Гендерное воспитание подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 19:41, доклад

Описание работы

Различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не только физиологическими особенностями, но и воспитанием, распространенными представлениями о сущности мужского и женского начал. «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности.
Гендерная культура предполагает:
- формирование представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;
- раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек;

Файлы: 1 файл

Гендерное воспитание подростков статья.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)

ГЕНДЕРНОЕ  ВОСПИТАНИЕ

 Различия в поведении и  восприятии мужчин и женщин  определяются не только физиологическими  особенностями, но и воспитанием,  распространенными представлениями  о сущности мужского и женского  начал. «Концепция непрерывного  воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» предусматривает воспитание гендерной культуры как один из базовых компонентов культуры личности.

Гендерная культура предполагает:

- формирование представлений о  жизненном предназначении мужчины  и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера;

- раскрытие физиологических, психологических  и этических особенностей мальчиков-юношей, девочек-девушек;

- формирование представлений о  мужском и женском достоинстве,  этическом смысле красоты детства,  отрочества, юности, зрелости и старости, а также подлинной и мнимой красоте человека.

Условия формирования гендерной культуры: 

совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, работников системы  здравоохранения;

повышение гендерной культуры педагогов и родителей;

создание возможностей для наблюдения и реализации гендерных ролей  в повседневной жизни учащихся из неполных семей, сирот.

 

Формирование основ гендерной  культуры находится в зависимости  от ряда факторов:

уровень общественно-культурного  развития общества;

особенности культуры и межкультурной  среды;

дифференциация воспитательной работы;

условия воспитания в семье.

 

         Современное  образование должно способствовать  формированию личности будущих  женщин и мужчин с достаточным  пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью.

 Основная проблема – как  воспитать счастливого человека: мальчика - будущего мужчину, девочку  - будущую женщину.

 Педагоги должны учитывать  индивидуальные и возрастные  особенности учащихся. Анализ данных социологических исследований показывает, что большинство педагогов испытывают трудности в работе, связанные с осуществлением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек.

 Учитель является инициатором  позитивного общения мальчиков и девочек, организует партнерскую деятельность, конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Рекомендуется использовать тренинги по моделированию определенного типа поведения, к которому должны стремиться будущие мужчины и женщины, внедрению системы ценностей для мальчиков и девочек.

 Формирование гендерной культуры  необходимо осуществлять во взаимосвязи  со всеми другими направлениями  учебно-воспитательной работы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению.

 При осуществлении гендерного  воспитания особенно важно учитывать  возрастные особенности. Гендерное  воспитание старшеклассников должно  затрагивать различные аспекты  психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы подготовки к созданию семьи.

 Качество воспитания ребенка  но многом зависит от уровня  культуры педагога, поэтому учителю  необходимо быть носителем

 и транслятором гендерной  культуры.

 Вопросы, волнующие пeдaгoгoв:

отсутствие культуры взаимоотношений  мальчиков и девочек;

негативное влияние средств  массовой информации;

отсутствие представлений об идеале мужчины и женщины;

пассивное участие мужчин в воспитании детей;

недостаточное внимание к формированию культуры поведения (выбор одежды, макияж);

просвещение родителей и сотрудничество с  ними.

 

Наи6ольшая интенсивность гендерного познания ребенка приходится на период обучения в школе. В это время происходит выстраивание его собственного гендерного образа. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы педагоги были компетентны в вопросах гендерных отношений, стимулировали самостоятельную работу школьников по изучению данной проблемы.

 Пo мнению  Р.А. Бондаренко, подрастающая личность  сталкивается с лавиной достаточно противоречивой информации о гендере, что иногда влечет за собой синтезирование зачастую взаимоисключающих позиций в ее мировоззрении.

 Гендерная  социализация в ее современном  виде способствует тому, что девочки  учатся быть более активными,  а мальчики становятся более пассивными. И тех и других готовят к сходной жизненной цели: независимо от пoлa всем необходимо получить образование и работать. Однако уже в старших классах юноши и девушки имеют разные представления о профессиональной самореализации, распределении ролей в семье.

 

Роль учителя  в гендерном воспитании

 

Гендерная тематика - новая для школы. Формирование гендерной культуры - актуальная проблема современности. В предшествующем периоде  отечественной педагогикой был  упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности.

 Концепция  воспитания детей и учащейся  молодёжи в Республике Беларусь  предусматривает воспитание гендерной  культуры как один из базовых  компонентов культуры личности. Гендерная культура предполагает формирование у ребёнка представлений о жизненном предназначении мужчины и женщины, присущих им положительных качествах и чертах характера; раскрытие физиологических, психологических и этических особенностей мальчиков-юношей и девочек-девушек; формирование представлений о мужском и женском достоинстве, этическом смысле красоты детства, отрочества, юности и зрелости, старости, а также подлинной и мнимой красоте человека. Критериями сформированности гендерной культуры выступают: установление правильных взаимоотношений мальчика и девочки, юноши и девушки; стремление к взаимопониманию; наличие качеств характерных для мальчика (юноши, мужчины): смелость, мастерство в деле, рыцарство, благородство, трудолюбие, умение преодолевать трудности и др.; наличие качеств, характерных для девочки (девушки, женщины): доброта, женственность, отзывчивость, мягкость, терпимость, забота, любовь к детям; наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердности, взаимопомощи.

 Основная проблема - как воспитать счастливого человека; мальчика - будущего мужчину, девочку - будущую женщину?. Исходя из этого, логично поставить вопрос - способствует ли современная школа формированию личности будущих женщин и мужчин с достаточным пониманием специфических социальных функций, обусловленных именно половой принадлежностью? Учитывают ли педагоги в своей работе гендерные особенности учащихся и насколько они обладают необходимыми для этого знаниями?

 В последнее  время становится всё более  очевидной проблема маскулинизации девочек и феминизации мальчиков. С чем же это связано? Формы организации обучения требуют прилежания, сосредоточенного внимания и дисциплины. Учителя ожидают от учеников безоговорочного выполнения своих требований, часто даже не задумываясь о том, что поощряют наличие только женских качеств (причём у учащихся обоих полов). Девочка с первых дней жизни оказывается в более выгодном положении, т.к. она наблюдает соответствующие её полу модели поведения: мама, бабушка, воспитательница в саду, учительница. С мальчиком гораздо сложнее. Даже в полной семье главную роль в воспитании играет, как правило, мать. Также и в школе в наихудшем положении оказываются мальчики, рассматривающие неуспеваемость и недисциплинированность как показатели именно мужского поведения. Те же из них, кто выполняет ожидания педагогов, как правило, не пользуются уважением в среде сверстников. На определённом этапе девочки опережают мальчиков в физическом развитии, и если воспитательная деятельность педагога строится без учёта этого факта, то она практически сводится к нулю. Многие учителя сосредоточены только на передаче знаний и забывают о том, что главная задача школы, как одного из главных институтов социализации, состоит в комплексном формировании личности, одним из компонентов которого является гендерная культура.

 Учитель должен быть инициатором  позитивного общения мальчиков  и девочек. Для этого можно  проектировать партнёрскую деятельность, организовывать конкурсы, походы, беседы, где возможно проявление рыцарского поведения мальчиков и женственного поведения девочек. Формирование гендерной культуры необходимо осуществлять во взаимосвязи со всеми другими направлениями учебно-воспитательной работы школы. Необходим единый подход со стороны родителей, педагогов и специалистов по половому просвещению. Цели, средства, методы и содержание варьируются в зависимости от возраста. Гендерное воспитание старшеклассников должно затрагивать различные аспекты психологической и физиологической совместимости супругов, вопросы, относящиеся непосредственно к подготовке создания семьи.

 Цель всей воспитательной  работы школы - формирование целостной  личности мужчины и женщины,  реально оценивающих происходящее  и способных поступать согласно  личным убеждениям, учитывая сложившиеся нормы.

 Безусловно, качество воспитания  ребёнка во многом зависит  от уровня культуры воспитателя.  Поэтому учителю необходимо быть  носителем и транслятором гендерной  культуры.

 

 

 

 

 

Классный час «Ты да я такие  разные, но …»

Цель классного часа: способствовать формированию у подростков представления о собственных семейных ролях.

Задачи:

развить знания подростков о социальных ролях в семье;

скорректировать существующие стереотипы о семейных ролях;

сформировать первичное представление  о своей роли в будущей семье.

 

Оборудование:

мультимедиапроектор, компьютерная презентация;

толковые словари русского языка  Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова;

набор карточек в картинках «ролевые обязанности в семье»;

минусовка  «Песни Бременских музыкантов».

 

1 этап. Целеполагание.

 Доброе утро! Сегодня у нас  с вами необычный классный  час. Мы будем говорить о  семье. Вы становитесь, год  от года взрослее и придёт  время, когда вы тоже будете  создавать свою семью. (слайд 1)

Стихотворение «Семья».

 Но как появилось слово  «Семья»?

 Когда-то о нём не слыхала  земля.

 Но Еве сказал перед свадьбой  Адам:

 «Сейчас я тебе семь вопросов  задам:

- Кто деток родит, королева  моя?

 И Ева тихонько ответила: «Я»

- Кто их воспитает, богиня  моя?

 И Ева покорно ответила: «Я»

- Кто внуков понянчит, о радость моя?

 И Ева всё также ответила: «Я»

- Кто пищу сготовит, погладит  бельё?

 Меня приласкает, украсит жильё?

 «Я. Я», - вздыхая, ответила Ева, - «Я. Я».

 Вот так появилась на свете  «СЕМЬЯ»!

 Какой смысл этого стихотворения?  Знакомая картина, не правда ли? Семей таких много когда все семейные обязанности выполняет женщина, но разве это хорошо, разве это правильно? Должно ли быть так? (слайд  2)

 А что вы понимаете под  словом семья?

 Вот какое определение «семьи»  можно найти в словаре Д.Н.  Ушакова: «Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе».

 Какое определение семьи  вы нашли в других словарях? (работа со словарями, ответы  детей) 

2 этап. Представления о семейных  ролях

2.1. Традиционно считается, что на мужчину возлагается ответственность за материальное обеспечение семьи, на женщину – ответственность за воспитание детей и ведение хозяйства. Но … в наше время женщины уделяют работе не меньше времени, чем мужчины и вносят материальный достаток в семейный бюджет порой наравне с мужчинами Роли в семье непостоянны, они зависят от общества, в котором мы живём. Одна и та же роль может быть как положительной, так и отрицательной. Важно ли это, хорошо ли это? Сейчас мы рассмотрим на примере  социальных, семейных ролей, которые исполняют мужчины и женщины в других странах?

- В нашей стране в семье  кто готовит пищу? А вот в  Китае поварами могут быть  только мужчины, а в Японии  обучиться мастерству суши по  старинной традиции могут только  мужчины (слайд 3, 4, 5, 6)

- В нашей стране в семье  кто занимается вязкой? А вот  в Исландии мужчины вяжут прекрасные  свитера (слайд  7, 8), а женщины  – профессионально ловят рыбу.

- Финляндия: Финские женщины  не утруждают себя готовкой, они,  в основном, покупают готовые или полуготовые блюда в магазине, но очень много времени уделяют спорту (слайд 9, 10)

 В последнее время заботы  по кухне и уходу, детьми  все больше берут на себя  финские мужчины (слайд  11, 12)

- В России кто подлежит службе  в армии? А Израильские женщины получили право служить в армии. Служба в армии является добровольной (слайд 13, 14)

- Кто в нашей стране носит  юбки? А в Шотландии национальной  мужской одеждой является юбка  – килт (слайд 15, 16)

- Норвежские дамы видят равноправие  не только в равных возможностях при получении высшего образования или хорошей работы, но и в занятиях всеми видами традиционно мужского труда – в том числе и поднятием тяжестей (слайд 17, 18) А декретный отпуск или бюллетень по уходу за ребенком очень часто берет муж, а не жена.

- Кто традиционно в России  стирает? А в Индии стиркой  занимаются мужчины. 

Вывод: В крепкой дружной семье  каждый берёт на себя какие-то обязанности: зарабатывает деньги, ходит в магазин  за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремиться помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

 Можете ли вы привести  примеры таких взаимоотношений в вашей семье?

(Ответы детей)

 

2.2.Практическая работа – распределение  ролевых обязанностей между мужчиной  и женщиной.

 Сейчас я предлагаю вам  выполнить следующее задание:

 Класс делится на две подгруппы,  каждой подгруппе выдаётся набор  карточек в картинках, вам предстоит распределить обязанности в вашей предполагаемой семье на «Женский мир» и «Мужской мир».

Забота о детях

Проверка домашнего задания  детей

Посещение родительских собраний

Решение проблем, с которыми дети обращаются к родителям

Организация детских торжеств в саду, в школе

Организация семейных праздников

Чтение специальной литературы по воспитанию детей

Выполнение тяжелой физической работы по дому

Выполнение работы, которая требует  большой сосредоточенности

Покупка продуктов

Уборка квартиры

Стирка белья

Информация о работе Гендерное воспитание подростков