Формирование пространственно-временных представлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 22:49, лекция

Описание работы

У детей с ТНР отсутствуют представления о календарном времени. Уч-ль начинает работу с нуля в процессе подготовительного периода. Рекомендуется начинать работу с формирования таких временных понятий как ДО, ПОСЛЕ, РАНЬШЕ, ПОЗЖЕ, СНАЧАЛА, ПОТОМ, ПЕРЕД, ЗАТЕМ. Эти понятия формируются по предметно-практическому плану. Обязательное требование – употребление детьми выше перечисленных понятий.
Для того чтобы формировать осознанные представления об историческом времени необходим масштаб, т.е. необходимо представление о том, что такое ГОД и ВЕК.
Уже на начальных этапах обучения, т.е. в младших классах, можно работать по следующей методике.

Файлы: 1 файл

Лекция Формирование временных представлений.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)

Формирование пространственно-временных представлений

 

У детей с ТНР отсутствуют представления о календарном времени. Уч-ль начинает работу с нуля в процессе подготовительного периода. Рекомендуется начинать работу с формирования таких  временных понятий как ДО, ПОСЛЕ, РАНЬШЕ, ПОЗЖЕ, СНАЧАЛА, ПОТОМ, ПЕРЕД, ЗАТЕМ. Эти понятия формируются по предметно-практическому плану. Обязательное требование – употребление детьми выше перечисленных понятий.

Для того чтобы формировать осознанные представления об историческом времени необходим масштаб, т.е. необходимо представление о том, что такое ГОД и ВЕК.

Уже на начальных этапах обучения, т.е. в младших классах, можно работать по следующей методике.

  1. понятия о временах года. Для занятия готовим лист бумаги с 4 сегментами разных цветов, которыми будем обозначать времена года.

Уч-ль начинает разговор, затем переводит на тему времен года, задача уч-ля попросить детей определить, каким цветом мы можем обозначить то или иное время года. В результате, уч-ль добивается того, что дети соотносят время года и цвет (Каким цветом мы можем обозначить зиму? Почему белым? – признаки должны перечислить несколько уч-ся). В процессе беседы уч-ль кнопками закрепляет цветные сегменты на окружности. Затем подводит итог: «У нас получился цветной круглый год. Давайте еще раз вернемся к зиме. Какой вы знаете самый главный зимний праздник? – Новый год. – Давайте подумаем, каким значком мы можем обозначить этот праздник?» Уч-ль начинает вместе с детьми выявлять признаки данного праздника, т.е. расспрашивает детей о том, что они знают об этом празднике.  В результате дети подводятся к тому, что Новый год можно обозначить елочкой, которую уч-ль вырезает из цветной бумаги на глазах детей и укрепляет над сегментом, обозначающим зиму.

Когда же Новый год: в начале, в середине или конце зимы? – примерно в середине зимы. Затем уч-ль спрашивает, какие еще зимние праздники дети знают? Если дети не отвечают правильно, то уч-ль сообщает, о том, есть Рождество (звезда – рефмема – символ образа Христа  -  4 – 5 конечностей разного цвета). Уч-ль подталкивает к самостоятельному определению символа и выбору звезды. В доступной форме разъясняет, что Рождество празднуется дважды.

Т.О. уч-ль работает над описанием и определением большинства календарных праздников, совместно с детьми выбирая символ и укрепляя его на подвижной схеме.

Закрепление данной работы может проходить в такой форме: дети самостоятельно укрепляют символы на схеме, сопровождая укрепление совместным описанием.

2. можно переходить к формированию понятия об историческом времени по следующей схеме: год – десятилетие – столетие – тысяча лет

Нужно 10 кружков небольшого диаметра, фигурки ребенка, взрослого чел-ка (пара), старого чел-ка. Работая над представлением времени нужно помнить о том, наибольшую трудность для детей вызывают формирование представлений об «обратном отсчете» исторического времени.

Начиная работу с правого угла доски на соответствующем уровне уч-ль вкратце проводит беседу о том, что случилось с детьми за этот год (2001 – 2002). Цель беседы – показать, что год – это очень много. (Где вы были на каникулах? Что было интересного? – много событий. Что было весной, новый год? – вопросы назад). Видите, как много событий прошло за один год – укрепляем на доске кружок.

От года уч-ль должен перейти к формированию представлений о длительности срока обучения детей в школе – это 3 года. Три года – это много или мало? (см. рисунок)

Далее переходим к формированию представления о длительности жизни ребенка, конкретно взятого из класса. На доске укрепляем символ (детская фигурка) и на основании его биографии показываем, сколько событий произошло в его жизни за 10 последних лет, т.е. мы говорим, что этот чел-к закончил третий класс, что делал перед школой.

Далее начинаем работу по соотнесению возраста детей с возрастом родителей (можно дополнить вопросами и ответами) – укрепляем фигурку № 2 – взрослый человек. Спрашиваем: сколько лет папе и маме? Во сколько раз папа старше сына (дочки)?  (обычно в 2,5 – 3 раза) и рисуем отрезок в два раза больше, чем жизнь ребенка. Далее длительность жизни ребенка, отца сравнивается с возрастом деда и рисуется отрезок длиной во всю доску. Далее подводим итог: за 60 лет родились вы, родители, дед дождался внука. На основе жизни трех поколений мы показали, как много событий происходит за столетие, т.е. на доступном уровне мы должны объяснить, что столетие так велико, что за этот период успевает смениться 4 поколения.

Т.О., мы попытались сформировать понятие «время» дедуктивным путем.

Дети знают год, столетие, теперь необходимо научить их соотносить дату с веком. Берем простой циферблат с подвижными стрелками. Мы пришли в класс – ставим время 11-10 и спрашиваем, который час показывают стрелки – 1 –2 чел-ка отвечают (слабые уч-ся). Далее можно спросить по-другому «Был дан ответ 11 часов 10 минут. Как можно ответить по-другому? – начало 12-го». Далее следуют задания назвать в разных формах 13-50. нужно постараться вывести детей на ответы на вопросы «Сколько полных часов прошло? Какая идет часть следующего часа?» уч-ль устанавливает несколько чисел на циферблате, уч-ся должны дать полный ответ.

Затем на доске указывается текущий год. В каком году мы живем? – 2002. В каком веке мы живем? – в 21в.

Объясняем, что дату можно разделить на две части: первая часть указывает, сколько полных веков прошло, вторая часть – сколько прошло лет текущего века. Плавно подводим к тому, что любая дата делится на две части, на 2 число и для того, чтобы определить век, надо к первому числу прибавить 1 (20+1), а дальше работа в практическом плане – показываем карточки (на доске), определить какой век (не обязательно даты каких-то событий). Задания можно выполнять как в письменной, так и в устной форме. Важно просить детей оречевлять свои вычисления.

Год – много. Век – очень много

После работы с карточками у доски работаем по «ленте времени» - это графическое изображение временной протяженности на плоскости. Она бывает разных видов. Наиболее распространенный вид – это планшет, ширина 1 м, длина 7м., который располагается на стене класса, как правило, над доской. С 9 по 20 век на каждой позиции изображается наиболее яркое событие, которое изучается:

 

862г.

                 

Первые летописные  
сведения про Полоцк

 

Помимо изображения на позиции обозначена дата и век (век арабскими цифрами).

Перед детьми благодаря ленте времени находится упрощенное графическое изображение времени. Рекомендуется иметь рабочие ленты времени (полоса бумаги 7 см шириной и 80 см длиной). Она разделена на 12 позиций, начиная с 9 века по 20 век. По ходу работы дети заносят на ленту даты изучаемых событий, выписывают их названия и зарисовывают.

При формировании представлений о временной протяженности применяется такая форма работы как хронологическая разминка. В проведении разминки стандартны: берем дату – определяем какой это век, затем задается стандартный набор вопросов в последовательности:

  • какой это год?
  • Какой это век?
  • Сколько веков прошло с тех пор?
  • Сколько лет прошло с тех пор?
  • Сколько столетий прошло с тех пор?

Ответы учитель получает либо в устной либо в письменной форме, применять можно на любой части урока. Аналогичная работа проводится с хронологическими кассами и наборным полотном (см. средства обучения). Эти же виды работы можно использовать и в теме «Методы формирования исторических знаний».


Информация о работе Формирование пространственно-временных представлений