Гражданское воспитание подростков в условиях муниципального молодёжного центра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 09:38, статья

Описание работы

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования системы школьного образовании и в целом всей молодежной инфраструктуры государством была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.
Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования определяется рядом обстоятельств:
- обновлением системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях различного типа;

Файлы: 1 файл

статья Безуглова, Понаморёва.docx

— 25.15 Кб (Скачать файл)

Безуглова Н. П.

Понаморёва А.И.

Студенты Ишимского государственного педагогического института им. П.П.Ершова, г. Ишим, Тюменская область

 

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ МУНИЦИПАЛЬНОГО МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА

 

Аннотация

В статье рассматривается  вопрос гражданского воспитания подростков в условиях муниципального молодёжного  центра, основанном на следующих правилах: уважительное отношение к личности, параллельные действия групп (коллектива).

 

Abstract

The article deals with the issue of civic education of teenagers in the municipal youth centre which is based on the following rules: respectful treatment of the personality, parallel activities of groups.

 

Ключевые слова: гражданское воспитание; подросток;  молодёжный центр.

Keywords: civic education; teenager; youth centre.

 

Российское образование начала XXI века находится в стадии становления новых парадигм, присущих современной цивилизации, получившей название «информационное» или «постиндустриальное общество». В процессе реформирования системы школьного образовании и в целом всей молодежной инфраструктуры государством была поставлена задача: войти в мировую, глобальную образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения. 

Необходимость усиления внимания к проблемам гражданского воспитания в современных условиях модернизации образования  определяется рядом обстоятельств:

- обновлением системы  образования, методологии и технологии  организации учебно-воспитательного  процесса в образовательных учреждениях  различного типа;

- необходимостью осмысления  учащимися процессов, протекающих  в обществе, образовании;

- в изменении самого  человека, усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин;

- введением новых учебных  предметов, которые требуют постоянного  поиска новых организационных  форм, технологий обучения;

- изменением характера  отношения учителей к самому  факту освоения и применения  педагогических новшеств;

- вхождением общеобразовательных  учреждений  в рыночные отношения,  созданием новых типов учебных  заведений, в том числе и  негосударственных [1; 7;11].

Поведение личности в ситуациях, требующих от нее гражданского проявления, может соответствовать по своему содержанию либо поощрению, либо порицанию. В таких случаях от педагога требуется  разнообразить подходы к воспитуемому, используя различные формы санкций (негативные – наказания, позитивные – поощрения, формальные – опора  на общественное мнение). Неформальными  позитивными санкциями выступают  одобрение, похвала, признание и  уважение [4, с. 48-50].

Таким образом, мы считаем, что  действенным способом организации  процесса гражданского  воспитания подростков, являются следующие правила:

 Во-первых, санкции необходимо  использовать только с уважением  к личности подростка, учитывая  его возрастные и индивидуальные  особенности. 

Во-вторых, необходимо постоянно  использовать параллельное действие группы (коллектива) и избегать действия под  настроением и влиянием ситуативных  порывов.

На этом фоне актуальность гражданского воспитания подростков в  молодежной среде выходит на первый план, являясь приоритетной в образовательной политики государства. Реализация государственных программ, направленных на воспитание человека, как гражданина своей страны, требуют переосмысления всей педагогической и социальной деятельности государственных институтов, сопричастных с воспитанием и образованием детей и молодежи. И одним из  важных элементов огромной системы социального воспитания является организационный потенциал всех социальных институтов относительно социально-педагогических функций:

- социально-нормативная (усвоение подростками норм гражданского общества, усвоение ценностей и символов Отечества);

- прогностическая (обеспечение необходимых условий полноценной реализации интересов и потребностей воспитанников);

- преобразовательная (последовательное расширение сферы общения) [3, с. 139 - 150].

Опыт работы Муниципального центра «Поиск» в направлении работы по гражданскому воспитанию подростков показал, что совокупность ценностей, составляющих феномен гражданственности, лучше усваивается подростками через участие в общественно-полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной деятельности в обществе.

Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре  на общечеловеческие  ценности с  учетом национальных особенностей, тогда  как в реальной жизни он зачастую сталкивается с разнообразными нравственными  ориентирами, с отсутствием нравственного  стержня.

В связи с этим, основной целью гражданского воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо общества.

Задача гражданского воспитания –  это не только  привитие  любви  к Родине, но и  формирование такого качества личности, как умение нести  ответственность за  будущее своей  страны.

Патриот чувствует любовь к Родине, а гражданин четко и ясно осознает свои обязанности перед ней. Подлинность  того и другого определяется участием в жизни общества и государства. Гражданственность является нравственно-политическим качеством личности, нравственным критерием  которого является патриотизм [2; 10].

Наиболее эффективным  является привлечение к активной совместной деятельности в области  гражданского и патриотического  воспитания, непосредственно с подросткового  возраста.

Диагностика уровня гражданской  воспитанности осуществлялась на базе Муниципального молодежного центра «Поиск», задействовано более 40 подростков, решаемые задачи: определение групп респондентов для оценки уровня их гражданской воспитанности; определение диагностической базы для оценки уровня гражданской воспитанности (опрос осуществлен среди 40 подростков); анализ результатов проведенных среди подростков методик, нацеленных на оценку уровня их гражданской воспитанности.

Опираясь на исследования Л.В. Байбородовой, М. И. Рожкова, мы диагностировали гражданскую воспитанность членов молодежного центра по следующим критериям:

- когнитивному (наличие знаний о гражданственности, патриотизме, нравственных и правовых нормах);

- поведенческому (умение применять имеющиеся знания в практике межличностного взаимодействия, осознанное выполнение роли гражданина; коммуникативные навыки, самоконтроль в общении; наличие социальной активности);

- мотивационному (наличие интереса к социально значимой деятельности; осознанное участие в ней);

- эмоциональному (положительное отношение к проблемам гражданственности, любви к Родине, понимание цели деятельности, оценка  ее социальной значимости, оценка взаимоотношений в совместной деятельности, оценка собственной деятельности).

Исходя из выделенных нами критериев гражданской воспитанности, мы организовали работу по четырем  направлениям:

1. Определение наличия знаний о гражданственности, патриотизме, нравственных и правовых нормах.

2. Определение умения применять имеющиеся знания в деятельности (практике межличностного взаимодействия, осознанного выполнения роли гражданина; коммуникативные навыки, самоконтроль в общении; наличие социальной активности).

3. Определение наличия интереса к социально значимой деятельности.

4. Выявление  положительного отношения к проблемам гражданственности, любви к Родине, понимание и интериоризация цели деятельности, оценка социальной значимости деятельности, оценка взаимоотношений в совместной деятельности, оценка собственной деятельности. Практика показала необходимость разработки программы по воспитанию гражданственности.

Нами была разработана программа молодежного движения «Миссия XXI века». Целью программы является - вовлечение детей, подростков и молодежи в многообразную социальную практику и деятельность институтов гражданского общества.

Задачи программы - способствовать формированию у молодых граждан  правовой культуры; разработка и реализация проектов, программ и других материалов, касающихся перспективной деятельности в области развития и поддержки детских и молодежных инициатив;  развитие у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в населённом пункте.

 Направления реализации программы «Миссия XXI века»:

  1. «Молодежное самоуправление» - данное направление формирует чрезвычайно важную сферу саморазвития личности – Я - гражданин через участие молодежи в деятельности органов общественного самоуправления.

Девиз: Патриот, Я – Законопослушный  гражданин, общественно активный.

Приоритетные направления  работы молодежного самоуправления:

- создание «Детского Конгресса» в условиях Муниципального молодежного центра. На данном этапе: принятие Конституции «Детского Конгресса» (основополагающий документ, закладывающий общие основы функционирования модели самоуправления); решение частных и конкретных вопросов, принятие законов парламентом; создание структуры самоуправления;

- создание «Молодежного  парламента», как связующего звена  между молодежью и органами  власти в городе. На данном этапе: разработка Положения о «Молодежном парламенте»; выборы кандидатов в парламент; составление плана работы; реализация социальных проектов.

2. Гражданское самообразование  детей и молодежи

Овладение современными средствами массовой информации. Сбор и распространение  информации, обмен опытом работы.

На данном этапе: подключение  учреждения к открытым информационным системам; обучение подростов; работа с электронными справочными системами; обмен опытом работы (определение  показателей гражданственности  в соответствии с компонентами: гражданское  самосознание; гражданский долг; гражданская  ответственность; правовая культура; соблюдение законов государства; личная свобода; гражданская активность; политическая культура; патриотизм и интернационализм).

Реализованная программа позволила подросткам осмыслить свою роль и место в обществе – в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему, личной ответственности за результаты своего труда. Так же воспитать и развить у подростков лучшие человеческие качества, сформировать социально – нравственные ценность: уважение к родителям, любовь к Родине, миролюбие, ответственность перед близкими людьми, заботу об окружающей среде.

В результате реализации программы «Миссия XXI века» создана система молодежного самоуправления в городе.

Научный руководитель Слизкова Елена Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент

 

 

Литература:

  1. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии [Электронный ресурс]// Социально-гуманитарное и политологическое образование. - http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81534
  2. Гражданская культура [Электронный ресурс]// Архив политической рекламы. - http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy. php? st=89
  3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения [Текст]/Под ред. С. Шехтер, Н. Воскресенская. – М., 2009. – 220с.
  4. Гревцева, Г.Я. Гражданское воспитание школьников в процессе изучения спецкурса «Основы избирательного права» [Текст]/ Г.Я. Гревцева// Преподавание истории и обществознания в школе. – 2005. - № 3. – С. 48 – 50.

Информация о работе Гражданское воспитание подростков в условиях муниципального молодёжного центра