательного процесса на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №3» г. Барнаула

Навражина Ю. С. navyulia@gmail.com

Заместитель директора по НМР МБОУ «Лицей №3»

 

Проект «Новое поколение», целью которого является способствование формирования этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования и социальной деятельности, расширил свои границы. Теперь его участниками являются не только образовательные учреждения города Санкт-Петербурга, Калининграда, Копейска;  с марта 2012 года проект реализуется на базе МБОУ «Лицей №3» г. Барнаул (Алтайский край).

Общеизвестно, что правовая безграмотность либо несформированность толерантного сознания у подростков обусловливают, с одной стороны, отсутствие их нацеленности на формирование творческой личности, с другой, агрессивное нарастание правового непослушания, бездуховность, безнравственность и, как следствие, рост правонарушений, повышенный уровень агрессивности, интолерантности. Преодолеть эту проблему, добиться овладения этико-правовой культуры очень сложно только на уроках права, истории, этики.

В связи с этим педагогический коллектив МБОУ «Лицей №3№ представляет вариант формирования этико-правового воспитания школьников через содержание всех учебных дисциплин ОУ с использованием средств медиаобразования и социальной деятельности. Особое внимание уделяется социальной адаптации школьников, формированию у них правосознания и правовой культуры как основы правового поведения личности в современном поликультурном обществе и правовом государстве, а также формированию информационной грамотности и медиаобразования как основы для самореализации личности в условиях информационного общества.

Применение этики-правовой модели проекта «Новое поколение» к  проектируемому образовательному пространству Лицея, обуславливается наличием общих  черт, присущих системе, таких как  целостность, функциональный характер, управляемость, открытость и взаимодействие с окружающей средой.

Разработчики  инновационной деятельности исходили из понимания того, что в современном  обществе могут успешно функционировать  только взиамовлияющие на формирование личности и всего общества социальные регуляторы, показавшие свою эффективность на протяжении веков. Это мораль/этика, обычаи и право. Именно применимые в комплексе эти регуляторы и выработанное знание о них, понимание их сущностей и смыслов, а также наличие навыков по их применению в межличностных и общественных отношениях могут создать условия для сформирования правосознательной, духовно-нравственной, социально ориентированной личности.

В педагогическом составе Лицея в первый же год работы Проекта «Новое поколение» обозначились учителя, которые в урочной и внеурочной деятельности использовали проектные методы. В период с апреля по июнь 2012 года учителя МБОУ «Лицей №3» совместно с НП «ПРИОР Северо-Запад» провели исследование уровня правовых знаний школьников в возрасте 14-16 лет, целью которого являлось выявление уровня элементарных правовых знаний школьников, их  отношения к проблемам законопослушания, представления социального мира вокруг себя и связанные с этим психологические трудности среди подростков. Анкетирование показало,  что у подростков нет чёткого представления, с какого возраста человек несёт ответственность за свои поступки. Например, треть опрошенных считают, что такие деяния, как кража мобильного телефона, кража в супермаркете, распитие пива в сквере на скамейке не наказуемы для несовершеннолетних граждан. Почти все (90%) считают, что несовершеннолетние граждане могут подвергнуться только двум видам наказаний – предупреждение и штраф и обязательные работы. Вопросы, связанные cоциально - психологическими особенностями личности опрошенных школьников, подтверждают сложность и противоречивость взаимоотношений родителей подростков. Все опрошенные сообщают, что у них и у их сверстников множество различных психологических затруднений.

Таким образом, разработка и реализация образовательного проекта по формированию этико-правовой культуры и толерантности, безусловно, необходима.  При этом важно понимать, что в условиях информационного общества этико-правовое образование и медиаобразование становятся комплиментарными друг для друга. Без понимания сущностей информационной грамотности и медиаобразования невозможно формировать правосознание личности в связи с реализацией её информационных, авторских и смежных прав, необходимостью критического, осмысленного с правовой и этической точек зрения отношения к поступающим потокам информации, в т.ч. с точки зрения вреда и противоправности их содержания (контента).

Сформировав этническую, правовую и межличностную культуру общения, создаётся твердая платформа для формирования толерантности школьника вообще. Так как он вооружён необходимыми правовыми, психологическими знаниями и приобретёт навыки бесконфликтного общения, это позволит обеспечить проявления толерантности и в  бытовой, гендерной, физиологической, маргинальной,  возрастной, этнокультурной, религиозной,  имущественной,  политической, образовательной сферах.

 

Список  литературы


  1. Исследования уровня правовых знаний подростков 14‐16 лет. –Спб.: «МультиПроджектСистемСервис», 2012. -50с.
  2. Рубцова О. В.  Новое поколение:  муниципальная модель формирования этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса. – М. , 2011. – 198с.
  3. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория проектирования педагогических систем [Текст]/В.В.Сериков - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999.- 272с.
  4. Теория и методика нравственного воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе школы и подготовка к нему будущих учителей в вузе [Текст].- Научно-педагогическая школа академика РАО... 3. И. Васильевой.- СПб., 1996.-  12с.
  5. Щуркова, Н.Е. Этика школьной жизни [Текст]/Н.Е.Щурова.– М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2000.- 192с.
  6. Элиасберг, Н.И. Гуманизация образования и проблемы преподавания историко-обществоведческих дисциплин [Текст]/Н.И.Элиасберг. Гуманизация образования: Теория. Практика.-  50с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса