Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:41, доклад
Различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не только физиологическими особенностями, но и воспитанием, распространенными представлениями о сущности мужского и женского начал. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности.
Гендерная культура предполагает:
- формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
- раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек;
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Различия в поведении и
восприятии мужчин и женщин
определяются не только
Гендерная культура предполагает:
- формирование представлений о
жизненном предназначении
- раскрытие физиологических,
- формирование представлений о
мужском и женском достоинстве,
Условия формирования гендерной культуры:
совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, работников системы здравоохранения;
повышение гендерной культуры педагогов и родителей;
создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей в повседневной жизни учащихся из неполных семей, сирот.
Формирование основ гендерной культуры находится в зависимости от ряда факторов:
уровень общественно-культурного развития общества;
особенности культуры и межкультурной среды;
дифференциация воспитательной работы;
условия воспитания в семье.
Современное
образование должно
Основная проблема – как
воспитать счастливого
Педагоги должны учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Анализ данных социологических исследований показывает, что большинство педагогов испытывают трудности в работе, связанные с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.
Учитель является инициатором позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Рекомендуется использовать тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должны стремиться будущие мужчины и женщины, внедрению системы ценностей для мальчиков и девочек.
Формирование гендерной
При осуществлении гендерного
воспитания особенно важно
Качество воспитания ребенка но многом зависит от уровня культуры педагога, поэтому учителю необходимо быть носителем
и транслятором гендерной культуры.
Вопросы, волнующие пeдaгoгoв:
отсутствие культуры взаимоотношений мальчиков и девочек;
негативное влияние средств массовой информации;
отсутствие представлений об идеале мужчины и женщины;
пассивное участие мужчин в воспитании детей;
недостаточное внимание к формированию культуры поведения (выбор одежды, макияж);
просвещение родителей и сотрудничество с ними.
Наи6ольшая интенсивность гендерного познания ребенка приходится на период обучения в школе. В это время происходит выстраивание его собственного гендерного образа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы педагоги были компетентны в вопросах гендерных отношений, стимулировали самостоятельную работу школьников по изучению данной проблемы.
Пo мнению
Р.А. Бондаренко, подрастающая личность
сталкивается с лавиной
Гендерная социализация в ее современном виде способствует тому, что девочки учатся быть более активными, а мальчики становятся более пассивными. И тех и других готовят к сходной жизненной цели: независимо от пoлa всем необходимо получить образование и работать. Однако уже в старших классах юноши и девушки имеют разные представления о профессиональной самореализации, распределении ролей в семье.
Роль учителя в гендерном воспитании
Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.
Концепция
воспитания детей и учащейся
молодёжи в Республике
Основная проблема - как воспитать счастливого человека; мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину?. Исходя из этого, логично поставить вопрос - способствует ли современная школа формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью? Учитывают ли педагоги в своей работе гендерные особенности учащихся и насколько они обладают необходимыми для этого знаниями?
В последнее время становится всё более очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. С чем же это связано? Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов). Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, т.к. она наблюдает соответствующие её полу модели поведения: мама, бабушка, воспитательница в саду, учительница. С мальчиком гораздо сложнее. Даже в полной семье главную роль в воспитании играет, как правило, мать. Также и в школе в наихудшем положении оказываются мальчики, рассматривающие неуспеваемость и недисциплинированность как показатели именно мужского поведения. Те же из них, кто выполняет ожидания педагогов, как правило, не пользуются уважением в среде сверстников. На определённом этапе девочки опережают мальчиков в физическом развитии, и если воспитательная деятельность педагога строится без учёта этого факта, то она практически сводится к нулю. Многие учителя сосредоточены только на передаче знаний и забывают о том, что главная задача школы, как одного из главных институтов социализации, состоит в комплексном формировании личности, одним из компонентов которого является гендерная культура.
Учитель должен быть
Цель всей воспитательной
работы школы - формирование целостной
личности мужчины и женщины,
реально оценивающих
Безусловно, качество воспитания
ребёнка во многом зависит
от уровня культуры
Классный час «Ты да я такие разные, но …»
Цель классного часа: способствовать формированию у подростков представления о собственных семейных ролях.
Задачи:
развить знания подростков о социальных ролях в семье;
скорректировать существующие стереотипы о семейных ролях;
сформировать первичное
Оборудование:
мультимедиапроектор, компьютерная презентация;
толковые словари русского языка Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова;
набор карточек в картинках «ролевые обязанности в семье»;
минусовка «Песни Бременских музыкантов».
1 этап. Целеполагание.
Доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь, год от года взрослее и придёт время, когда вы тоже будете создавать свою семью. (слайд 1)
Стихотворение «Семья».
Но как появилось слово «Семья»?
Когда-то о нём не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
- Кто деток родит, королева моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто внуков понянчит, о радость моя?
И Ева всё также ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, погладит бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я. Я», - вздыхая, ответила Ева, - «Я. Я».
Вот так появилась на свете «СЕМЬЯ»!
Какой смысл этого
А что вы понимаете под словом семья?
Вот какое определение «семьи»
Какое определение семьи вы нашли в других словарях? (работа со словарями, ответы детей)
2 этап. Представления о семейных ролях
2.1. Традиционно считается, что на мужчину возлагается ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину – ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Но … в наше время женщины уделяют работе не меньше времени, чем мужчины и вносят материальный достаток в семейный бюджет порой наравне с мужчинами Роли в семье непостоянны, они зависят от общества, в котором мы живём. Одна и та же роль может быть как положительной, так и отрицательной. Важно ли это, хорошо ли это? Сейчас мы рассмотрим на примере социальных, семейных ролей, которые исполняют мужчины и женщины в других странах?
- В нашей стране в семье
кто готовит пищу? А вот в
Китае поварами могут быть
только мужчины, а в Японии
обучиться мастерству суши по
старинной традиции могут
- В нашей стране в семье
кто занимается вязкой? А вот
в Исландии мужчины вяжут
- Финляндия: Финские женщины не утруждают себя готовкой, они, в основном, покупают готовые или полуготовые блюда в магазине, но очень много времени уделяют спорту (слайд 9, 10)
В последнее время заботы по кухне и уходу, детьми все больше берут на себя финские мужчины (слайд 11, 12)
- В России кто подлежит службе в армии? А Израильские женщины получили право служить в армии. Служба в армии является добровольной (слайд 13, 14)
- Кто в нашей стране носит юбки? А в Шотландии национальной мужской одеждой является юбка – килт (слайд 15, 16)
- Норвежские дамы видят
- Кто традиционно в России стирает? А в Индии стиркой занимаются мужчины.
Вывод: В крепкой дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности: зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.
Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье?
(Ответы детей)
2.2.Практическая работа –
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание:
Класс делится на две
Забота о детях
Проверка домашнего задания детей
Посещение родительских собраний
Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям
Организация детских торжеств в саду, в школе
Организация семейных праздников
Чтение специальной литературы по воспитанию детей
Выполнение тяжелой физической работы по дому
Выполнение работы, которая требует большой сосредоточенности
Покупка продуктов
Уборка квартиры
Стирка белья