Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:53, реферат
Начало формирования системы женского образования было положено во второй половине XVIII в. с появлением сословных женских учебных заведений. Такими заведениями стали институты благородных девиц, в которых могли обучаться исключительно особы дворянского происхождения. После смерти Екатерины II их заведование возглавила императрица Мария Федоровна. По ее инициативе в первой четверти XIX в. в столичных городах были учреждены закрытые сословные учреждения для девиц (Сиротский институт, институты для благородных девиц, Александровские училища, Мариинские институты). В начале XIX в. императрица выступила с инициативой открытия подобных заведений в других городах империи (Киеве, Казани, Новгороде).
Начало формирования системы женского образования было положено во второй половине XVIII в. с появлением сословных женских учебных заведений. Такими заведениями стали институты благородных девиц, в которых могли обучаться исключительно особы дворянского происхождения. После смерти Екатерины II их заведование возглавила императрица Мария Федоровна. По ее инициативе в первой четверти XIX в. в столичных городах были учреждены закрытые сословные учреждения для девиц (Сиротский институт, институты для благородных девиц, Александровские училища, Мариинские институты). В начале XIX в. императрица выступила с инициативой открытия подобных заведений в других городах империи (Киеве, Казани, Новгороде). В литературе существуют различные оценки деятельности императрицы в сфере женского просвещения. Е. О. Лихачева в своих работах, опубликованных в конце XIX -начале XX в., высоко оценивала меры императрицы, направленные на развитие женского просвещения . Современные историки и педагоги критически подходят к оценке этих реформ. Р. Ф. Усачева, С. В. Заозерская называют преобразования Марии Федоровны «контрреформой» . Однако заметим, что на протяжении первой половины XIX в. царское правительство в лице Министерства народного просвещения (МНП), не проводило существенных преобразований в сфере женского просвещения. В стране существовало ничтожное количество государственных женских школ (находящихся в подчинении МНП). В связи с этим деятельность императрицы по развитию женского образования представляется достаточно прогрессивной и плодотворной.
В 1804 г. был утвержден устав учебных заведений, подведомственных университетам (МНП). Согласно уставу, представительницам женского пола был разрешен доступ лишь в низшую ступень системы народного образования - приходские училища . Ограничивая развитие государственного женского образования, устав разрешал открывать частные учебные заведения для лиц как мужского, так и женского пола (в уставе запрещалось совместное обучение лиц женского и мужского пола) . Итак, с начала XIX в. оформились две самостоятельные ветви женского образования - закрытые, подчиненные ведомству императрицы, и открытые женские учебные заведения (приходские школы МНП, частные пансионы и школы).
Непостоянство образовательной
политики царского правительства выразилось
в дальнейшем ограничении деятельности
частных учебных заведений. Учебный
устав 1828 г. вводил новые требования
к открытию частных пансионов
и школ: разрешение на основание
училище выдавалось не местными органами
власти, а министром народного
просвещения, учредитель предварительно
должен был предъявить ряд документов,
свидетельствующих о «
После смерти императрицы Марии Федоровны в 1828 г. заведование всеми учреждениями ее ведомства было возложено на образованное IV отделение Собственной
Его Императорского Величества канцелярии . В 1844 г. особый комитет под предводительством принца П. Г. Ольденбургского занялся унификацией программ и уставов женских училищ ведомства императрицы . Комитетом был разработан проект разделения всех женских учебных заведений на четыре разряда, каждый разряд соответствовал званию и происхождению воспитанниц. Данная программа окончательно была утверждена в 1852 г., получив название «Наставления для образования воспитанниц» .
В 1840-е - начале 1850-х гг. сословная
система женского образования дополнилась
еще одной специфической
В середине 1850-х гг. одним из актуальных вопросов являлся вопрос о реформировании системы открытых женских учебных заведений. Под воздействием бурного общественного движения в пользу развития женского образования со второй половины 1850-х гг. началась практическая реализация модели женской школы. 30 мая 1858 г. вышло «Положение о женских училищах
ведомства МНП» (10 мая 1860 г. было редактировано) . Это событие явилось отправной точкой к широкому распространению среднего женского образования в России. По уставу предполагалось открывать в губернских и уездных городах женские училища первого и второго разряда - шести- и трехгодичные, где могли бы обучаться девушки всех сословий. Основная часть средств на содержание училищ возлагалась на общественные и благотворительные организации, а также частных лиц . Учебные программы включали широкий круг 14 предметов , в связи с чем женские училища МНП явились промежуточным звеном между начальной и средней ступенью в образовании. Это свидетельствовало о начале формирования преемственности в системе женского образования. С начала 1860-х гг. заметные изменения наблюдались в положении начального женского образования. В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Согласно положению к начальным народным училищам относились: училища ведомства МНП (приходские училища в городах и селах, народные училища частных лиц), ведомства Министерства государственных имуществ и внутренних дел (впоследствии перешли под управление земств), духовного ведомства, воскресные школы, учреждаемые правительством и частными лицами . Доступ во все перечисленные учебные заведения был открыт для представительниц женского пола .
Важной вехой в развитии среднего женского образования явилось «Положение о женских гимназиях и прогимназиях МНП»,введенное 24 мая 1870 г. Женские училища первого и второго разрядов получали статус гимназий и прогимназий соответственно. Впервые в истории женского образования государство стало проводить целевое финансирование гимназий и прогимназий . Женские гимназии включали семь классов; руководству гимназии разрешалось учреждать восьмой педагогический класс . По окончании курса гимназии и прогимназии (без спецкурса по педагогике и медали) ученицы получали звание «первоначальных учительниц и учительниц народных училищ».Существенные преобразования коснулись и духовных женских училищ. 20 сентября 1868 г. был утвержден устав епархиальных женских училищ . Отныне женские духовные училища стали называться епархиальными, курс обучения был увеличен до 6 лет. Кроме этого, устав предоставил воспитанницам, окончившим курс обучения, получать звание домашних наставниц и учительниц. С развитием епархиальных училищ к двум ведомствам, занимавшимся женским образованием в России, присоединились Святейший синод и местные органы епархиального управления.
К 1880-м гг. в России в
общих чертах сложилась система
женских образовательных
Информация о работе Формирования системы женского образования