Формирование коммуникативной компетенции как основное условие интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовател

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:05, статья

Описание работы

В течение 2009-2010 учебного года наша школа работала над повышением качества деятельности коррекционного учреждения по формированию коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность темы обуславливается тем, что в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования для детей с ОВЗ.

Файлы: 1 файл

antipinakovalevadoc.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)


Формирование коммуникативной компетенции как основное условие интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду массовой школы.

 

Антипина Т.Г. заместитель директора по УВР,

МСКОУ школа-интернат II вида № 12;

  Ковалева И.Ю. заместитель директора по УВР,

МСКОУ школа-интернат II вида № 12

В течение 2009-2010 учебного года наша школа работала над повышением качества деятельности коррекционного учреждения по формированию коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность темы обуславливается тем, что в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками.  Развитие интегрированного образования  рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования для детей с ОВЗ.

  Коммуникативная компетенция названа в современной модели образования одной из базовых компетентностей современного человека  (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).  Интеграция и социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирования коммуникативной компетенции подростков. От уровня коммуникативной компетентности личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и их интеграция в школьное сообщество. Сейчас мы живем в информационном, быстро меняющемся обществе, которое предъявляет к выпускникам школы, а тем более с ОВЗ, более  строгие требования.  С будущего года вводятся ФГОС следующего поколения. Просматривается несоответствие коммуникативных возможностей слабослышащих воспитуемых требованиям новых ФГОС и социально-педагогическим условиям их жизни. Возникает необходимость  развития коммуникативных навыков слабослышащих учащихся, но старые методы работы по данному направлению не подходят. Практическая направленность  развития коммуникативных навыков  выходит на первый план.

Основная идея проекта: организация общения между учащимися в процессе обучения, проведения совместных мероприятий, занятий в кружках дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками общеобразовательных школ; между обучающимися и их родителями.

Работа проходила в течение  2009 – 2010 учебного года  с учащимися  1-11 классов.

Первый  этап работы включал в себя:

1. Изучение научно-педагогической, коррекционной и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования коммуникативной компетенции детей с ОВЗ.

2.  Получение информации о тенденциях развития современного коррекционного образования, об исследованиях, направленных на формирование коммуникативной компетенции учащихся,

3.  Методическое обеспечение работы педагогов по разработке комплексов форм, методов и приемов организации формирования коммуникативных навыков учащихся на внеурочных мероприятиях.

Второй этап работы - диагностический. Диагностический блок занимает особое место в педагогическом процессе и играет роль индикатора результативности всего коррекционно-развивающего и образовательно-воспитательного воздействия. Он включал в себя следующие мероприятия:

1.              Изучение уровня осведомленности педагогов школы по методике работы по формированию коммуникативной компетенции слабослышащих учащихся.

2.              Диагностическое обследование учащихся.

3.              Анкетирование учащихся и их родителей по проблеме  их отношения к диалогическому общению.

Третий этап работы -  практический. Основной путь обучения диалогу – обеспечение речевой практики школьников в условиях, близких к естественным.  Учиться общению,   общаясь – вот основной принцип коммуникативности. Здесь необходим комплексный подход к развитию устной диалогической речи детей -  уделять внимание на всех этапах обучения и воспитания. С этой целью была разработана модель (инвариативный модуль) ««Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья как основное условие их успешной социализации», состоящая из блоков: учебная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование,  социально- психологическое сопровождение, семья, социум.  После этого началась дальнейшая работа по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ. Коммуникативная составляющая или его компонент включался  в каждый урок и внеклассное мероприятие, проводимое в МС(К)ОУ школе – интернате II вида № 12.

К реализации проекта были привлечены следующие участники образовательного процесса: учащиеся - 100%, педагоги школы (учителя начальных классов, учителя среднего звена, воспитатели, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования) - 100%, педагоги дополнительного образования вне школы, родители (анкетирование, рекомендации на родительских собраниях, на блогах учителей, через АС «СГО») - 80%., педагоги образовательных учреждений.  Консультативную помощь по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ получили 169 педагогов  из 169 образовательных учреждений района, города и области. На семинарах педагоги получили рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса с детьми с ОВЗ.

Основные результаты работы педагогического коллектива:

1. Действующая модель «Формирование коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья».

2. Страница «Методическая помощь педагогам ОУ», осуществляющим интегрированное обучение детей с ОВЗ и родителям (законным представителям) по формированию коммуникативной компетенции слабослышащих учащихся на школьном сайте.

3. 2009г. - 11 обучающихся  приняли участие  в конкурсах разного вида и уровня.

4. К 2009 г. 14 учащихся интегрировали в образовательную среду массовых школ. 

5. Повышение уровня коммуникативных навыков учащихся на 7%.

6. Участие обучающихся в совместных мероприятиях с учащимися массовых школ, и рост количества и качества достижений учащихся во внеучебной деятельности.:

•              Челябинский форум интеллектуального и научно – технического Творчества молодежи «Шаг в будущее-Созвездие НТТМ». 4 грамоты, 2 диплома.

•              Лего - тренировочные  сборы, районные и муниципальные соревнования по Лего - конструированию. 3 место - команды МСКОУ школы-интерната II вида № 12 в районных состязаниях  по Лего – конструированию.

•              Городской конкурс «Герои Отечества  – наши земляки». Диплом.

7. Материал для  сборника методических и дидактических материалов, созданных за время реализации проекта в школе по формированию коммуникативной компетенции детей с  ОВЗ.  «Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья». Сборник методических и дидактических материалов педагогов школы. Часть 1. Часть 2. Челябинск. 2010

8. Коллекция электронных образовательных ресурсов с коррекционной направленностью на формирование коммуникативных навыков слабослышащих учащихся.

9.Видеоматериалы  по формированию коммуникативных навыков слабослышащих учащихся с предметных уроков, воспитательских занятий, индивидуальных занятий и внеклассных материалов.

10.Дидактический и речевой материал по формированию коммуникативных навыков слабослышащих учащихся.

11. Материал по теме «Овладение диалогической речью как основное условие интеграции учащихся с нарушенным слухом в слышащую среду» в курсе дистанционного обучения педагогов специфике работы.

Опыт работы по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ педагоги представили на школьном и федеральном уровне. Работы педагогов школы по формированию коммуникативной компетенции детей с ОВЗ опубликованы на сайте www.osobyirebenok.ru (Всероссийская заочная конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» Россия. Москва. Самара.). 

Опыт работы школы по инновационной деятельности был представлен на III Всероссийской научно-практической  конференции «Инновации в специальном коррекционном образовании», проводившейся в Челябинске 3 - 4 февраля 2010г.

Анализ результативности мероприятий позволяет сделать вывод о соответствии мероприятий, реализуемых в школе федеральным направлениям и мероприятиям национального проекта «Образование».



Информация о работе Формирование коммуникативной компетенции как основное условие интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовател