Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 09:40, курсовая работа
Экологическое воспитание, как ведущее направление в
дошкольной педагогике. Перечень форм и методов экологического воспитания, используемых в дошкольных учреждениях. Нетрадиционные формы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….
1. Необходимость экологического воспитания дошкольников.....
1.1 Экологическое воспитание – ведущее направление в
дошкольной педагогике
1.2 Общепедагогические принципы экологического
образования дошкольников
2.Формы и методы по экологическому воспитанию в ДОУ………...
2.1 Перечень форм и методов экологического воспитания, используемых в дошкольных учреждениях …..
2.2 Нетрадиционные формы экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...…
— формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника, прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;
— развитие познавательного интереса к миру природы;
— формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы;
— формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
— формирование первоначальной системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;
— освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
— формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
— формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста — особенно важным. Этот вопрос встает перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Ведь информации сейчас огромное количество. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Во-первых, мы должны помнить, что речь идет о первой ступени системы непрерывного экологического образования. Значит, нужно рассмотреть принципы отбора содержания, разработанные для других уровней образования. При этом их нужно адаптировать, конкретизировать и дополнить новыми, специфическими для дошкольного звена. Только в этом случае будет соблюден основной принцип системы непрерывного экологического образования — преемственность. Важно помнить и о том, что в дошкольном возрасте знания играют гораздо меньшую роль, чем на последующих уровнях образования. К тому же они должны быть доступными и привлекательными для дошкольника.
1.2 Общепедагогические принципы
экологического образования
Исходя из выше сказанного, можно выделить ряд общепедагогических принципов отбора экологического образования дошкольников. Они включают общепедагогические принципы: гуманизма, научности, систематичности и др. Специфические принципы для экологического образования: прогностичности, интеграции, деятельности и др. И свойственные принципы: именно экологическому образованию дошкольников.
Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал не отвергать науки для детей, т.е. сообщения из разных областей науки, которые могут быть полезны для ребенка и выработки его миросозерцания. В то же время автор отмечал, что, с одной стороны, не следует искусственно принижать научные знания до уровня детского понимания, с другой — не следует давать дошкольникам знания, которые превышают их умственный уровень развития. В экологическом образовании эта проблема приобретает особое значение. В ряде методических разработок можно встретить элементарные экологические, биологические, географические ошибки. Существует мнение, что научная достоверность на дошкольном уровне необязательна, достаточно сформировать у детей положительное отношение к природе. Однако опыт показывает, что неправильная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире, и это сказывается на его поведенческих установках. Кроме того, неверная информация нарушает преемственность дошкольного и школьного обучения. Возможность изучения детьми дошкольного возраста некоторых природных закономерностей на конкретных примерах доказана многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. Наш опыт экспериментальной работы также подтверждает данное утверждение. Это означает, что у ребенка можно и должно формировать систему научных экологических понятий, однако их содержание может быть объяснено через специфически дошкольные виды деятельности.
Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Так, в некоторых работах предлагается знакомить детей с абстрактной и малопонятной для них информацией. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. В обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме. Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста.
Гуманистичность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. В конечном счете, и целью экологического образования является сохранение здоровья человека в здоровой, экологически безопасной среде. Принцип гуманистичности реализуется и через воспитание культуры потребления, чему мы пока еще уделяем крайне мало внимания. Содержание экологического образования должно способствовать также формированию у ребенка представлений о человеке как части природы, воспитывать уважительное отношение ко всем формам жизни на планете. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.
Прогностичность. Для дошкольников данный принцип означает, что в результате экологического образования у детей формируются элементарные представления о существующих в природе взаимосвязях и на основе этих представлений — умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде во время отдыха, труда в природе и бытовых условиях, элементы рационального использования ресурсов.
Деятельностность.
Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы. Сам процесс работы с детьми в дошкольном учреждении также должен строиться с учетом целостного подхода. Целостное восприятие ребенком окружающего мира проявляется, на наш взгляд, в его нежелании делить природу на живую и неживую. Программа «Наш дом — природа» предполагает вначале введение ребенка в целостный мир природы и только затем — рассмотрение ее отдельных компонентов: воды, воздуха, почвы. Конструктивизм. Данный принцип особо важен при отборе содержания экологического образования именно дошкольников, однако не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. Последнее предполагает, что, приводя отрицательные факты влияния человека на природу, педагог обязан показать ребенку положительный пример или вероятный выход из обсуждаемой ситуации. Крайне важно при этом подчеркнуть, что именно может сделать сам ребенок, его семья, детский сад, привести примеры успешно решенных экологических проблем, желательно на примерах ближайшего окружения. В настоящее время специальная литература, конспекты занятий по экологии нередко содержат негативную информацию, катастрофизм. Распространено представление о том, что чем страшнее и эмоциональнее будет подана информация для ребенка, тем эффективнее окажется результат. Уже в пятилетнем возрасте детям рассказывают о кислотных дождях, которые отравили землю, после которых пожелтели листья, пожухла трава, а на помидорах и огурцах появились черные пятна, об отравленном воздухе, воде, которую невозможно пить. Особенно такой негативизм характерен при рассмотрении темы об исчезнувших, редких животных, растениях, которые умирают, погибают и которых человек должен спасти. Однако при этом ребенку не дается информация о том, как именно можно это сделать, как люди могут спасти умирающую землю. Результат тревожного подхода хорошо прослеживается и в ряде рисунков, создаваемых как детьми, так и воспитателями для детей. Так, на выставках можно увидеть детские рисунки, плакаты, на которых природа, будущее людей изображаются исключительно в темных, мрачных тонах. Задачи же экологического образования должны быть совершенно другими, а слово «экология» — вызывать у детей положительные эмоции, интерес, желание действовать, сохранять среду обитания, красоту окружающего мира. Изобилие отрицательных фактов, изложенных к тому же в крайне эмоциональной окраске, производит на ребенка сильное отрицательное впечатление и может привести к развитию неврозов, появлению страхов.
Регионализм. В работе с дошкольниками
предпочтение должно быть отдано принципу
регионализма, а не глобализма. Изучение
глобальных проблем — кислотных дождей,
утончения озонового слоя и т.п., информация
о которых иногда включается воспитателями
в содержание занятий, представляется
нецелесообразным. Объяснить сущность
глобальных проблем в большинстве случаев
воспитатель может только при помощи беседы.
Все понятия, связанные с глобальными
проблемами, остаются для ребенка абстракцией,
в чем-то даже сказкой и воспринимаются
с трудом. Дошкольник не может осознанно
ответить на вопрос о причинах возникновения
озоновых дыр. С глобальными проблемами
должны быть знакомы сами педагоги и родители.
Формирование же экологических представлений,
в том числе и о различных экологических
проблемах ребенка, навыков экологически
грамотного поведения, соответствующего
отношения к окружающей среде происходит
на основе его знакомства с помещением
дошкольного учреждения и его территорией,
собственной квартирой, дачей, ближайшим
парком, сквером, лесом, озером. Представляется
нецелесообразным и знакомство дошкольников
с такими темами, как экологическая обстановка
всего региона. Для целей экологического
образования должны быть подобраны объекты,
явления, доступные для ребенка, сущность
которых он может познать в процессе детской
деятельности. Регионализм проявляется
и в отборе для изучения объектов живой
и неживой природы, прежде всего своего
края, с учетом его историко-географических,
этнографических особенностей. Это очень
важный момент, так как опыт показывает:
многие дошкольники лучше знают представителей
животного, растительного мира тропических
лесов, чем обитающих рядом с ними. Практически
единицы называли птиц, бабочек, обитающих
в городах, рядом с ними. Поэтому крайне
важно показать ребенку экологические
закономерности, особенности взаимоотношений
человека и природы на примерах своего
региона.
Преемственность.
Информация о работе Формы экологического воспитания дошкольников