Формирование звукопроизношения в онтогенезе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Осуществление речевой деятельности это одна из основных функций жизнедеятельности человека и одна из основ благоприятного развития ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Роль речи в развитии ребенка – тотальна:
1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение.
2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению.

Содержание работы

1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе
3
2. Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе
10
3. Вывод
13
4. Литература
14

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Сначала осознается различие между наличием/отсутствием согласного, затем "внутри" согласных формируется оппозиция "сонорные -шумные". Позже различается мягкость и твердость согласных. Затем "внутри" шумных в первую очередь различаются взрывные [п] - [т], [б] - [д], [п] - [к], [б] - М» И - [ф]> И " М» М - М- Далее дифференцируются один от другого язычные переднего и заднего рядов ([т] - [к], [с] - [х]). В последующем формируется различение глухих и звонких согласных. Значительно позже возникает противопоставление шипящих и свистящих звуков и, далее [л] - [j], [р] - Ш, М-[р].

У большинства детей отмечается следующий порядок усвоения согласных: губные появляются раньше язычных, твердые губные -- раньше мягких губных, а мягкие зубные - раньше твердых; смычные раньше щелевых, свистящие - раньше шипящих.

А.Н. Гвоздев подчеркивал, что ранее всех звуков в онтогенезе речи ребенком усваиваются, в частности, взрывные [п], [т], [к], что свидетельствует о большей их функциональной значимости, по сравнению со щелевыми [4, 97].

Таким образом, в онтогенезе у детей, усваивающих русский  язык, в первую очередь формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]. Позднее появляются в произношении [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].

Последовательность появления  звуков обусловлена их ролью в организации основных фонологических противопоставлений. Данной теорией невозможно объяснить трудности усвоения звукопроизношения, специфичные для детей, осваивающих конкретный язык. Для интерпретации дефектов звукопроизношения существенны как универсально-языковые закономерности, так и закономерности системной организации усваиваемого языка.

По мнению А.Н. Гвоздева, определяющей является артикуляционная  сложность звуков. Под "артикуляторно  сложными" понимаются звуки с  более сложным составом артикуляторных движений и поэтому они позже формируются в онтогенезе и замещаются "простыми". Согласно этим представлениям, порядок усвоения звуков в онтогенезе и последовательность формирования звуковых дифференцировок при речепроизводстве обусловлены постепенностью созревания речедвигательного анализатора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Звуки речи усваиваются  в определенной последовательности, при чем вначале ребенок усваивает  не те звуки, которые чаще слышит от взрослых, а те, которые ему легче  произносить.

Легче произносить звуки:

–        связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков),

–        связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные),

–        связанные с размером языка относительно ротовой полости* (язык, относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека – ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары.

Большинство звуков формируется  не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр.: с-сь-ш.

При усвоении звука, может  наблюдаться явление гиперкоррекции, то есть освоенный звук начинает употребляться в словах, вместо схожих звуков.

На 2 месяце – появляется недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление.

Можно выделить гласные: а, о, у, э.                              

 согласные п, м, к, г, х.

На 3 -4 месяце – появляется лепет.                         

5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.

6 месяцев - подражательное повторение отдельных ритмичных слогов*.

8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет).

1 -2 года – появляются гласные о. а. э.                                       

согласные п. б. м

характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия) согласных при стечениях и  в многосложных словах*; добавления гласных между согласных при  их стечении*, и в конце слов, заканчивающихся  на согласные звуки*. Ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных*, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных звуков*. Смягчение согласных звуков*. Замены (субституция) согласных звуков*, в том числе и по звонкости-глухости*. Метатезис звуков* (перестановка звуков)

2 -3 года – гласные ы и у                 

 согласные ф в т д н к г х й

Сохраняются ошибки, указанные  для возраста 1-2 г., но в меньшем  количестве.

3-4 года - Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.

4 – 5 лет – свистящие з с ц                  

 шипящие ш ж ч щ

Из ошибок сохраняются  замены некоторых, наиболее сложных  согласных*.

5 -6 лет – р л. - появляются

 Литература:

1. Леонтьев  А.А. Основы психолингвистики - М.: Смысл, 1997. - 287 с.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под редСеливерстова В.И. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

3. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., "Просвещение", 1973.

4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил

5. Чиркина  Г.В. Основы логопедической работы  с детьми: Учебное пособие для  логопедов, воспитателей детских  садов, учителей начальных классов,  студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. –– 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 240стр.

 

 




Информация о работе Формирование звукопроизношения в онтогенезе