Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 23:17, курсовая работа
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Введение 3
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 8
1 1 Особенности формирования и развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 8
1 2 Игра как средство диагностики и развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста 13
1 3 Влияние игровой деятельности на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2 Психолого-педагогическая работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 36
2 1 Диагностика уровня межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности 40
2 2 Содержание педагогической деятельности по развитию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре 55
2 3 Качественный и количественный анализ результатов исследования 46
Заключение 73
Список литературы 75
Далее были рассмотрены
особенности взаимоотношения
Анализ результатов исследования взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений в группе старших дошкольников.
В соответствии
с выдвинутой гипотезой о существовании
взаимосвязи между
Примечание: *р<0,05!?! **р<0.01
Из табл.3.6. видно, что по всем показателям получен высокий уровень корреляции. Наибольший коэффициент корреляции выявлен в группе «А» (0.834**), затем в группе «Б» ( 0,824**), в группе «А» (0,557**), в группе «Б» (0,408*). Это свидетельствует о том, что взаимосвязь между экстраверсией – интроверсией и межличностными отношениями существует.
Данные, представленные в табл.3.7. свидетельствуют о том, что наибольший показатель значимой корреляции наблюдается между «выбираемые» и флегматиком (r = 0.69**). Это связано с тем, что меланхолики неуверенны в себе, не энергичны, не настойчивы. В игре со сверстниками - старшими дошкольниками, они не внимательны, у них замедленный темп психических процессов.
Особенности сангвиника значительно связаны с таким статусов личности в группе как «звезды» (r = 0.59**). Это яркие личности. Они живо, энергично откликаются на все, обладают живой мимикой и выразительными движениями. Способны быстро сосредотачиваться.
Выявленная в ходе эксперимента взаимосвязь холерик и «предпочитаемые» (r = 0.61**). Холерики не такие яркие, как сангвиники, но тоже занимают высокое положение в группе. Дошкольники с этим типом темперамента не сдержаны, не терпеливы, вспыльчивы. Возможно холериков не поставили в статус «звезд» из-за их чрезмерной неуравновешенности и не сдержанности, что не всем нравится.
Значительная корреляция получена между флегматиками и таким статусом в группе как «изолированные» (r = 0.69 **). Эти дошкольники находятся в «золотой» середине, их трудно рассмешить и трудно опечалить. У них бедная мимика, движения не выразительные, замедленные, также как и речь. При всем этом они более работоспособны по сравнению с другими типами темперамента.
Выявлена значимая связь(r ( 0.54(() между меланхоликами и «изолированные». Эти учащиеся слабые во всех отношениях: и по возбуждению и по торможению. Они могут долго не возбуждаться или потом долго не тормозиться в своём поведении. К тому же они, как и флегматики более ригидны, испытывают затруднения, связанные с изменениями условий жизни и деятельности. Вместе с тем они более эмоциональны, более чувствительны к переживаниям своим и окружающих людей.
Исследуя межличностные отношения дошкольников из полных и неполных семей, мы установили: 1-7 шкалы – конкретно-личностное отношение дошкольника к окружению, 8-12 шкалы – характеризуют самого дошкольника.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий (например, в 1 шкале – 21 задание, а в 9 – 4 задания), направленных на выявление соответствующего отношения.
В отношении старших дошкольников к окружающим в полных семьях доминируют отношения к матери (61,9%), к родительской чете (51%), а затем к отцу (41%)!?! в неполных семьях – отношение к матери (55,7%), к сиблингам (35%), а затем к отцу (29,8%).
В обеих группах старших дошкольников менее выражено отношение к бабушке и дедушке: в полных семьях – 25%, в неполных – 24,3%.
В характеристике самого старших дошкольников в полных семьях преобладает любопытство (83%), в неполных – социальная адекватность поведения (70,5%). Наименее выражена в обеих группах закрытость.
В целом, в неполных семьях показатели по одиннадцати шкалам ниже по сравнению с показателями старших дошкольников из полных семей, но показатель по шкале закрытости, отгороженности в неполных семьях выше на 9%.
Данные приведены в таблице 8.
Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, используем t-критерий Стьюдента.
По таблице критических значений t-критерий Стьюдента для заданного числа степеней свободы и вероятностей допустимых ошибок находим нужное табличное значение t
Получаем: 1) по отношению к родительской чете (t = 3,63) и любознательности (t = 3,83) мы обеспечиваем точность расчетов, равных 99,9% и выше, или ошибку, меньшую чем 0,01%!?!
2) по отношению к отцу (t = 2,74) – точность расчетов составляет 99%, или ошибка, меньшая 0,1%!?!
3) по доминантности (t = 2) и закрытости (t = 2,16) – точность расчетов равна 95% и допускаем ошибку, не превышающую 5%.
По отношению к матери (t = 1,59), братьям и сестрам (t = 1,43) и общительности (t = 1,48) есть тенденция.
Полученные данные представлены в таблице 9
Результаты исследования межличностных отношений у старших ошкольников из полных семей преобладает отношение к матери, в неполных – у 35%. Только у 5% старших дошкольников из полных семей преобладает отношение к отцу, в неполных – отсутствует, более того, у 20% - полное игнорирование отца. Одинаковое отношении к обоим родителям в неполных семьях выражено в 45%, в полных – этот показатель ниже (25%).
В заключение работы подведем обобщающие выводы:
Коллектив для старших дошкольников является первой социальной группой, в которой они объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях.
В данном возрасте у ребенка впервые появляется обязательная общественно- значимая деятельность – учеба, что способствует формированию системы деловых отношений, которая во многом задается извне, со стороны учителя. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления, ее структура складывается изнутри, стихийно. Способность ребенка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений.
Нами было проведено исследование межличностных отношений среди старших дошкольников из полных и неполных семей.
Проанализируем и обобщим полученные результаты:
1) Анализ психолого-
2) Значимость
группы для личности, прежде всего
в том, что группа – это
определенная система деятельно
3) Наше экспериментальное исследование показало, что у учащихся изучаемых групп ярко выражена следующая иерархия типов темперамента: сангвиник (56%)!?! холерик (20,9%)!?! флегматик (15,8%)!?! меланхолик (10,7%).
4) Среди старших
дошкольников, из нашей выборки
больше всего «выбираемых (50,
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007.
Райгородский Д. Я. Проективная психология - М.: Апрель Пресс, 2010.
Кауфман С.Х. Психологические тесты - М.: ЭКСМО, 2008.
Морозов С.Н. Психология детства - СПб.: Прайм-Еврознак, 2009.
Ительсон Л.Б. Современная энциклопедия психологических тестов - Донецк: ПКФ «БАО», 2007.
Мудрик А.В. Тестирование детей - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Драгунова Т.В. Философский словарь - Под ред. И.П.Фролова. – М., 2006.
Фельдштейн Д. И. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.,2006.
Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2010
Азаров Ю.П. «Семейная педагогика» - М., 2010.
Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005.
Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 2010
Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2009.
Бернс Р.С., Кауфман С.Х. «Кинетический рисунок семьи» - М., Смысл, 2009.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.Н. «Словарь-справочник по психодиагностике» - СПб.: Питер, 2008.
В свободный час. Практическое руководство по организации и проведению игр, танцев, вечеров отдыха и карнавалов. – Челябинск. – Южно-Уральское книжное издание, 2010
Винникова И.В. Игры на развитие психических процессов //Начальная школа. – 2002.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - М., 2010
Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б., Кон И.С., Мудрик А.В. Возрастная и педагогическая психология. – М. – Просвещение, 2010
Дальто Ф. «На стороне ребенка» - СПб., 2007.
Джайнотт Х.Дж. «Родители и дети» - М., 2006.
Дружинин В.Н. «Психология семьи» - Екатеринбург, 2010.
Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004.
Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2007.
Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль. – Академия развития, 2009
Захарова Т., Лежнева Г. Начальная школа как составная часть воспитательной системы // Воспитание школьников. – 2010
Информация о работе Формирования и развития межличностных отношений