Формирование каллиграфических навыков младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 08:08, дипломная работа

Описание работы

Цель: определить оптимизации работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литерату-ру по данной проблеме;
2) рассмотреть и оценить состояние разработанности психофизиологиче-ских, педагогических и гигиенических основ усвоения каллиграфических навыков младшими школьниками;
3) выяснить и оценить современное раскрытие формирования каллиграфи-ческих навыков в методической науке;
4) рассмотреть методику работы по формированию каллиграфических навыков младших школьников на примере традиционных и альтернатив-ных методик обучения письму;
5) проанализировать типичные причины графических ошибок при овладении каллиграфическими навыками, предложить способы их предупреждения и исправления;
6) проанализировать УМК по данной проблеме;
7) проанализировать состояние вопроса в практике и предложить пути оп-тимизации работы по формированию каллиграфических навыков в начальной школе.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………………………… 01
Глава 1. Психофизиологические, педагогические и гигиени-
ческие основы обучения письму …………………………………………………………… 02
1.1. Психофизиологические особенности формирования
графических навыков письма …………………………………………………………… 03
1.2. Педагогические принципы обучения письму …………………… 04
1.3. Гигиенические условия письма ………………………………………………… 05
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования
каллиграфических навыков младших школьников ……………………… 06
2.1. Некоторые сведения из истории чистописания …………… 07
2.2. Цели и задачи обучения чистописанию ……………………………… 08
2.3. Методические приемы обучения каллиграфическим
навыкам письма …………………………………………………………………………………………… 09
2.4. Основы формирования графического навыка младших
школьников ……………………………………………………………………………………………………… 10
2.5. Система работ по формированию графических навы-
ков младших школьников ……………………………………………………………………… 11
2.6. Анализ графических ошибок при письме. Причины,
способы их предупреждения и исправления ………………………… 12
Глава 3. Состояние реализации вопроса в практике ………………… 13
3.1. Анализ УМК по данной проблеме ……………………………………………… 14
3.2. Пути оптимизации каллиграфических навыков в
начальной школе ………………………………………………………………………………………… 15
Заключение ……………………………………………………………………………………………………………………… 16
Библиография ………………………………………………………………………………………………………………… 17
Приложения ……………………………………………………………………………………………………………………… 18

Файлы: 1 файл

Формирование каллиграфических навыков у младших школьников.DOC

— 504.00 Кб (Скачать файл)

Письмо это называлось пиктографическим, его «возраст» 6-8 тысяч лет, но еще совсем недавно элементы пиктографического письма использовали некоторые народы Крайнего Севера. Затем письменные сообщения стали передаваться при помощи отдельных рисуночных знаков (символов-идеограмм), тех или иных слов. Фактически рисунок стал словом, и такое письмо называется идеографическим. Этот переход от графического к идеографическому письму был очень сложен, ведь нужно было, чтобы за определенным знаком (рисунком-символом) закрепилось значение - словесное или фразовое. Но таким письмом нельзя передать абстрактные понятия, оно очень конкретно. Собственно говоря, пиктографическое и идеографическое письмо не является письмом как таковым, так как в письме фиксируется не только общий смысл сообщения, но речь с ее грамматическими и словарными особенностями.

В то же время появляются и легкие материалы для письма: папирус, пергамент, полотно, бумага; новые орудия письма: тростниковая палочка, кисть, гусиное перо, стальное перо и, наконец, шариковая ручка.

Эти этапы истории в сжатой форме проходят практически каждый ребенок при обучении письму. Давайте вспомним, как пишет трех-четырехлетний малыш. Его «письмо» - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней стороны (графикой) письма. «Письма» пяти-шестилетних больше похожи на кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это уже элементы идеографического письма.

Кстати, многие учителя используют идеографическое письмо в процессе формирования навыка и для развития письменной речи, позволяя в «сочинениях» заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками. При этом исчезает страх, неуверенность, сковывающие развитие письменной речи. Ведь выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать все это он научится гораздо позже. Возможность замены слов рисунками снимает эту трудность, способствует развитию письменной речи параллельно с формированием навыка письма. Родители тоже могут попробовать с детьми такие «сочинения».

Но даже после освоения слога человек не сразу перешел к выделению отдельных звуков (фонем), а отделение согласных от гласных потребовало довольно сложной абстрагирующей работы мысли. «И до сих пор, - пишет известный историк письма И. Фридрих, - усвоение отдельности звука, особенно согласного звука, дается человеку с большим трудом» [94, с.115], не случайно школьники начальный классов испытывают в этом трудности.

Существует несколько разновидностей истинного письма: словесное (логографическое), слоговое (силлабическое, буквенное). Во всех письменностях имеются системы знаков – графемы, соответствующие единице речи, которая записывается. В словесном письме – это слова, в слоговом – последовательность звучащих звуков (не обязательно слог), в буквенном значащий звук (фонема). Следует сказать, что история отечественной методики обучения письму прошла все эти этапы: от словесного до буквенного письма. В XVIII веке существовал в нашей отечественной методике так называемый метод целых слов, правда, не прижившийся, так как не соответствовал характеру русского звукобуквенного письма.

Звукобуквенное (алфавитное) письмо  - исторически самый поздний и самый совершенный вид письма. Историки этого письма – в классическом графическом алфавите, созданном в 403 году до Н.Э., включающим 17 согласных, и 7 гласных букв, из которого в свою очередь развилось славяно-кирилловское письмо – русское, болгарское, сербское и другие.

Как и в любой другой сфере педагогической науки, в области обучения чистописанию шла борьба идей, мнений, методов. Побеждало то, что на определенном историческом этапе больше удовлетворяло запросы человеческого общества.

Обучение письму было очень сложным, применялся в основном метод механических упражнений, переписывания. Учащиеся несколько месяцев переписывали одни и те же буквы в алфавитном порядке, затем слоги, потом предложения, часто не умея прочесть написанного. При обучении письму не учитывались ни графические  трудности письменного алфавита, ни трудности овладения грамотой.

Только при Петре I был упрощен шрифт. Русские люди стали писать общеупотребительным европейским шрифтом по образцу латинских букв. Письмо значительно упростилось, но шрифт оставался все еще достаточно вычурным. Процесс обучения письму был длительным, а желаемой скорости достичь было трудно. Со временем обучения письму ввели в курс начальной школе как учебный предмет. Чистописание входило в цикл предметов искусства. Важно было писать красиво и скоро.

Расширяющиеся потребности общества в письме, развитие делопроизводства и разнообразной деловой переписки требовали дальнейшего упрощения шрифта для ускорения и увеличения объема производимых записей. Гражданский шрифт, который был создан еще при Петре I, уже не удовлетворял запросы общества в скорописи.

В начале XX века с новой остротой стал вопрос об упрощении письменного шрифта.

Потребность в дальнейшей работе в этом направлении существует и в настоящее время. Распространение машинописи, введение в обиход авторучек, увеличение объема потока информации постоянно требовали внесения изменений в письменный шрифт. В 1970 году в школах был принят новый школьный письменный шрифт, значительно упрощенный, приспособленный к безнажимному письму шариковой ручкой и способствующий развитию навыков безотывного скоростного письма.

Письмо, которому учат в нашей школе – это русское курсивное письмо. Следует сказать, что его графика менялась в течение столетий. Собирались наиболее рациональные, простые в написании графические формы, и почти в таком виде как сейчас они сложились уже в 18 веке. Последняя реформа (1969 года) существенно изменила способ выполнения букв (предложив отнюдь не лучший вариант), а графические формы претерпели незначительные изменения. Поиски наиболее рациональной графики идут в разных станах. В последние десятилетия в США, Англии, Канаде и других станах получило распространение так называемое письмо «скрипт» (script), в котором буквы по конфигурации представляют нечто среднее между рукописным и печатным шрифтом, пишутся они все с отрывом («печатаются»). Такое письмо довольно успешно используется на начальных этапах обучения, и на наш взгляд, целесообразно использовать письмо такого типа при обучении детей, имеющих трудности [9, с.11-13].

С развитием истории человечества, развивалась и методика чистописания, а значит и методы обучения письму.

В системе обучения письму получают распространение такие исторически сложившиеся методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстеа. В разные годы предпочтение отдавалось какому-либо одному из них.

Копировальный (или стиграфический) способ заключается в объединении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками или бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.

Этот метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.

В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и так далее.

Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии, но была быстро отвергнута на том основании, что вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.

Может применяться в каких-то специальных целях.

Генетический способ заключается в изучении букв в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Об этом способе упоминалось еще в XVI веке немецким художником Дюрером. Он доказывал, что все письмо состоит из определенного количества основных линий.

В методических разработках этот способ применяется для отработки формы букв в послебукварной период. Постепенное нарастание трудностей происходит не только при изучении формы букв, но и в переходе от одной разлиновки к другой, в переходе от поэлементного к побуквенному, затем к безотрывному письму.

Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме.

Этот метод удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма, но при ограниченном его применении.

Метод Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья.

Пи применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки [32, с.6-8].

В этом параграфе рассмотрены исторически сложившиеся традиционные способы обучения чистописанию. В практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдывает. Наилучшие результаты всегда достигаются путем разумного сочетания методов на определенных этапах обучения письму и чистописанию плюс альтернативные технологии.

Т.О., история письма – это история человечества. И каждый человек, ребенок при обучении письму повторяет историю письменности от самого ее возникновения и до настоящих времен, от рисунков до русского курсивного письма. Может быть и в нашей стане в ближайшем будущем письмо будет носить название «скрипт».

 

2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ  ЧИСТОПИСАНИЮ

 

Систематическая работа по формированию почерка учащихся – одна из главных задач школы. Работа по чистописанию начинается с первых дней поступления ребенка в I класс одновременно с обучением письму и продолжается в последующих классах.

Каллиграфически правильное письмо содействует эстетическому, эмоциональному воспитанию школьников, воспитанию аккуратности, сосредоточенности старательного отношения к выполнению любой работы.

Целью занятий чистописания является формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Цели и задачи предмета чистописания теснейшим образом связаны с формированием навыка письма в целом.

Исключительно велико значение умения пользоваться письменным способом общения для каждого человека. Однако письмо может стать подлинным средством общения, если будет удобочитаемым, четким и по возможности красивым. В этом проявляется и культура самого пишущего, и уважения к тому, кто будет читать написанное. В современном обществе человеку приходится заниматься образованием и самообразованием, вести записи лекции, конспектов и другое. Во всех этих случаях возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром письме.

На уроках чистописания необходимо путем правильного отбора и проведения специальных упражнений сформулировать у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствовали бы сохранению четкости почерка и обеспечили бы достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене. Выработать у учащихся четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

Сначала необходимы ознакомление с правилами посадки и владение инструментами, ориентировка на страницах прописей, тетрадей, первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний, письмом слогов, слов, предложений. Затем закрепление и совершенствование этих умений на уроках чистописания. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах. Правильный расстановки слов на строке. Со сменой разлиновки становится актуальным становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв. Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению безотрывному письму и скорому письму. На уроках чистописания выдвигаются задачи усовершенствования письма букв, относящихся к определенной группе, предупреждения и исправления общих для данной группы ошибок при их письме. Поздние, когда возникают случаи букв в связи с нарастанием скорости письма и некоторые буквы начинают употребляться одна другой (__ как __, __, как __ и другие), встает задача предупреждения таких исканий в более скором письме. Помимо общих задач работы со всем классом, учитель ставит перед собой задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учащихся.

Работа по чистописанию начинается одновременно с обучением письму и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом, где основная цель – формирования графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Т.О., достижения этой цели зависит от решения задач, перечисленных выше. Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

 

2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ  ОБУЧЕНИЯ 

КАЛЛИГРАФИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПИСЬМА

 

Рассматривая развитие методов чистописания в историческом плане, мы остановились на описании некоторых из них. Рассмотрим, какими приемами пользовался учитель при обучении детей чистописанию, отметим при этом, какие из приемов являются главными.

Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели как учитель пишет.

Другим приемом при обучении чистописанию следует считать списывание учащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выражение.

Копировальный способ. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы буквы. Иногда ученик может обводить букву, элемент не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, - словом, того, чего иногда, зрительно воспринимаемая, он не может перенести в свое время движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различного для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления. Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика.

Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения. В любом случае копирование важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

Информация о работе Формирование каллиграфических навыков младших школьников