Формирования и развития межличностных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 8
1 1 Особенности формирования и развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 8
1 2 Игра как средство диагностики и развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 13
1 3 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2 Психолого-педагогическая работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 36
2 1 Диагностика уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 40
2 2 Содержание педагогической деятельности по развитию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре 55
2 3 Качественный и количественный анализ результатов исследования 46
Заключение 73
Список литературы 75

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

Далее были рассмотрены  особенности взаимоотношения дошкольников и взрослых, проявляемые в быту. Данное направление проводилось  с помощью теста, обработанного  для семьи. В качестве критериев позитивных ним, стремление к инфантилизацииУ них общими являются факторы: А, Q4, O - высокие баллы, F - низкие значения. Общая характеристика родителей этой группы: общительны и добродушны, свойственна тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности.

Анализ результатов  исследования взаимосвязи свойств  темперамента и межличностных отношений в группе старших дошкольников.

В соответствии с выдвинутой гипотезой о существовании  взаимосвязи между экстраверсией  – интроверсией и межличностными отношениями в коллективе была проведена  математическая обработка полученных данных по формуле ранговой корреляции Спирмена.

Примечание: *р<0,05!?! **р<0.01

Из табл.3.6. видно, что по всем показателям получен  высокий уровень корреляции. Наибольший коэффициент корреляции выявлен  в группе «А» (0.834**), затем в группе «Б» ( 0,824**), в группе «А» (0,557**), в группе «Б» (0,408*). Это свидетельствует о том, что взаимосвязь между экстраверсией – интроверсией и межличностными отношениями существует.

Данные, представленные в табл.3.7. свидетельствуют о том, что наибольший показатель значимой корреляции наблюдается между «выбираемые» и флегматиком (r = 0.69**). Это связано с тем, что меланхолики неуверенны в себе, не энергичны, не настойчивы. В игре со сверстниками - старшими дошкольниками, они не внимательны, у них замедленный темп психических процессов.

Особенности сангвиника значительно связаны с таким  статусов личности в группе как «звезды» (r = 0.59**). Это яркие личности. Они  живо, энергично откликаются на все, обладают живой мимикой и выразительными движениями. Способны быстро сосредотачиваться.

Выявленная  в ходе эксперимента взаимосвязь  холерик и «предпочитаемые» (r = 0.61**). Холерики не такие яркие, как сангвиники, но тоже занимают высокое положение  в группе. Дошкольники с этим типом  темперамента не сдержаны, не терпеливы, вспыльчивы. Возможно холериков не поставили в статус «звезд» из-за их чрезмерной неуравновешенности и не сдержанности, что не всем нравится.

Значительная  корреляция получена между флегматиками и таким статусом в группе как  «изолированные» (r = 0.69 **). Эти дошкольники находятся в «золотой» середине, их трудно рассмешить и трудно опечалить. У них бедная мимика, движения не выразительные, замедленные, также как и речь. При всем этом они более работоспособны по сравнению с другими типами темперамента.

Выявлена значимая связь(r ( 0.54(() между меланхоликами и «изолированные». Эти учащиеся слабые во всех отношениях: и по возбуждению и по торможению. Они могут долго не возбуждаться или потом долго не тормозиться в своём поведении. К тому же они, как и флегматики более ригидны, испытывают затруднения, связанные с изменениями условий жизни и деятельности. Вместе с тем они более эмоциональны, более чувствительны к переживаниям своим и окружающих людей.

Исследуя межличностные  отношения дошкольников из полных и  неполных семей, мы установили: 1-7 шкалы – конкретно-личностное отношение дошкольника к окружению, 8-12 шкалы – характеризуют самого дошкольника.

Отношение к  определенному лицу выражается количеством  выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале – 21 задание, а в 9 – 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.

В отношении  старших дошкольников к окружающим в полных семьях доминируют отношения  к матери (61,9%), к родительской чете (51%), а затем к отцу (41%)!?! в неполных семьях – отношение к матери (55,7%), к сиблингам (35%), а затем к отцу (29,8%).

В обеих группах  старших дошкольников менее выражено отношение к бабушке и дедушке: в полных семьях – 25%, в неполных – 24,3%.

В характеристике самого старших дошкольников в полных семьях преобладает любопытство (83%), в неполных – социальная адекватность поведения (70,5%). Наименее выражена в обеих группах закрытость.

В целом, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями старших дошкольников из полных семей, но показатель по шкале закрытости, отгороженности в неполных семьях выше на 9%.

Данные приведены  в таблице 8.

Для сравнения  выборочных средних величин, принадлежащих  к двум совокупностям данных, и  для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используем t-критерий Стьюдента.

По таблице  критических значений t-критерий Стьюдента  для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок находим нужное табличное  значение t

Получаем: 1) по отношению к родительской чете (t = 3,63) и любознательности (t = 3,83) мы обеспечиваем точность расчетов, равных 99,9% и выше, или ошибку, меньшую чем 0,01%!?!

2) по отношению  к отцу (t = 2,74) – точность расчетов  составляет 99%, или ошибка, меньшая 0,1%!?!

3) по доминантности  (t = 2) и закрытости (t = 2,16) – точность  расчетов равна 95% и допускаем  ошибку, не превышающую 5%.

По отношению  к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция.

Полученные данные представлены в таблице 9

Результаты  исследования межличностных отношений  у старших ошкольников из полных семей преобладает отношение  к матери, в неполных – у 35%. Только у 5% старших дошкольников из полных семей преобладает отношение  к отцу, в неполных – отсутствует, более того, у 20% - полное игнорирование отца. Одинаковое отношении к обоим родителям в неполных семьях выражено в 45%, в полных – этот показатель ниже (25%).

 

Заключение

В заключение работы подведем обобщающие выводы:

Коллектив для  старших дошкольников является первой социальной группой, в которой они объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях.

В данном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно- значимая деятельность – учеба, что способствует формированию системы деловых отношений, которая  во многом задается извне, со стороны  учителя. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления, ее структура складывается изнутри, стихийно. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений.

Нами было проведено  исследование межличностных отношений  среди старших дошкольников из полных и неполных семей.

Проанализируем  и обобщим полученные результаты:

1) Анализ психолого-педагогической  литературы говорит о том, что  под темпераментом следует понимать  индивидуально-своеобразные свойства  психики, определяющие динамику  психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности, не зависимо от ее содержания, целей, мотивов, остается постоянным в зрелом возрасте и взаимосвязи характеризует тип темперамента.

2) Значимость  группы для личности, прежде всего  в том, что группа – это  определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественных отношений.

3) Наше экспериментальное  исследование показало, что у  учащихся изучаемых групп ярко  выражена следующая иерархия  типов темперамента: сангвиник (56%)!?! холерик (20,9%)!?! флегматик (15,8%)!?! меланхолик (10,7%).

4) Среди старших  дошкольников, из нашей выборки  больше всего «выбираемых (50,7%)!?! «отвергаемых» (6,3%)!?! «изолированных»  (6,9%).

 

Список литературы

Райгородский  Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007.

Райгородский  Д. Я. Проективная психология - М.: Апрель Пресс, 2010.

Кауфман С.Х. Психологические  тесты - М.: ЭКСМО, 2008.

Морозов С.Н. Психология детства - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.

Ительсон Л.Б. Современная энциклопедия психологических тестов - Донецк: ПКФ «БАО», 2007.

Мудрик А.В. Тестирование детей - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Драгунова Т.В. Философский словарь - Под ред. И.П.Фролова. – М., 2006.

Фельдштейн  Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.,2006.

Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2010

Азаров Ю.П. «Семейная  педагогика» - М., 2010.

Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.

Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. –  Новосибирск. – Знание, 2010

Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2009.

Бернс Р.С., Кауфман  С.Х. «Кинетический рисунок семьи» - М., Смысл, 2009.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. «Словарь-справочник по психодиагностике» - СПб.: Питер, 2008.

В свободный час. Практическое руководство по организации и проведению игр, танцев, вечеров отдыха и карнавалов. – Челябинск. – Южно-Уральское книжное издание, 2010

Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная  школа. – 2002.

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться  с ребенком. Как?» - М., 2010

Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Кон И.С., Мудрик А.В. Возрастная и педагогическая психология. –  М. – Просвещение, 2010

Дальто Ф. «На стороне  ребенка» - СПб., 2007.

Джайнотт Х.Дж. «Родители  и дети» - М., 2006.

Дружинин В.Н. «Психология семьи» - Екатеринбург, 2010.

Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004.

Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2007.

Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль. – Академия развития, 2009

Захарова Т., Лежнева Г. Начальная школа как составная  часть воспитательной системы // Воспитание школьников. – 2010


Информация о работе Формирования и развития межличностных отношений