Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 14:00, реферат
Гигиена голоса и речи – тема, требующая пристального внимания. Голосовой аппарат очень чувствителен к неумелому пользованию им в сложных условиях публичного выступления, к эмоциональным, психическим и физическим перегрузкам. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи. Следовательно, рассматривая вопрос о гигиене речи, мы должны акцентировать внимание на гигиене и охране голоса.
Введение
1. Особенности формирования и развития голоса
1.1 Физиология голоса
1.2 Болезни органов голосового аппарата и их профилактика
1.3 Нарушения речи
2. Гигиена и охрана голоса
2.1 Мероприятия по гигиене голоса
2.2 Основные правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата
Заключение
Литература
Содержание:
Введение
1. Особенности формирования и развития голоса
1.3 Нарушения речи
2. Гигиена и охрана голоса
2.1 Мероприятия по гигиене голоса
2.2 Основные правила, обеспечивающие сохранение здоровья голосового аппарата
Заключение
Литература
Введение
Гигиена голоса и речи – тема, требующая пристального внимания. Голосовой аппарат очень чувствителен к неумелому пользованию им в сложных условиях публичного выступления, к эмоциональным, психическим и физическим перегрузкам. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи. Следовательно, рассматривая вопрос о гигиене речи, мы должны акцентировать внимание на гигиене и охране голоса.
Особенности формирования и развития голоса
1.1. Физиология голоса
Голос - любая совокупность
звуков, образуемая голосовым
Голосовой аппарат - комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании.
Механизм голосообразования
центрально обусловлен, т. е. в
коре головного мозга
Для характеристики
голоса крайне важны
Резонатор - полое тело, заполненное воздухом, имеющее выходные отверстия. Стенки резонатора колеблются, накладывая обертоны и усиливая звук. Чем больше резонатор, тем ниже тон голоса. Самый большой резонатор - грудная клетка.
Голос каждого человека индивидуален.
Звуки голоса характеризуются по силе, тембру, высоте.
Высота определяется
частотой колебаний звучащего
тела (голосовые складки) в секунду.
Тембр - сложное
качество звука. Его
Сила звука (субъективно
воспринимается как громкость)
зависит от амплитуды
При нормальном функционировании все три характеристики должны быть определенные.
У детей характеристики голоса существенно отличаются от взрослых. Их голос слабее по силе, так как голосовые складки детей колеблются не всей поверхностью, а краями, т. е. с меньшей амплитудой. Голосовые складки детей короче, чем у взрослых, следовательно, детский голос выше. Система резонаторов у детей не так развита, следовательно, тембральная окраска голоса слабая. Голосовая функция созревает в течение длительного периода и претерпевает изменения на протяжении всей жизни. Характеристики голоса выражено зависят от деятельности желез внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа и половые железы).
Возрастные изменения голоса: происходят, как правило, в 12-15 лет. Возрастная мутация обусловлена изменениями гортани (увеличивается в размере у мужчин в 1,5-2 раза, у женщин на 1/3). Голосовые складки увеличиваются в размере по всем параметрам (длина, ширина, толщина), начинают колебаться всей массой. Увеличивается корень языка. Голос не успевает приспособиться к быстрым анатомическим изменениям и звучит неустойчиво. Голос мальчиков понижается на октаву, у девочек - на 1-2 тона. Причинами изменения голоса в период мутации являются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией.
1.2.. Болезни органов
голосового аппарата и их
Болезни голосового
аппарата, связанные с нарушения
голосовой функции, имеют
Наиболее часто
причиной нарушения функций
К заболеваниям, связанным с повышенной профессиональной нагрузкой на голос, относятся певческие узелки. Они бывают острыми и хроническими, застарелыми. Причина их появления – повышенная нагрузка на голосовой аппарат, неправильное форсированное пение. Острые узелки при обеспечении голосового покоя обычно самопроизвольно рассасываются. Застарелые узелки, как правило, удаляются оперативным путем. Появление на связках узелков может привести к изменению тембра голоса (появляется охриплость), уменьшению его диапазона. Во избежание повторного их возникновения целесообразно не допускать перегрузок голосового аппарата.
К заболеваниям, связанным
с повышенной эксплуатацией
Дисфония – расстройство
голосообразования,
Голосовой аппарат
чутко реагирует на любые
1.3 Нарушения речи
Нарушения речи многообразны. Они недостаточно изучены и систематизированы. Общепризнанной и общеупотребительной классификации речевых нарушений пока нет. Хотя в клинике речи есть определенная классификация, описаны клинические признаки (симптоматика) отдельных форм речевой патологии. Бесспорно, эта классификация не является, полностью, удовлетворяющей теорию и практику логопедии. Она нуждается в углублении и дальнейшем совершенствовании в связи с новыми исследованиями, полученными как в лабораториях, так и на практике. И все же на современном этапе она может быть использована. Унификация терминов, характеризующих ту или иную форму нарушения речи, определение содержания, которое вкладывалось в различные формы речевой патологии, должны иметь единство взглядов логопедов и медицинских работников. Изучение ребенка с явлениями речевых дефектов должно начинаться с установления диагноза. Диагноз не должен быть отпиской, ничего не говорящей о сущности дефекта. Он должен быть дифференцирован, научно обоснован и понятен не только врачу, но и педагогу-дефектологу. В кратком диагностическом заключении должны быть изложены сведения о патогенезе и структуре дефекта, т.е. что представляет данная патология. Связана она с органическим поражением нервной системы или имеет только нейродинамический (условно-функциональный) характер, какой примерно прогноз о течение данного дефекта, а также какие целенаправленные лечебно-педагогические мероприятия должны быть положены в основу коррекционной работы. Специфичность речевой диагностики обусловлена еще и тем, что расстройства речи чаще не носят характер самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания. В связи с этим одновременно с логопедическим воздействием требуется проведение необходимых медицинских мероприятий.
2. Гигиена и охрана голоса
2.1. Мероприятия по гигиене голоса
Созревание голоса
охватывает длительный период
жизни человека: с рождения до
периода его зрелости. За это
время голос претерпевает влиян
При многократном
и длительном влиянии они
Родители, воспитатели детских садов, учителя школ, пионервожатые и даже детские врачи очень мало знают о необходимости охраны детского голоса и часто бывают виновниками возникновения его нарушений.
Вот несколько примеров.
Некоторые матери спокойно
Многие педагоги после нескольких лет работы говорят сиплыми голосами и жалуются на то, что сорвали голос, так как вынуждены ежедневно говорить громко по нескольку часов подряд.
Термины, употребляемые как названия нарушений голоса, немногочисленны: это афония (полное отсутствие голоса), дисфония (расстройство голоса), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с нею снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики), гнусавый голос и голос ларингоэктомированных.
2.2. Основные правила,
обеспечивающие сохранение
Гигиена голоса
неразрывно связана с режимом
жизни и общегигиеническими
Гигиена голоса это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:
1. изучением причин, вызывающих
неполадки в голосовом
2. выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;
3. изучением физических
возможностей человеческого
4. составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.
Вот некоторые правила гигиены голоса:
– нагрузка на
голосовой аппарат должна
– недопустимо
форсированное звучание голоса,
злоупотребление высокими
– недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
– с разгоряченным
голосовым аппаратом нельзя
– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
– в случае болезни
органов голосового аппарата
необходимо своевременно
Заключение
Таким образом,
в ходе написания данного
- Гигиена и охрана голоса способствует нормальному развитию и функционированию голосового аппарата;
Необходимо осуществлять следующие мероприятия по гигиене и охране голоса:
– следить за уровнем нагрузки на голосовой аппарат;
– не допускать злоупотребления высокими нотами, криками;
– не допускать большие речевые нагрузки, пение во время болезни;
– необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.;
– с разгоряченным
голосовым аппаратом нельзя
– рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного;
– в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.
Литература
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.