Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:26, реферат
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Актуальность формирование экологического сознания нашла отражение в "Концепции воспитания детей и трудящейся молодежи в Республике Беларусь”. В соответствии с Концепцией в Яновичской школе была разработана "Программа экологического воспитания учащихся”.
ГАОУ СПО Салаватский колледж образования и профессиональных технологий
Реферат на тему: «Формы и методы экологического воспитания учащихся»
г. Салават 2013
Формы и методы экологического воспитания учащихся
Формирование экологического сознания
- важнейшая задача школы в настоящее
время. Формирование нравственной культуры
неизбежно соприкасается с
Цель экологического воспитания
- формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится
на базе экологического сознания. Это
предполагает соблюдение нравственных
и экологических принципов
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
1. образовательных - формирование
системы знаний об
2. воспитательных - формирование
мотивов, потребностей и
3. развивающих - развитие
системы интеллектуальных и
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Формирование экологических понятий у младших школьников в курсе "Человек и мир” происходит на основе расширения экологических представлений, их конкретизации, иллюстрирования значительным числом ярких, доступных примеров. С самых первых уроков "Человек и мир” человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения формировать у детей целостного нравственно-экологического представления об окружающем мире, о месте в нём человека.На уроках биологии и географии дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса «Человек и мир», биологии и географии у школьников формируются понятия: экология, экологические цепочки (пищевые связи между организмами), экологические проблемы, экологическая катастрофа.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования
экологической проблемы особую роль
приобретают методы, стимулирующие
самостоятельную деятельность учащихся.
Задания и задачи направлены на выявление
противоречий во взаимодействии общества
и природы, на формирование проблемы
и рождение идей о пути ее решения
с учетом концепции изучаемого предмета.
Стимулируют учебную
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Как средство психологической
подготовки школьников к реальным экологическим
ситуациям учителя часто
Среди нетрадиционных форм
организации работы на уроке, которые
придают экологическую
Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности школьников являются экскурсии, туристические слёты и походы. Посещая экологический кружок младшие школьники учатся ухаживать за комнатными растениями, изучают возможности ландшафтного дизайна. Традиционны акции «Школьный цветник» (апрель-октябрь), «Поможем пернатому другу» (ноябрь-февраль), «Чистота вокруг моего дома» (на протяжении года), «Посади дерево» (март-апрель), «Вторая жизнь» (на протяжении года).
Нравственно-экологическое воспитание школьников является приоритетным направлением в работе Яновичской школы и осуществляющееся с учетом возраста учащихся, носит целенаправленный систематический характер. Конечная цель – формирование нравственно-экологической культуры школьников, сочетающей в себе нравственно-экологические знания и убеждения, устойчивую линию поведения и действий, мотивируемых нравственно-экологическими ценностями.
Информация о работе Формы и методы экологического воспитания учащихся