Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:30, реферат
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Гражданско-правовое воспитание школьников
Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Васильевич Шелгунов)
Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к людям. В разные века, защищавшим Родину, воспитание готовности к подвигу – в общем, всего, что является основой жизнеспособности любого общества и государства.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
В настоящее время важно и актуально помочь ученикам понять, что для истории очень важна человеческая память о прошлом, почувствовать гордость за историю Родины, увидеть, что в патриотизме молодежи – возрождение и будущее Отечества.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в нашей школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
В рамках патриотического воспитания мы проводим классные часы, уроки, внеклассные мероприятия, диспуты, викторины и выставки. Наши дети активно принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Одно из самых любимых общешкольных мероприятий - это «Смотр строя и военно-патриотической песни, посвященный Дню Защитника Отечества». Все учащиеся нашей школы, педагоги, родители готовятся к этому празднику. В процессе подготовки, на деле, мы и воспитываем своих детей. Мы изучаем прошлое нашей страны. Это мероприятие учит детей быть ответственными, добросовестными, порядочными.
Опыт проведения
игры “Зарница” показал популярность
и важность этой формы патриотического
и физического воспитания обучающихся.
“Зарница” оказывает положитель
Мы часто говорим о патриотизме. Действительно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
Важный вклад
в гражданско-правовое воспитание вносят
школьные курсы истории и
Конечно, формирование гражданско-правовых аспектов воспитания начинается еще в начальной школе. Программы выстроены в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Изучение окружающего мира помогает воспитывать не только любознательность, но и понимание себя как частицы великого государства. Использование на уроках произведений устного народного творчества помогает учащимся понять черты народного характера, нравственные ценности, представления о добре, правде, храбрости, трудолюбии. Школа первой ступени выполняет работу по накоплению первоначальных знаний о сторонах общественной жизни, об истории Отечества, о патриотизме и гражданственности.
Главная задача патриотического воспитания это-любовь к Родине, готовность к её защите, чувство гордости за свою Родину, свой народ, уважение к её свершениям, достойным людям.
На классных
часах формируются понятия
В настоящее время особенно актуально стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все больше распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Новые образовательные подходы изначально предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость, целостность, принятие себя и других. Школа должна стать местом, где создаются благоприятные условия для общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов. Школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Педагогический коллектив нашей школы проводит воспитательную работу по воспитанию толерантности согласно возрастным особенностям учащихся.
Именно поэтому
формирование основ толерантного поведения
занимает особое место в системе
воспитательной работы в Шувойской СОШ,
которая проводится в трёх направлениях:
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Формирование толерантности в сфере межличностных отношений в детском коллективе, родительском и педагогическом коллективах является первоосновой гражданского воспитания и в нашей школе.
Через разнообразные
формы и методы по формированию толерантности
в детском коллективе наши педагоги расширяют знания,
представления и умения у детей выражать
собственные чувства к своим сверстникам;
и учат переживать достигнутые результаты
через межличностное общение.
Сегодня всем понятно, что сама жизнь ставит
задачи – воспитывать у детей любовь к
людям, национальное самосознание и гуманистическую
мораль.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника. Педагог должен обладать следующими качествами: быть исследователем, творцом, новатором, способным обеспечить успех, психологический комфорт, индивидуальный подход к каждому юному созданию.
Педагогический
коллектив нашей школы
На наш взгляд воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, не возможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы: ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины. Собирая воспоминания у ветеранов, они видят, что это люди разных национальностей, говорящих на разных языках, страшно переживают, за то, что происходит сейчас.
Проводимая школой работа по правовому воспитанию позволяет не только формировать правовую культуру, но и воспитывать гражданские качества и толерантные установки, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важнейших задач, которую успешно решает коллектив нашего образовательного учреждения.
В заключении хочется еще раз напомнить, что любое воспитание, направленное на утверждение мира, прав человека и демократии, является по своей сути ценностным воспитанием, которое требует включенности всей системы образования и всех участников образовательного процесса.
ИТОГИ НЕДЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Классные руководители, учитывая возрастные особенности учащихся, провели часы общения на темы: «Мы разные, но каждый - Человек», «Толерантность – путь к миру!», «Путешествие в страну дружбы», «Толерантность в нашей жизни». В среднем звене и старших классах проводятся мероприятия в форме диспутов, круглых столов о том, что такое экстремизм, о правовых последствиях экстремистской деятельности. Для учащихся начальных классов проводится конкурс рисунков, посвященных Дню толерантности «Мы разные, но мы - вместе», а учащимся среднего звена предлагается участие в конкурсе сочинений «Я, ты, он, она – вместе дружная страна».
Большой интерес среди учащихся вызывает такая форма работы как анкетирование. В 7 – 11 классах был проведен экспресс-опросник «Индекс толерантности». Результаты показывают средний уровень. Такие результаты показывают, что для ребят характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Индекс толерантности
Класс |
Уровень толерантности (%) |
7 |
69,8 |
8 А |
75,3 |
8 Б |
74, 6 |
9 |
69,4 |
10 |
79,8 |
11 |
80,2 |
Информация о работе Гражданско-правовое воспитание школьников