Формирование трудолюбия у подростков в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 21:11, творческая работа

Описание работы

Тема формирования трудолюбия у подростков в условиях современной школы является очень актуальной. Хочется отметить, что трудовое воспитание является неотъемлемой стороной воспитания в семье, где ребенок должен получить первые представления о трудовых обязанностях, но, к сожалению, семья не всегда выполняет свои воспитательные функции, поэтому очень большие обязанности ложатся на педагогов школы.

Содержание работы

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3
2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4
2.1 Проблемно-факторный анализ состояния работы по организации трудового воспитания подрастающего поколения в системе образования....4
2.2. Концепция проекта………………………………………….………………6
3. Цель и задачи проекта…………………………………………………….......6
4. Содержание проекта ……………………….. ……………………………….7
5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………8
6. Ожидаемые результаты……………………………………………………….9
7. Список литературы…………………………………………………………….9

Файлы: 1 файл

proekt_po_IM.docx

— 34.67 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Елабужский институт (филиал)

Казанского (Приволжского) федерального университета

Факультет истории и юриспруденции

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

Проект по инновационному менеджменту

« Формирование трудолюбия у подростков в современной школе»

 

 

 

Разработали студенты V курса

факультета истории и  юриспруденции 

Чурбанова Д., Кондратьева К.

 

 

 

Научный руководитель:

к.п.н.,  доцент

Тазиев С.Ф.

 

 

 

Елабуга, 2013

Содержание 

1. Пояснительная записка……………………………………………………….3

2. Концептуальные основы  проекта……………………………………………4

2.1 Проблемно-факторный анализ  состояния работы по организации  трудового воспитания подрастающего поколения в системе образования....4

2.2. Концепция проекта………………………………………….………………6

3. Цель и задачи проекта…………………………………………………….......6

4. Содержание проекта  ……………………….. ……………………………….7

5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………8                                                             

6. Ожидаемые результаты……………………………………………………….9

7. Список литературы…………………………………………………………….9

 

1. Пояснительная  записка

Тема формирования трудолюбия у подростков в условиях современной  школы является очень актуальной. Хочется отметить, что трудовое воспитание является неотъемлемой стороной воспитания в семье, где ребенок должен получить первые представления о трудовых обязанностях, но, к сожалению, семья не всегда выполняет свои воспитательные функции, поэтому очень большие обязанности ложатся на педагогов школы.

Труд во все времена  являлся очень важным средством  формирования всесторонне развитой, нравственной личности.

Выполняя какое либо трудовое действие ученик должен испытывать радость  от труда и ощутить его общественную значимость. Поэтому трудовое воспитание в школе должно быть, в первую очередь, ориентировано на общественно - полезный труд. К общественно - полезной деятельности можно отнести разные виды работ, например, такие как: уборка пришкольной территории, городские субботники и т.д. Эти мероприятия имеют огромную роль в формировании трудолюбия у подростков.

Благодаря трудовому воспитанию развитие творческих способностей возможно при выполнении различных трудовых поручений и предоставлений ученикам свободы выбора, что способствует их творческому развитию.

Зачастую облагораживание  от труда детей  семье ребенок  оказывается неподготовленным к  трудовой деятельности на бытовом уровне, несамостоятельным и неспособным  к элементарному самообслуживанию, поэтому бытовой труд в школе  является важным элементом в развитии трудолюбия.

  Трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания в целом и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики.

 

 

2. Концептуальные основы проекта

Чтобы полностью раскрыть интересующую нас проблему мы обратились к понятийному аппарату.

Понятие трудолюбие можно разделить на две синтаксические единицы - это «труд» и «любить», т. е. можно трактовать понятие как любовь к труду, желание и стремление усердно трудиться.

В разных научных дисциплинах  понятие труд трактуется по-разному.

Мы обратились к педагогическому словарю, который говорит нам, что труд – это  целесообразная деятельность человека, направленная на созидание материальных и духовных благ, необходимых для существования индивида и общества. В свою очередь можно сделать вывод, что любовь к труду - это желание создавать какие- либо блага.

Трудолюбие- ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, с одной стороны, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, а с другой - на определенном этапе личностного развития формирующееся как одна из стержневых черт личности.

 

2.1 Проблемно-факторный  анализ состояния работы по  организации трудового воспитания подрастающего поколения в системе образования

В настоящее время можно проследить отсутствие трудолюбия у подрастающего  поколения во всех сферах их жизнедеятельности: учебной деятельности, трудовой деятельности и т. д. Личность, которая лишена трудолюбия, несомненно, оказывается совершенно не адаптированной к социальному  миру и самостоятельной жизни. Отсутствие потребности в посильном систематическом труде лишает подростка радости жизни, приводит к деградации личности.

Нами были выявлены основные причины  отсутствия трудолюбия у подростков:

- отсутствие трудового воспитания в семье;

- отсутствие контроля за поведением детей со стороны взрослых;

- отрицательный пример сверстников, товарищей;

- наличие негативного общественного мнения по поводу труда в жизни современного человека в подростковом коллективе;

- преобладание у подростка таких качеств личности как: недисциплинированность, несамостоятельность, неорганизованность.

Для выявления отношения общества к труду нами был проведен  PEST- анализ.

Политические факторы

- ограничение детского труда

Экономические факторы

- малооплачиваемый детский труд

Социальные факторы

- плохая социальная защищенность  детского труда

Технологические факторы

- отсутствие современных методических  разработок, направленных на формирование  трудолюбия у подростков 


 

Обратившись к методу – SWOT- анализа, нам удалось выявить главные факторы, повлиявшие на причину возникновения проблемы отсутствия трудолюбия у современных подростков.

Сильные стороны

- наличие программы для повышения мотивации учащихся к труду

Слабые стороны

- отсутствие конкретных технологий проведения мероприятий, направленных на развитие трудолюбия

Возможности

- заинтересованность Правительства РФ в трудовом воспитании (ориентированность на рабочие профессии)

Угрозы

- отсутствие финансирования;

- сложность налаживания  связей между школой и родителями


 

 

 

2.2. Концепция проекта

Выявив проблемы трудового воспитания у подростков можно определить следующие пути их решения:

- воспитать потребность в труде путем приучения к посильным видам деятельности, раскрытия и развития природных задатков и способностей личности;

- раскрыть перед подростком перспективы его усилий, радости, удовлетворения от старания;

- использовать  различные форы и методы поощрения активности и положительного отношения подростков к труду, создать ситуаций успеха, достижения высоких результатов в труде;

- создать ситуаций, когда «ленивец» является ответственным не только за свою работу, но и за работу своих сверстников, товарищей;

- привлечь к совместной работе сверстников, обладающих развитым трудолюбием, например, двух-трех трудолюбивых, а одного с признаками лени;

- привлечь родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком.

 

3. Цель и задачи  проекта

Для решения выявленных нами проблем мы поставили перед собой  цель: способствовать формированию трудолюбия у подростков в современной школе.

Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие  задачи:

- сформировать у подростков положительное отношение к труду;

- способствовать воспитанию  таких качеств как ответственность,  трудолюбие и др.;

- способствовать развитию  у учащихся трудовых умений  и навыков.

 

 

4. Содержание проекта

Содержание этапа

Задачи на данном этапе

Пути решения

Ожидаемые результаты

1. Опрос учащихся

Определить отношение  подростков к труду

Провести опрос  на тему: «Значение труда в моей жизни», которое позволит выявить отношение учащихся к трудовой деятельности и узнать какую роль в их жизни занимает труд.

Выстраивание целостной  картины трудовой деятельности подростков, что позволит нам выявить трудовые предпочтения учащихся.

2. Работа с родителями

Привлечь родителей к формированию трудолюбия у детей

Провести лекторий для  родителей по содействию школе трудовому  воспитанию ребенка.

Родители  будут проинформированы, что позволит повысить эффективность  трудового воспитания подростка.

3.Работа с учащимися

Сформировать у подростков положительное отношение к труду

Проведение беседы, круглого стола, просмотр фильмов, которые содействуют  развитию таких   качеств личности как ответственность,  упорство и др. 

Учащиеся будут заинтересованы и восприимчивы к закладыванию трудового фундамента в своем сознании.

4. Совместная трудовая деятельность родителей и детей

- Способствовать воспитанию таких качеств как ответственность, трудолюбие и др.

- Способствовать развитию  у учащихся трудовых умений  и навыков

Проведение совместной уборки класса. Демонстрация родителей  учащимся своего отношения к труду.

Наглядная демонстрация родителей  своего труда позволила привить  учащимся любовь к труду и сформировала трудовые навыки и умения.


 

5. Ресурсное обеспечение  проекта

Реализация проекта будет  осуществляться через систему нормативно-правового, кадрового, материально-технического и финансового, научно-методического  обеспечения.

Нормативно-правовое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение  проекта представлено следующими документами:

- Трудовой кодекс РФ;

- Конвенция о правах  ребенка;

- ФЗ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Кадровое обеспечение

Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению  проблем и современных задач  трудового воспитания подрастающего поколения является ключевым вопросом всей предстоящей работы по реализации проекта.

Подготовка руководящих  и педагогических кадров к организации  трудового воспитания в частности требует существенных изменений. Необходимо разработать современное программно-методическое обеспечение для специалистов - организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Материально-техническое  и финансовое обеспечение

- Ежегодное  финансирование, для приобретения необходимого оборудования;

- Привлечение дополнительной инвестиции со стороны (спонсорская помощь)

Научно-методическое обеспечение

Для формирования трудолюбия у подростков в образовательных учреждениях необходима работа по научно-методическому обеспечению:

- методические разработки  по трудовому воспитанию для  учителей;

- совместная деятельность  учителей и родителей.

 

  1. Ожидаемые результаты
  2. Учащиеся приобретут трудовые умения и навыки
  3. Повысится интерес к трудовой деятельности
  4. У учащихся будут развиты такие качества личности как ответственность, усердие, трудолюбие.

 

7. Список литературы

 

1.  Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

  2. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 212 с.

           3. Обучение и воспитание детей в школе / Под ред. Зверева И.Д., Пышкало А.М.; Науч.- исслед. Ин-т содержания и методов обучения Аккад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1987.- 216 с.

           4. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., ШияновЕ.Н. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

Информация о работе Формирование трудолюбия у подростков в современной школе