Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 19:38, курсовая работа
Цель исследования: изучить теоретические и методические особенности формирования начал патриотизма и чувства гражданственности у дошкольников.
Для достижения поставленной цели в работе последовательно решены следующие задачи:
-провести анализ особенностей возрастного развития детей дошкольного возраста;
-рассмотреть теоретические аспекты воспитания у дошкольников любви к родному городу.
Введение
Глава 1. Основные понятия «Патриотизм» и «Гражданственность.
1.1 Сущность патриотического воспитания
1.2 Основы формирования чувства гражданственности
1.3 Формы и методы воспитания начал патриотизма и чувства гражданственности дошкольников
Глава 2. Психолого-педагогические особенности возраста дошкольника
2.1 Этапы возрастного развития детей дошкольного возраста
2.2 Нравственное воспитание дошкольников
Глава 3. Формирование начал патриотизма и чувства гражданственности через воспитание любви к родному городу
Заключение
Список используемой литературы
Целенаправленная работа по воспитанию патриотических чувств у детей начинается с дошкольного возраста, когда происходит фактическое становление личности, развитие нравственной её основы. Дошкольный возраст - это сенситивный период развития любви к родным местам, воспитания начал патриотизма.
Проблема гражданского и патриотического воспитания занимала и по праву занимает одно из важных мест в общей тематике педагогических исследований. Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным и организованным; расширяются представления и углубляются нравственные чувства детей.
Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине и толерантного отношения к людям Земли.
К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, индивидуализм, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине. В условиях ломки сложившихся нравственных идеалов российского общества формирование воспитательного потенциала системы образования приобретает особую актуальность.
Воспитание любви к Родине – основа воспитания патриотизма, а любовь к Родине всегда начинается с любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается в биографии семьи, и в судьбе поколений. Чтобы даты перестали быть хронологией, а факты - перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, необходимо пробудить интерес детей, заставить работать воображение.
Каждый педагогический коллектив должен знать и всегда помнить, кого он воспитывает: гражданина-патриота, созидателя, умеющего достойно реализовывать свои способности на родной земле или разрушителя, который будет ненавидеть свою Родину и народ, среди которого он живет. И дело не столько в задачах самого государства, сколько в благополучии подрастающего поколения, в его психическом и нравственном состоянии, способности к самореализации. Ведь человек может быть счастливым только в любви, прежде всего, когда он любит сам. Ненависть или неуважение к родной земле обрекут наших детей на мучительное непонимание, бесцельное существование или враждебные действия.
Список используемой литературы
3). Филонов Г. Н. Образование – ресурс консолидации гражданского общества // Педагогика№8, 2004. 34 с.
4). Лутовинов В. И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика №6. 2006, 58 с.
5). Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. №4. 1995, 32 с.
7). Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика; учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
8). Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е издю. перераб. и доп. – М.: Издательский цент «Академия», 2000. - 416 с.
. –– Москва: Спутник +, 2008. – 20 с.
11). Панько Е. А., Васильева А. И., Белоус А. Н. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. 2-е изд-е, перераб. и доп-ое. //. - Мн., 2000.
12). Козлова Т. А, Куликова Т. И. Дошкольная педагогика - М., 1998. 72 – 85 с.
13). Власова Г. Е. Краеведение в системе дошкольного воспитания.
14). Абрамов А. Общероссийская патриотическая идеология: какой ей быть? Патриот Отечества. - 2004. - № Ю. - С. 16-17.
15). Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду – М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
16). Светская и духовная системы образования: взаимодействие и сотрудничество : сб. науч.-метод. ст. / под ред. З. Л. Сучковой. — Балашов : Николаев, 2009. — 132 с.
17). Петрова Л. А. Формирование патриотизма // Психология,
социология и педагогика. – Март, 2012 http://psychology.snauka.ru//2
18). Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. №4. 1995, 32 c.
19). Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах: учебно-практическое пособие // В. В. Воронов. - М: Педагогическое общество России, 2002. - 192 с.
20). Зорин В. Евразийская мудрость
от а до Я, толковый словарь
// http://psyoffice.ru/6-470-
21). Гончаренко С. Украïнський педагогічний словник. – К.: Либідь, 1997. – 376 с.
22). Болотина Л. Р., Баранов С. П., Комарова Т. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, Культура, 2005. – 240 с.
23). Дворянинова М. П. Формирование чувства
патриотизма, любви к родному городу, к
России у дошкольников. Статья из раздела
работы с дошкольниками // http://festival.1september.ru/