Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:09, контрольная работа
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Введение…………………………………………………………………......3
1. Здоровье сберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…...5
2. Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ........7
3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……….11
Заключение……………………………………………………………..…..21
Список литературы……………………………………………………..….22
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Здоровье сберегающие технологии: понятие, цель и задачи…….…...5
2. Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ........7
3. Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении……….11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
Введение
Дошкольный возраст
Что же такое здоровье? Обратимся
к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова:
«Правильная, нормальная деятельность
организма». В Уставе Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что
здоровье – это не только отсутствие
болезней или физических дефектов,
но и полное физическое, психическое
и социальное благополучие. Именно
поэтому проблему здоровья следует
рассматривать в широком
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. У 20-30% детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей - потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Приведенные результаты наглядно
указывают на социально-педагогический
уровень проблем, которые возникают
перед работниками дошкольных учреждений,
призванных воспитать здорового
ребенка с оптимальным
Неоспоримо, что основная
задача детского сада - подготовить
ребенка к самостоятельной
1. Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель и задачи
Прежде чем начать говорить о здоровье сберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А. - кандидатом педагогических наук).
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
В каждом ДОУ должна быть разработана «технология здоровье сбережения», задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление
здоровья детей на основе
2. Обеспечение активной
позиции детей в процессе
3. Конструктивное партнерство
семьи, педагогического
2. Виды здоровье сберегающих технологий, используемых в ДОУ
Виды здоровье сберегающих технологий в дошкольном образовании - классификация здоровье сберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровье обогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.
Здоровье сберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
· Медико-профилактическая технология
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачи этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль
питания детей, физического
- организация профилактических
мероприятий, способствующих
- организация контроля
и помощи в обеспечении
- организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Мониторинг за состоянием здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинскими работниками детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - «Индивидуальный маршрут ребёнка», чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
· Физкультурно-оздоровительная технология
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Задачи этой деятельности:
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной
активности и становление
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки
повседневной физической
- оздоровление средствами закаливания.
Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, а также педагогами в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
· Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
Задача этой деятельности
– обеспечение эмоционального комфорта
и позитивного психологического
самочувствия ребенка в процессе
общения со сверстниками и взрослыми
в детском саду, семье; обеспечение
социально-эмоционального благополучия
дошкольника, т.к. эмоциональный настрой,
психическое благополучие, бодрое настроение
детей является важным для их здоровья.
В своей деятельности «служба
сопровождения» руководствуется Положением
о медико-психолого-
· Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов
На улучшение здоровья
малышей, их благоприятное физическое
развитие влияет весь уклад жизни
ребёнка в детском саду, заботливое
и внимательное отношение к нему
взрослых, высокое чувство
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей - прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
· Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями
ребенка являются родители. От того,
как правильно организован
Информационно-просветительская
деятельность выражается в формировании
у родителей здорового образа
жизни как ценности, а также
в знакомстве родителей с различными
формами работы по физическому воспитанию
в дошкольном учреждении, информировании
о состоянии здоровья и физическом
развитии, об уровне двигательной подготовленности
их ребёнка; привлечении родителей
к участию в различных
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся:
- родительские собрания,
- консультации,
- конференции,
- конкурсы,
- спортивные праздники,
- праздники здоровья,
- семейный клуб
- папки-передвижки,
- беседы,
- личный пример педагога,
- нетрадиционные формы работы с родителями,
- практические показы (практикумы)
· Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Здоровьесберегающие образовательные
технологии наиболее значимы среди
всех известных технологий по степени
влияния на здоровье детей. Главный
их признак – использование
Образовательная деятельность
предполагает проведение занятий и
бесед с дошкольниками о
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровье сберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возрасте.
Информация о работе Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении