Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 18:23, контрольная работа
Осуществление речевой деятельности это одна из основных функций жизнедеятельности человека и одна из основ благоприятного развития ребенка. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Роль речи в развитии ребенка – тотальна:
1. Основа интеллектуального развития – обеспечивает познание окружающего мира, успешное обучение.
2. Способствует более благополучному развитию познавательных психических процессов, особенно словесно-логическому и абстрактному мышлению.
1. Формирование звукопроизношения в онтогенезе
3
2. Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе
10
3. Вывод
13
4. Литература
14
Сначала осознается различие
между наличием/отсутствием
У большинства детей отмечается следующий порядок усвоения согласных: губные появляются раньше язычных, твердые губные -- раньше мягких губных, а мягкие зубные - раньше твердых; смычные раньше щелевых, свистящие - раньше шипящих.
А.Н. Гвоздев подчеркивал, что ранее всех звуков в онтогенезе речи ребенком усваиваются, в частности, взрывные [п], [т], [к], что свидетельствует о большей их функциональной значимости, по сравнению со щелевыми [4, 97].
Таким образом, в онтогенезе у детей, усваивающих русский язык, в первую очередь формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]. Позднее появляются в произношении [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].
Последовательность появления звуков обусловлена их ролью в организации основных фонологических противопоставлений. Данной теорией невозможно объяснить трудности усвоения звукопроизношения, специфичные для детей, осваивающих конкретный язык. Для интерпретации дефектов звукопроизношения существенны как универсально-языковые закономерности, так и закономерности системной организации усваиваемого языка.
По мнению А.Н. Гвоздева, определяющей является артикуляционная сложность звуков. Под "артикуляторно сложными" понимаются звуки с более сложным составом артикуляторных движений и поэтому они позже формируются в онтогенезе и замещаются "простыми". Согласно этим представлениям, порядок усвоения звуков в онтогенезе и последовательность формирования звуковых дифференцировок при речепроизводстве обусловлены постепенностью созревания речедвигательного анализатора.
Вывод
Звуки речи усваиваются
в определенной последовательности,
при чем вначале ребенок
Легче произносить звуки:
– связанные с безусловными рефлексами (сосательный рефлекс способствует возникновению губных звуков),
– связанные с положение ребенка (из-за положения «лежа на спине» - заднеязычные, небные),
– связанные с размером языка относительно ротовой полости* (язык, относительно ротовой полости значительно больше чем у взрослого человека – ребенку так легче сосать грудь) и повышенным тонусом мышц в артикуляционном аппарате – то есть мягкие пары.
Большинство звуков формируется не сразу, а через промежуточные, переходные звуки, напр.: с-сь-ш.
При усвоении звука, может
наблюдаться явление
На 2 месяце – появляется недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движения голосовых реакций – это гуление.
Можно выделить гласные: а,
о, у, э.
согласные п, м, к, г, х.
На 3 -4 месяце – появляется лепет.
5 месяцев – неосознанное появление звуков и их комплексов.
6 месяцев - подражательное повторение отдельных ритмичных слогов*.
8 месяцев – произносит 8 слогов, образованных повторением одного и того же слога (лепет).
1 -2 года – появляются гласные о.
а. э.
согласные п. б. м
характерные возрасту недостатки звукопроизношения – пропуск (эллизия) согласных при стечениях и в многосложных словах*; добавления гласных между согласных при их стечении*, и в конце слов, заканчивающихся на согласные звуки*. Ассимиляция звуков в слове (уподобление) – если в слове 2-3 согласных*, то трудные согласные заменяются на более простые согласные, находящиеся в этом же слове. Может быть и ассимиляция гласных звуков*. Смягчение согласных звуков*. Замены (субституция) согласных звуков*, в том числе и по звонкости-глухости*. Метатезис звуков* (перестановка звуков)
2 -3 года – гласные ы и у
согласные ф в т д н к г х й
Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в меньшем количестве.
3-4 года - Сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 г., но в ещё меньшем количестве.
4 – 5 лет – свистящие з с ц
шипящие ш ж ч щ
Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных*.
5 -6 лет – р л. - появляются
Литература:
2. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под редСеливерстова В.И. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
3. Правдина О.В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М., "Просвещение", 1973.
4. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил
Информация о работе Формирование звукопроизношения в онтогенезе