Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 23:12, реферат
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования
Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста.
Актуальность опыта
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Маленькие дети – особая категория пешеходов и пассажиров. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить комплексный характер. Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что – то новое, непосредственность часто ставят детей перед реальными опасностями, в частности, на улицах и дорогах.
Особую ответственность за формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах возлагается на воспитателей дошкольного учреждения, потому что именно в таком раннем, почти неосознанном возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни.
Таким образом, в процессе работы были выявлены следующие противоречия:
- между знанием правил
дорожного движения и
- между ответственностью
родителей за жизнь детей и
неправильными стереотипами
- между изучением, пропагандой, профилактикой детского дорожно- транспортного травматизма и удручающей статистикой детского травматизма на дорогах.
Новизна опыта
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге во всех видах познавательной деятельности, а также в организации семейного клуба «Вежливый пешеход». Занятия проходят с участием родителей. Заседание клуба проходят посезонно, поэтому на каждом занятии дети и родители закрепляют правила поведения на дороге при сезонных изменениях. Основными методами в работе является: наглядные, словесные, практические, игровые.
Теоретическая база опыта.
Накопление опыта безопасного поведения на дороге – это часть системы обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая напрямую связана со всеми сторонами жизни человека. Эту проблему по праву относят к глобальным.
Все комплексные программы дошкольных учреждений включают в себя определенное содержание работы по изучению правил дорожной безопасности, но в очень сжатом виде.
Серьезный шаг в разработке нормативных документов – появление в 1997 году программы и учебно – методического пособия «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). В ней есть раздел – «Ребенок на улицах города». Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе, на улицах и дорогах.
Программа успешно реализуется в детских видах познавательной деятельности: игра, продуктивная деятельность, речевое развитие, физкультурно-оздоровительное и др.
Методическая литература по формированию у детей навыков безопасного поведения:
- Вдовиченко А.А. «Ребёнок на улице», «Детство-Пресс, 2010;
- «Занятия по правилам дорожного движения», составитель Извекова Н.А.
- Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» М. Творческий центр «Сфера», -2006.
- Романова Е.А., Малюшкина А.Б. «Занятия по правилам дорожного движения» М.,2009.
- Коломец Н.В. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»
- Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников» Волгоград.2008.
Ведущая педагогическая идея работы
заключается в формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения в процессе занятий, экскурсий, целевых прогулок, досугов, спортивных праздников. Повышение образовательного потенциала, качественного обновления системы воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Привлечение к деятельности ДОУ широкого спектра окружающего социума.
Оптимальность и эффективность средств.
В начале работы с детьми по безопасности на улицах и дорогах было проведено анкетирование родителей по теме «Мы по улице идем». Результаты показали, что 60% родителей не всегда выполняют правила дорожного движения, тем самым показывая плохой пример своим детям. Тогда был организован клуб «Вежливый пешеход», где участвуют родители. Проводим беседы, консультации «Безопасность детей на улицах города», «Путешествие в страну Светофория», «Безопасное детство», «Изучаем правила дорожного движения» и другие.
Ежегодно стали организовывать встречи с представителями Управления ГИБДД, которые знакомят детей и родителей с правилами поведения на дороге, рассказывают как нельзя вести себя, чтобы не случилось беды, как родители должны работать с детьми, готовя их к школе, когда дети будут ходить без взрослых.
В группе создан уголок безопасности дорожного движения, т.к. знания детей будут эффективными, если теория связана с практикой. Изготовлен материал для дидактических игр. Собрана художественная и методическая литературу по теме безопасности.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице проводится в комплексе всего образовательного процесса.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим даем представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Улица нашего города», «Перекресток», и другие), разучиваем стихи (Милиционер» А. Дмоховского, «Светофор» С. Михалкова), читаем рассказы («Автомобиль» Н. Носова, «Заборчик вдоль тротуара» Л. Гальперштейн и другие).
Дети рисуют дорогу со знаками, улицу, машины разного назначения, строят из конструкторов здания, машины, дорожные знаки, улицы. Проводились экскурсии к пешеходному переходу, к перекрестку, к светофору, к остановке для общественного транспорта.
Результативность опыта
Работая с данными детьми третий год, подводя итоги диагностического исследования, следует сказать, что работа дала определенный результат. К началу работы высокий и средний уровень составлял 49%, а на данный момент 90% детей имеют высокий и средний уровень знаний
Большое число детей старшей группы имеют необходимые знания о правилах перехода через улицу и некоторые сведения о дорожных знаках.
Дети научились: адекватно вести себя в опасных ситуациях;
действовать по сигналу светофора;
различать и называть дорожные знаки;
правильно вести себя на дорогах и в автотранспорте;
дети знают, где и как переходить проезжую часть дороги.
Планомерная и систематическая работа взрослых с детьми, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.
Опыт работы представлен на республиканском и муниципальном уровне и опубликован на сайте МДОУ «Детский сад №69»
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с воспитанниками.
1. «Путешествие в страну дорожных знаков»-семейный клуб «Вежливый пешеход»
2. «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами мордовского языка»- выступление на конференции.
3.«Методика проведения прогулки в ДОУ » - консультация для педагогов.
4. «Безопасность на дороге» - НОД с детьми старшего дошкольного возраста.
5. «Мы в Мордовии живем!» - интегрированная НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ безопасности.
Заведующая МДОУ «Детский сад №69» С.В.Казицина