Формирование профессиональных компетенций работников образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:10, аттестационная работа

Описание работы

Коренные изменение в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы в стране, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональной деятельности, развития оперативности и мобильности учителя.

Файлы: 1 файл

Итоговая работа.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

ГБОУ ДПО Центр профессионального  образования Самарской области

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая работа

по курсу повышения  квалификации ИОЧ ИБ

 

 

«Формирование профессиональных компетенций работников образования» 28.01- 01.02.2013г.

 

 

Проект программы саморазвития профессиональных компетенций

 

 

 

 

   

 

 

 

                                                                                                       Выполнил:

                                                                                     Зотова Антонина Павловна,

                                                                                     МБОУ СОШ №3 г.о.Самара

 

 

                                                                                                          Принял:

 

Сёмина Екатерина Николаевна

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2013

 

1

 

 

Коренные изменение в социокультурной  и экономической жизни общества, происходящие в последние годы в стране, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональной деятельности, развития  оперативности и мобильности учителя. В качестве основного фактора обновления системы образования сегодня выступает личность учителя. Высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии высококлассных педагогов, постоянно совершенствующих свое мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в  обществе, образовательном пространстве города, региона, страны. Конкретного ученика воспитывает конкретный учитель, а значит, качество знаний каждого ученика будет зависеть от качества профессиональной подготовленности  и мастерства каждого учителя. Результативность деятельности учителя  определяется  его профессиональной компетентностью.  

        Профессиональная компетентность - многофакторное явление.  Ее составляющими являются  не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, которые являются ядром профессионализма, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, ценностных  ориентаций, представления о смысле  своей  деятельности и себе как специалисте, готовность к постоянному повышению профессионального мастерства.

 

 

 Самообразование педагога - непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение  всей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой букв, если  учится сам. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня педагога.  Способность понимать своих воспитанников, положительно  воздействовать на их духовный мир, уважение и доверие к ним, способность к импровизации и умение нестандартно решать самые сложные педагогические ситуации, владение педагогической техникой, широкая гуманитарная культура - главные профессионально-значимые качества учителя, в том числе и преподавателя литературы.   

    Непрерывное образование и самообразование учителя  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанализу и самооценке, а не только на сугубо профессионально значимые знания и умения  по теории и методике предмета, хотя они база для всех решений учителя.  

    Наиболее действенной и распространенной формой непрерывного образования является участие учителей  в  работе методических  объединений, предметных  недель,  научных конференций, семинаров,  круглых столов и т.д.

Непременной частью самообразования  является  самоанализ (самооценка, рефлексия) и инвентаризация своей профессиональной компетентности, но с чем сравнивать? 

 

 

Профессиональные  компетенции подлежащие развитию

 

ПК

Знания, умения, опыт

Результат

Способы достижения цели

сроки

Проектирование образовательного процесса

Знания

  • алгоритма проекта, типологии учебных занятий и их структуры;
  • Методов и технологии обучения;
  • Психологических основ обучения.

Умения

  • Формулировать конечный результат;
  • Разрабатывать учебное занятие;
  • Оформлять технологическую карту и конспект занятия.

Иметь практический опыт разработки программы учебного курса, занятия.

Рабочая программа по теме

Курсы повышения квалификации, практическое использование методики

01.02.2013


 

ПК

Знания, умения, опыт

Результат

Способы достижения цели

сроки

Компетентность

в предмете

преподавания

Знания

  • Технологии работы с веб-квестами;
  • Различать  типы веб-квестов;
  • Виды заданий для веб-квестов.

Умения

  • Использовать технологию веб-квестов в учебном процессе;
  • Разрабатывать учебное занятие с использованием технологии веб-квестов;
  • Организовывать коллективную деятельность учащихся на уроке.

Иметь практический опыт создания проектов по технологии веб-квестов.

 

углубление и преобразование знаний учащихся

Изучение опыта других педагогов, практическая деятельность

Март 2013


 

 

ПК

Знания, умения, опыт

Результат

Способы достижения цели

сроки

Компетентность

в педагогическом

оценивании

Знания

  • функций педагогической оценки;
  • видов педагогической оценки;
  • того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности.
  • Владение методами педагогического оценивания

Умения

  • продемонстрировать эти методы на конкретных примерах.
  • Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке.

Иметь практический опыт создания критериев оценивания работ  учащихся.

Критерии оценки работ учащихся

Обобщение опыта разработки системы оценивания.

Март 2013


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

      «Компетентность  – это способность     получать запланированный  конкретный результат» П. Вейлл

                  «Быть компетентным – значит  знать, когда и как действовать»  П. Вейлл

 

Цель программы: развить навыки самоанализа и профессиональной рефлексии.

Задачи:    1. Определить дефицит компетентности (диагностика профессиональных барьеров).

                     2. Повысить уровень образовательного процесса.

                     3. Поиск способов для самореализации.                  

 

ПК, подлежащие развитию                                         

П К

Знание, умение, опыт

Результат

Способ (действие)

Ориентировочные сроки

Социально-коммуникативная

Знание методов воздействия  на коммуникативные процессы. Умение устанавливать и поддерживать необходимые  контакты с людьми, оценивать когнитивные  ресурсы, обеспечивающие адекватный анализ ситуации .Наращивание опыта общения.

Коррекция имеющейся системы межличностных  отношений.

Овладение вербальными и невербальными  средствами общения, тренинги.

Постоянно

Проектировать образовательный процесс

Знание технологии деятельности (алгоритм), технологии учебных занятий и их структуру, методов обучения, психологических основ обучения. Умение формулировать конечный результат учебного курса, декомпозировать конечную цель, отбирать содержание образования, разрабатывать учебное занятие. Иметь практический опыт разработки программы учебного курса, разработки учебного занятия.

Разработать план учебных занятий  на неделю.

Составить план на каждый урок, учитывая алгоритм предмета.

01.02-08.02 2013г.

Предметная (исполнительская)

Знание технологии игры на ф-но, умение поддерживать техническую форму  на уровне, позволяющем осуществлять качественный показ на уроке. Опыт занятий  и концертных выступлений.

Качественный учебный показ, концертное выступление на конкурсе «Учитель года».

Ежедневные занятия для поддержания  технической формы.

01.02-08.02 2013г и постоянно

Использовать I T технологии в процессе подготовки учебных занятий.

Знание Интернет-ресурсов, позволяющих  найти и отобрать информацию; способов поиска и работы с информацией в Интернет-пространстве. Умение осуществлять отбор и поиск материала. Иметь практический опыт.

Новая аудио и видео информация для подготовки урока и помощи в домашних занятиях студентов ( сравнение  интерпретаций)

Найти сайты с музыкальным материалом программы студентов, произвести отбор по исполнителям, записать на флеш-память.

01.-2-08.-2 2013г

         

 

 

 

3

 

Цель  программы профессионально -  личностного развития:

   Развить навыки самоанализа и профессиональной рефлексии.

Задачи:

1.Определить дефицит  компетентности, диагностировать  профессиональные барьеры.

2. Найти способы для самореализации и самоутверждения себя как личности.

3.Обеспечить новые  подходы к организации образовательного процесса

 

III.  Инвентаризация изменений во внешних требованиях к педагогической деятельности и изменений в содержании собственной педагогической деятельности.

Модернизация системы образования, которая проводится в России, направлена на приведения результатов ее деятельности в соответствии с запросами государства, общества, личности. Это предполагает качественно новые профессиональные требования к выпускникам ССУЗ. В соответствии с Концепцией компетентно-ориентированного образования в Самарской области, выпускник ССУЗ должен удовлетворять запросам работодателя, то есть уметь приобретать самостоятельно знания, осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда.

В связи с введением новых  ФГОС изменились требования к образовательному результату подготовки специалиста, к  структуре программ и условиям реализации обучения.

В условиях информатизации образования  учебно-воспитательный процесс претерпевает значительные изменения, как в содержании изучаемых дисциплин, так и в  использовании новых форм, методов  и средств обучения.

Целью обучения будущих специалистов является овладение указанным видом профессиональной деятельности.  В ходе обучения специальности студент осваивает профессиональные модули поэтапно, образовательный процесс ориентирован на формирование компетенций, освоение которых является результатом обучения профессиональному модулю.

Изучение программы профессионального  модуля заканчивается проведением  квалификационного экзамена, который  представляет собой форму независимой  оценки результатов обучения с участием работодателей. Квалификационный экзамен  проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций. Экзаменационные материалы для квалификационного экзамена содержат набор практических заданий для оценки освоения ПМ. Итогом проверки является однозначное решение: «Вид профессиональной деятельности освоен /не освоен»

 

 

 

 

    1. Точки роста.

 

Кто постигает новое, лелея старое, тот  может быть учителем. - Конфуций

 

Я, как преподаватель

 

Я идеальное

Я реальное

Что необходимо сделать, чтобы разрыв был сокращен

1. Высокий уровень профессионализма.

1. Профессионал в своей (узкой)  деятельности.

Постоянно повышать уровень педагогического  мастерства:

  • Курсы, тренинги, конференции.
  • Самообразование.
  • Работа с представителями ЗО.
  • Стажировка.

2. Легко общаться с аудиторией, психологический комфорт, уверенность.

2. Открытость, средний уровень психологической уверенности.

1. Психологические тренинги.

2. Практическая деятельность.

3.Смена видов деятельности в  процессе занятий.

3. Высокое качество преподавательской деятельности.

3. Периодическое снижение качества за количеством.

1. Планирование своей деятельности.

2. Уменьшение «шумовой»  нагрузки.

3. Планирование и увеличение  самостоятельной работы студентов.

4. Высокая мотивация преподавательской деятельности.

4. Изменение мотивации преподавательской деятельности под влиянием внешних факторов.

1. Смена мотивации.

2. Смена видов деятельности в  процессе занятия.

3.Использование проектной деятельности.

4. Использование ИКТ.

5. Использование современных технологий.

6. Планирование деятельности.

7. Участие в профессиональных  конкурсах.


 

 

 

 

II. Самооценка актуального уровня развития профессиональных компетенций.

Профессиональная компетенция.

Знания.

Умения.

Практический опыт.

1.Сохранять высокую мотивацию  в процессе преподавательской деятельности.

1. Понятие и виды мотивации.

2. Теории мотивации.

3. Условия привлекательности, интересности  преподавательской деятельности.

4. Приемы планирования деятельности  и распределения времени.

1. Использовать различные виды  мотивации в профессиональной деятельности.

2. Использовать мотивационные механизмы  в практической деятельности.

3. Создавать условия привлекательности,  интересности преподавательской  деятельности.

4.Применять приемы планирования  педагогической деятельности и  эффективно распределять нагрузку по времени.

1. Разработать карту мотивов,  выделить основные методы мотивации  педагогической деятельности.

2. Использовать ИКТ, современные  технологии в педагогической  деятельности.

3. Принимать участие в профессиональных  конкурсах.

4. Планировать преподавательскую  деятельность.

2.Планировать учебную нагрузку  в процессе педагогической деятельности.

1.Сущность и виды планирования: общее, частное; стратегическое, тактическое, операционное.

2. Принципы планирования: участия,  непрерывности, гибкости, точности.

3.Приемы управления вниманием.

4. Способы релаксации.

5. Методы самоконтроля и самооценки.

1. Применять виды и принципы  планирования в практической  деятельности.

2. Использовать приемы управления  вниманием в процессе подготовки и проведения занятий.

3. Использовать методы психологической  разгрузки.

4. Применять методы самоконтроля  и самооценки в процессе педагогической  деятельности.

1. Применять виды и принципы  планирования в практической  деятельности.

2. Использовать приемы управления вниманием в процессе подготовки и проведения занятий.

3. Использовать методы психологической  разгрузки.

4. Применять методы самоконтроля  и самооценки в процессе педагогической  деятельности.

3.Общаться свободно с аудиторией  в процессе проведения учебных занятий и внеаудиторной деятельности.

1. Правила устной и письменной  речи.

2.Методы и приемы невербального  общения.

3. ИКТ.

4. Правила психологии общения:  приемы управления вниманием,  установления продуктивной деятельности, установление личностного контакта.

1. Применять правила устной и  письменной речи.

2. Применять методы и приемы  невербального общения в процессе  педагогической деятельности.

3. Использовать компьютерные технологии  в процессе обучения.

4. Применять методы установления  психологического контакта.

1. Использовать правила вербального  и невербального общения в  процессе педагогической деятельности.

2. Активно

использовать ИКТ, современные  технологии в педагогической деятельности.

3.Использовать методы психологического  общения в практической деятельности.

 

 

Информация о работе Формирование профессиональных компетенций работников образования