Готовность к обучению в школе детей 6 - 7 лет с нарушением зрения и интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

На основании анализа психолого-педагогической литературы под готовностью к школе мы понимаем тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка. Готовность к школе может быть рассмотрена по двум параметрам: физическая готовность (уровень физического развития определяет медицинская комиссия), психологическая готовность.
Понятие психологической готовности является комплексным показателем, регистрирующем изменения в познавательном, эмоционально-волевом и социальном развитии.

Файлы: 1 файл

Готовность к обучению в школе детей 6.docx

— 21.29 Кб (Скачать файл)

Готовность к  обучению в школе детей 6 - 7 лет  с нарушением зрения и интеллектуальной недостаточностью

На основании анализа психолого-педагогической литературы под готовностью к школе мы понимаем тот уровень физического и психического развития, при котором требования систематического обучения в школе не приводят к нарушению здоровья и психического развития ребенка. Готовность к школе может быть рассмотрена по двум параметрам: физическая готовность (уровень физического развития определяет медицинская комиссия), психологическая готовность.

Понятие психологической  готовности является комплексным показателем, регистрирующем изменения в познавательном, эмоционально-волевом и социальном развитии.

В структуре психологической  готовности принято выделять следующие  компоненты:

1) Личностная  готовность. Включает в себя формирование новой социальной позиции, выражается в отношении ребенка к деятельности, к другим людям, к самому себе; сюда входит и определенный уровень мотивационной и эмоционально-волевой сферы.

2) Интеллектуальная  готовность. Предполагает наличие у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического запоминания, словесно-логических операций, произвольности и интеллектуальной активности.

3) Социально-психологическая готовность. Включает в себя формирование речевой и коммуникативной активности.

4) Эмоциональная  готовность. Включает эмоциональную устойчивость, способность к эмоциональным переживания и анализу эмоций, их адекватности и способности к регуляции.

Центральными компонентами, которые составляют психологическую  готовность к обучению в школе, выступают: в познавательной деятельности —  произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, владение логическими операциями; в личностном развитии — появление новой социальной позиции, произвольности поведения, способности  к планированию и контролю деятельности; в коммуникативной деятельности — сформированность коммуникативных  навыков и конструктивных межличностных  взаимодействий.

В работах Л.И. Божович выделяются следующие параметры психического развития, наиболее важные для обучения в школе:

  • познавательные и социальные мотивы учения,
  • достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы,
  • внутренняя позиция школьника, сплав познавательных потребностей и потребностей в общении (основной критерий готовности).

Д.Б. Эльконин считал, что главным критерием готовности к школе является сформированность предпосылок учебной деятельности:

  • умение ориентироваться на систему правил в работе,
  • умение слушать и выполнять инструкции взрослого,
  • умение работать по образцу.

У А. Запорожца под готовностью к школе предполагается:

  • сформированная мотивация к учению,
  • развитие познавательной и аналитико-синтетической деятельности,
  • степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что готовность к школе – это некоторое  состояние психологического развития личности, которое является многокомпонентным  образованием.

Формирование всех компонентов  психологической готовности к началу школьного обучения является чрезвычайно  острой проблемой для дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью. Исследования тифлопсихологов и тифлопедагогов Л..И.Солнцевой, Т.П.Свиридюк, М.И.Земцовой, Н.Г.Морозовой, З.А.Грачевой показали, что у этой категории детей наблюдается отставание в физическом развитии, в умственной готовности, отмечается низкий уровень волевой, мотивационной и эмоциональной готовности к школьной жизни.

Причины низкой волевой готовности детей с нарушениями зрения и интеллектуальной недостаточностью к школе можно объяснить следующими факторами:

  • психофизическими особенностями развития ребенка (быстро наступающей утомляемостью, соматической ослабленностью и др.)
  • излишней опекой этих детей в семье и детском саду;
  • недостаточной коррекционной направленностью занятий с детьми (недостаточный учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, нерегулярность, бессистемность коррекционного воздействия и др.).

Какие же особенности  формирования готовности к обучению в школе отмечаются у детей  с нарушением интеллекта?

Психика развивается даже при самых глубоких степенях ИН. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т.е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающегося сквозь любую, самую тяжелую патологию организма.

Для детей-олигофренов дошкольного  возраста характерны вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности.

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной  деятельности – это, видимо, ядерный  симптом, прямо вытекающий из неполноценности.

У детей-дошкольников с ИН познавательные интересы и потребности оказываются развиты в меньшей мере, чем в норме. Поэтому у них наблюдается возрастание роли элементарных физиологических потребностей, например потребности в еде.

Главными  и ведущими неблагоприятными факторами  оказываются слабая любознательность (ориентировка) и замедленная, затруднённая обучаемость ребёнка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это  внутренние биологические (ядерные) признаки ИН. Из-за этого ребёнок выпадает из детского коллектива, минует два крупных этапа психического развития (овладение предметными действиями и ролевой игрой). Вторично у него происходит недоразвитие всех высших психических функций (мышления, памяти, характера и т.д.).

Нередко у олигофренов  оказываются нарушенными внимание, восприятие, память. Внимание, особенно произвольное, отличается узким объемом.

При выраженной дебильности  восприятие недоразвитое, недостаточно четкое. Это относится к восприятию зрительных образов, когда обследуемые  путают изображения похожих предметов, плохо различают цвета. При показе картинок дебилам трудно уловить  целостное содержание, и поэтому  они перечисляют отдельные детали рисунка.

Выраженность ослабления памяти часто соответствует степени  слабоумия. Чем глубже дебильность, тем более заметна недостаточность  памяти.

Исследование процесса формирования уровня притязаний у детей-олигофренов, выполненное Л. В. Викуловой, обнаружило следующее. У значительной части  изученных ею детей уровень притязаний вырабатывался, но не сразу, а лишь после  ряда случайных выборов. Дети огорчались при неудачах, даже иногда выражали обиду на экспериментатора, старались  справиться с заданием как можно  лучше. Однако лишь значительное накопление опыта успешных и неуспешных решений  приводило к тому, что они находили адекватную меру своих возможностей и начинали выбирать задачи той степени  трудности, которая хоть приблизительно соответствовала их уровню.

У более слабоумных детей-олигофренов (в степени, приближавшейся к имбецильности) уровень притязаний вообще выработать не удалось.

Езубец Т.Ю.


Информация о работе Готовность к обучению в школе детей 6 - 7 лет с нарушением зрения и интеллектуальной недостаточностью