Формирование у детей
представлений об отношениях
«равенства» В и «неравенства»
начинается с обучения их умению
определять равночисленность множества
и отражать это в речи: столько,
В сколько; столько же, сколько
и; поровну, одинаково по количеству.
В Затем дети овладевают умением
выявлять неравночисленность множеств:
больше, меньше; меньше, чем. В дальнейшем
с целью В закрепления знаний
дети упражняются в установлении
и определении равенства
и неравенства в разнообразных
игровых и
бытовых условиях.
Вариативность упражнений
обеспечивает понимание детьми
значения вопроса «сколько?».
В ответе на вопрос должны
быть ( представлены результаты сравнения
двух групп предметов по количеству
входящих в них предметов: «столько
же» или «больше,
чем» («меньше, чем»).
Наиболее простым
приемом сравнения является наложение.
Для обучения детей этому
приему установления соответствия
используются карточки с нарисованными
предметами, а впоследствии и
с геометрическими фигурами в
количестве 3—б штук, а также игрушки.
Изображенные предметы располагаются
в ряд, так как на данном
этапе обучения иное расположение
предметов затрудняет их адекватное
воспроизведение. На изображения
ставятся мелкие предметы (раздаточный
материал) или накладываются силуэты
предметов.
Наглядный материал
подбирается для занятий таким
образом, , чтобы дети видели необходимость
сопоставления: угостить зайцев
1 морковкой, посадить бабочек
на цветы, надеть на кукол
платья и т. д.
В ходе показа и
объяснения приема наложения
педагог обращает основное внимание
на соотношение «один к одному»,
понимание смысла слов столько
же, способ выполнения действия.
Воспитатель берет предметы и,
действуя правой рукой слева
направо, последовательно накладывает
их на каждый из изображенных
элементов и т. д. Уточняет
свое действие: «Я каждому зайчику
даю по морковке. Я всех зайцев
угостила морковками». После этого
следует вопрос к детям: «Сколько
же морковок я раздала зайцам?»
На первых порах дети отвечают,
как правило, «много», что соответствует
уровню сформированных у них
представлений. Поэтому педагогу
следует уточнить еще раз поэлементное
соответствие (каждый зайчик получил
морковку) и предложить детям
образец ответа: «Морковок столько
же, сколько и зайцев», «Я раздала
столько морковок, сколько зайцев».
В ходе подобных
упражнений раздаточный материал
подбирается в большем количестве,
чем это требуется для воспроизведения.
Предметы ставятся (накладываются)
так, чтобы изображенное на
карточках не закрывалось полностью.
Это необходимо для усвоения
смысла, сравнения, развития элементов
самоконтроля.
При показе способа
наложения следует обращать внимание
детей на необходимость при
выполнении задания соблюдать
направление слева направо, раскладывать
предметы правой рукой, одновременно
придерживая карточку левой. Такой
способ действий закрепляется
в многократных самостоятельно
выполняемых детьми действиях
с раздаточным материалом.
За усвоением понятий
«столько же», «столько, сколько»
следует задать детям вопрос
«поскольку...?». Ответ «поровну...»
подчеркивает обобщение предметов
по количеству независимо от
их качественных и пространственных
признаков. Воспитатель задает
вопрос: «По скольку морковок
и зайцев?» Уточняет ответ детей,
используя понятие «столько же».
Подчеркнув соответствие, поясняет
значение слова «поровну»: «Морковок
и зайцев поровну, морковок
столько, сколько зайцев».
В тех случаях, когда
дети хорошо усвоили прием
наложения, они обычно быстро
усваивают и прием приложения.
Для обучения можно использовать
карточки с двумя полосками,
на которых предметы изображены
лишь на верхней полосе. Наложив
предметы на изображения, отметив
соответствие, педагог последовательно
сдвигает вниз каждый из них,
подкладывая под изображение.
Можно пользоваться специальными
карточками, на которых нижняя
полоса расчерчена на квадраты,
что предупреждает ошибки.
Те же приемы (наложение
и приложение) используются при
ознакомлении детей с отношением
неравенства: «больше, чем», «меньше,
чем», причем сравниваемые множества
отличаются только одним элементом.
Для осмысленного понимания детьми
несоответствия возможно использование
в речи слов «не хватает» (например,
стула для куклы), «лишний». Это
делает понятными для детей
выражения типа «кукол больше
(меньше), чем стульев» и дает
возможность обосновать свой
ответ.
При выполнении детьми
практических действий возможны
ошибки. Наиболее часто встречаются
следующие: при наложении дети
заполняют интервалы между нарисованными
предметами, в результате отсутствует
соответствие элементов; при приложении
дети В не видят интервалов
между предметами, нарисованными
на верх-
ней полоске карточки,
и начинают раскладывать предметы
на нижней полоске тесно в
ряд, по всей длине карточки.
Причины этих ошибок
состоят в недостаточно развитом
у детей количественном и пространственном
анализе, слабой дифференцировке
составляющих множеств элементов,
отсутствии прочных
практических умений
в установлении поэлементного
соответствия.
Еще одной, наиболее
распространенной ошибкой является
попытка раскладывать предметы
обеими руками от середины
полоски к концам. Это объясняется
тем, что перестройка ранее
сложившегося стереотипа в движениях
рук и глаз происходит не
сразу.
Первичное чувственное
представление о соответствии
элементов двух множеств и
способах его установления формируется
К под влиянием обучения: показа
практического действия в сочетании
со словом, выполнения его детьми.
В дальнейшем дети могут
выполнять задание лишь на
основе словесной инструкции (взять
Эстолько же). Переход к выполнению
задания по чисто словесной
инструкции осуществляется постепенно.
Усвоение приемов наложения
и приложения способствует тому,
Н что внимание детей все
более отвлекается от самих
предметов и фиксируется на
отношениях «равенства» и «неравенства».
Сравнение групп по
численности сопровождается выявлением
признаков предметов. От сравнения
предметов одного вида (красные
и синие квадраты) следует переходить
к сравнению не только по
предметному, но и пространственному
признаку (верхняя и нижняя полоски,
справа и слева).
В таких разнообразных
упражнениях предметы одного
вида 1 могут быть представлены
в разных количествах (поровну,
больше, 1 меньше), что способствует
формированию у детей обобщенных
представлений. От сравнения неравных
множеств необходимо переходить
к сравнению равных и наоборот,
предлагая детям самостоятельно
изменять количество элементов:
«Убери лишний стул. Что теперь
можно сказать о количестве
стульев и кукол? Положи еще
один квадрат. Больше или меньше
теперь квадратов?»
Необходимо показать
детям прием сравнения с помощью
образования пар. Для этого
воспитатель берет предметы (зайцы
и мишки) по одному и расставляет
парами, затем спрашивает детей:
«Как расставили игрушки? По
скольку игрушек в паре? Кого
больше или мишек и зайцев
поровну? Как узнали это?»
В ходе выполнения
упражнения педагог задает детям
вопросы, требующие словесного
выражения действия. Следит за
согласованием слов, построением
предложений в ответах детей.
В процессе занятий допустимы
хоровые ответы, индивидуальное
обращение с вопросом к ребенку.
При необходимости взрослый помогает
ребенку в построении предложений:
«По скольку яблок дали каждому
мальчику? А сколько всего яблок
раздали мальчикам? Каких игрушек
больше? Всех ли кукол угостили
конфетами? Каждый ли зайка
получил морковку? Что можно сказать
о количестве кругов и квадратов?
Как вы раскладывали предметы
(с конкретным указанием названия)?
Как ты будешь раскладывать? Поскольку
предметов будешь брать? Как
узнать (проверить), поровну ли мишек
и кукол? Может быть, кукол меньше,
чем мишек? Как узнать, хватит
ли куклам мячей.?»
Учитывая, что восприятие
совокупности предметов у маленьких
детей тесно связано с их
пространственным расположением,
одной из задач обучения является
дифференциация количественных
и пространственных отношений,
формирование представлений о
независимости количества от
несущественных признаков. Равенство
по численности дети должны
научиться воспринимать независимо
от формы, расположения предметов,
занимаемой ими площади, используя
при этом различные приемы
непосредственного сравнения.
С этой целью берутся
две группы предметов, геометрических
фигур в небольших количествах
(3—5). Они располагаются линейно,
один элемент под другим (мячи
и матрешки). После сравнения педагог
берет одну из совокупностей
(мячи), раскладывает их здесь
же, на плоскости, придав им
другую форму (по кругу, группой).
Предлагает детям определить, изменилось
ли количество предметов или
их по-прежнему столько же. В
обобщении педагог подчеркивает
неизменность количества мячей, так
как ничего не добавлялось и не убиралось.
На следующих занятиях воспитатель предлагает
детям найти и показать столько же предметов
(линейное расположение сравнивается
с фигурным и наоборот). Используются предметы
различного размера, цвета. В равенстве
совокупностей дети убеждаются путем
приведения предметов, фигур во взаимно
однозначное соответствие (наложение,
приложение, составление пар).
Это способствует формированию
умения применять усвоенные ранее
способы сравнения в новых
для детей ситуациях. С этой
целью необходимо использовать
на занятиях съемный дидактический
материал (фланелеграф, магнитную
доску).
Овладение детьми умением
сравнивать предметы поэлементно
делает возможным обучение самостоятельному
воспроизведению их по образцу.
Даются задания: принести столько
же карандашей, сколько кукол
сидит за столом; на каждый
звук положить перед собой
предмет; прослушать звуки и
положить столько же предметов;
поклониться каждому мишке; прослушать
звуки и воспроизвести их в
том же количестве. Дети на
чувственной основе определяют
количество звуков, движений в
пределах 5 и вполне правильно
воспроизводят их. Так устанавливается
взаимно однозначное соответствие
между количеством игрушек и
количеством производимых движений
или звуков. Соотнося каждое движение,
звук со зрительно воспринимаемыми,
предметами, дети учатся одновременно
и обобщению множеств по количеству.
Воспитатель обращается к ребенку:
«Ты постучал много раз, столько
же, сколько здесь картинок». Или:
«Ты постучал столько раз, сколько
стоит петушков. Покажи картинку,
где столько предметов, сколько
раз я постучала». Подобные упражнения
подводят детей к пониманию
того, что множества различны
как по своему характеру, так
и по численности.
Итак, в младшем дошкольном
возрасте, в дочисловой период
обучения дети овладевают практическими
приемами сравнения (наложение,
приложение, составление пар), в результате
которых осмысливаются математические
отношения: «больше», «меньше», «поровну».
На этой основе формируется
умение выделять качественные
Ей количественные признаки множеств
предметов, видеть общность и
различия в предметах по выделенным
признакам.